Рецензия на спектакль преступление и наказание

"пресТУПление и НАКАЗание" (Московский драматический театр "СОбытие")

"Тварь ли я дрожащая или право имею..."

В Московском драматическом театре "СОбытие" - громкая премьера - психоделический триллер по самому известному роману Фёдора Михайловича Достоевского - "пресТУПление и НАКАЗание". Со школьных лет знакомая каждому история моральных и физических метаний бедного студента Родиона Раскольникова после совершения им убийства старухи-процентщицы окрашивается на сцене молодого театра в совершенно новые цвета, предоставляя зрителю уникальную возможность взглянуть на трагические события под новым взглядом - изнутри, как это было в самом романе классика.
Спектакль меня поразил, взорвав все органы чувств. Однозначно, на данный момент лично для меня "пресТУПление и НАКАЗание" - лучший спектакль театра! Потрясающая передача атмосферы, настроения и сущности произведения. Будто читаешь книгу! Это тот самый настоящий, истинный Достоевский. Акцент сделан не на скрупулёзном воссоздании визуальных "плюшек" эпохи, а именно на психологическом аспекте событий - за что мы так и любим Достоевского.
Зрителя переносят в самую гущу разворачивающейся трагедии, и он следит за СОбытиями будто глазами героев - со всеми их душевными переживаниями, метаниями. Спектакль-4D!
Причём, предупрежу сразу - постановка рассчитана исключительно (!!) на подготовленного зрителя. На того, кто уже прочитал знаменитый роман и имеет представление о развитии сюжета. Школьники, решившие схалявить и вместо "скучного чтения" сбегать в театр, будут сильно разочарованы и, более того, обескуражены. Этот спектакль, скорее, дополнение к роману, его художественная интерпретация, обращённая к ценителям творчества Достоевского.
Режиссёр смог уложить в почти три часа весь далеко не короткий роман, причём, что удивительно, - целиком. Без заметных пробелов, скачков или перекроек, в результате чего история получилась не только приятно-цельной, но и на удивление динамичной, живой и уж точно ни разу не скучной.
Очень хорошо, подробно и глубоко показаны переживания героев, их мысли и чувства, точно и весьма чётко донесена идея произведения. Одна из лучших драматических интерпретаций на моей памяти.
Что меня поразило особенно - так это работа Германа Пикуса, режиссёра-постановщика спектакля. Его "пресТУПление и НАКАЗание" - одна из самых насыщенных постановок по количеству поражающих воображение режиссёрских ходов и находок - оригинальных, смелых, запоминающихся и зачастую совершенно неожиданных и ошеломляющих. Визуализация внутреннего мира Раскольникова, потрясающие переходы между сценами, когда события незаметно перетекают из одного в другое без остановки, без перерывов на "отдышаться", игра с водой и каплями, находка с уличной толпой. Словом, полное символизма невообразимо-динамичное и захватывающее психоделическое приключение в самой, что ни на есть, аутентичной оригинальному произведению атмосфере. Нечасто со мной такое бывает, но на этом спектакле я абсолютно забыл про время и практически три часа пролетели для меня совершенно незаметно - вот я сажусь на своё место перед началом спектакля - и в следующий момент я, ошарашенный, вываливаюсь в реальный мир из полного душевных мучений мира Раскольникова. Магия театра и мастерство труппы, не иначе!
Впечатлило меня и скрупулёзное внимание Пикуса к деталям: продумано всё - от создания атмосферы капающей водой и занимательной музыкой, до цветовой гаммы и стиля одежды персонажей. Кстати, нельзя не отметить и грандиозную работу художника-постановщика Максима Перелыгина и художника по костюмам Фёдора Архипова - они сумели создать то самое нужное настроение на сцене и очень здорово управляли образным мышлением зрителя. Чего только стоит плавно перетекающий во все остальные костюмы наряд главного героя, или выверенные по цветовой гамме и фасону костюмы каждого из персонажей в зависимости от их характера и настроения!
Не могу не упомянуть и идеально подходящее и попадающее максимально "в тему" музыкальное оформление спектакля, а также главную "бомбу" постановки - весьма необычный этнический музыкальный инструмент, как нельзя лучше вписавшийся в интерьер сцены. Словом, удивляться было чему, причём - постоянно!
Суммарно-минималистическое оформление сцены также очень понравилось - здесь был соблюдён тот тонкий баланс между примитивизмом и перенасыщением, благодаря чему атмосфера держалась на должном уровне на протяжении всего спектакля, и ничего не отвлекало от погружения в происходящие на сцене события.
Интересной мне показалась находка с разделением актов по настроению, атмосфере и образу героев. Если первый акт подготавливает зрителя, вводит в состояние напряжённого ожидания, нагнетает предчувствия и плавно затягивает "петлю", то второй - словно взрыв "достоевской" бомбы - безжалостно проникает в самый мозг и нещадно перестраивает его "по-классику".
А как герои меняются на протяжении спектакля! Если первый акт можно было бы назвать "Размышлением", то второй, однозначно, "Действием".
И, конечно же, актёры. Бесконечно можно хвалить режиссёра и художников, но без такого блестящего состава спектакль просто не мог бы получиться настолько ошеломительным. Причём, каждому актёру не только дали раскрыться, но они ещё и полностью реализовали эту возможность. Громкие овации каждому из них!
Ах, да! Очень понравилось решение совмещения ролей и постоянной смены актёрами личности - динамика от этого только выигрывает, мельтешение - отсутствует, а зрителю даётся возможность насладиться каждой гранью таланта актёров.
Раскольников Даниила Коробейникова. Абсолютно неожиданный образ, довольно таки резко принятый мною в первые минуты (ну как же, Георгий Тараторкин - наше всё!), но абсолютно покоривший меня за весь оставшийся спектакль. Бомба! Стопроцентное попадание в роль, искренняя жизнь на сцене, живые, неподдельные эмоции и безумная отдача актёра своему герою! Браво! Это была магия!!
Дарья Пикус в роли Сонечки, а также матери главного героя и (барабанная дробь) старухи-процентщицы. Актриса меняет личности как одежду - поразительные перевоплощения и поражающая до мурашек трансформация в старую каргу. Пронзительная игра и очень яркие персонажи!
Удивил и Вадим Чибисов в ролях Порфирия и Свидригайлова. Если в первом акте фирменный стиль Вадима ещё можно было местами увидеть в исполняемых им на сцене персонажах, то во втором - он был абсолютно неузнаваем и весьма неожиданен. Актёр снова открылся для меня с совершенно новой стороны!
Понравился и Михаил Каранаев в роли Мармеладова и Разумихина. Причём, его Мармеладов меня откровенно шокировал - так натурально и эмоционально изобразить молодому актёру страдающего от собственной слабости уже далеко не молодого отца, чтобы зритель начистую забыл о несоответствии возраста - громадный талант!
Но больше всего я был искренне поражён игрой и преображением Ирины Смагиной! До этого я видел актрису только в комедийных и сказочных ролях, так что представшая предо мной роковая Дуня и трагичная Марфа Петровна оказались настоящим сюрпризом. Невообразимое количество страсти и драмы, великолепная игра взгляда и огромный эмоциональный разряд в зрителя! И именно её героини максимально сильно меняются в переходе ко второму акту - такое просто нужно видеть собственными глазами!
Так что, в целом - актёры отыграли "на ура" - они с лёгкостью и изяществом меняли личины, полностью погружаясь в мир Достоевского и проводя туда за собой и зрителя, полностью раскрыли своих персонажей и показали не только восхитительную игру, но и великолепную пластику (за хореографию - отдельный жирный плюс постановке!). Так что, однозначно советую не пропустить и сходить на новый спектакль "СОбытия" - изящный психоделический гид по неизведанным доселе на сцене закоулкам легендарного романа. Главное - не забудьте освежить его в памяти перед походом в театр!

"...Кто ж у нас на Руси себя Наполеоном теперь не считает?"


Рецензии