Неожиданное спасение

   " Отвращение к кровопролитию надо иметь в крови." ( Станислав Ежи Лец).


   Эта необыкновенная история произошла в январе 2015 года на Дебальцевском направлении, где боевые действия с обеих  сторон не раз принимали самый ожесточенный характер.  Начальник разведки одного из украинских добровольческих батальонов   майор  в отставке Филимонов Антон Гаврилович, как всегда, вышел со своей группой на боевое задание. Ничто не предвещало беды. Не обнаруженными прошли посты и опорные пункты ополченцев, где  могли быть снайперы.

      

Но война - это всегда риск, непредвиденные обстоятельства и всевозможные сюрпризы. Отряд "кадыровцев"  вырос  словно из под земли. Украинских разведчиков они заметили уже давно и подготовились их  "достойно" встретить. Неожиданно прозвучавшие пулеметные и автоматные очереди стали роковыми для группы Антона Гавриловича. Из десяти человек четверо были убиты сразу, трое ранены. Остальных бойцов горцы обезоружили и связали. Начальник разведки, видя безысходность положения, вырвал чеку из гранаты, собираясь подорвать себя и окруживших его врагов, но не успел. Бородатый "кадыровец" оказался проворнее его, вырвал гранату из руки Филимонова и отбросил ее далеко в сторону.

      



Так украинские разведчики  оказались в плену. На допрос выводили по одному в соседнюю комнату.  Но через приоткрытую дверь было хорошо видно и слышно,  что там

происходило. Внимание Антона Гавриловича привлек уже немолодой, представительный чеченец.






  Не так он, как его внушительный шрам, пересекающий лицо от правой брови и вниз через левую щеку. Филимонов вспомнил, что когда он служил на Камчатке, в его роте был солдат-чеченец точно с таким же шрамом. Прошло двадцать пять лет, но он отчетливо помнил тот период своей службы.

       В его 5-й мотострелковой роте было двадцать чеченцев. Все  рослые, крепкие, как на подбор. Комбат и командир полка так и называли его роту чеченской. "Верховодил" в роте чеченец Газимагомадов Якуб. Выглядел он намного старше своих девятнадцати лет А шрам "старил" его еще больше. Все чеченцы имели крутой нрав, но когда что-то говорил Якуб, ему не смели перечить не только сами чеченцы, но и "дембеля" всего батальона. Его авторитет был  непререкаем.  Газимагомадов отличался от всех остальных солдат и сержантов рассудительностью, взрослым, серьезным взглядом на жизнь...  Он не раз побеждал на полковых и дивизионных соревнованиях в стрельбе из стрелкового оружия и метании гранаты.

      "Боевой" шрам Якуб  заработал  шестнадцатилетним подростком, учащимся Грозненского профтехучилища-10, где он учился на газоэлектросварщика. Однажды вечером на них с товарищами напали пьяные славяне - дембеля. Якуб не растерялся и в сложной ситуации показал себя настоящим воином: точным, стремительным ударом ногою в пах, поверг "центрового" солдата на землю, остальные в миг протрезвели и отступили, но самый щуплый и воинственный, выхватил нож и полоснул нашего "героя" по лицу...

      Мотострелковая рота капитана Филимонова, благодаря в первую очередь чеченцам, была лучшей в полку по огневой подготовке, специальной и физической.И, что очень важно, по дисциплине: пьянки, самовольные отлучки - чеченцев не "интересовали". За умение работать с личным составом Филимонова  часто нахваливал один из авторитетных офицеров полка "афганец" замполит Иващенко Николай Петрович.          На партийных собраниях и служебных совещаниях он так и говорил: "Учитесь работать у Филимонова!" Не случайно не было ни одного праздничного или итогового приказа, где бы не фигурировали чеченцы. Почти все они побывали в отпусках, не один раз были награждены ценными подарками. На все колкости и придирки своих коллег-ротных мол, что ты друг-товарищ не равнодушен к "кавказцам", Антон Гаврилович неизменно повторял:" По труду и честь!"


      Почему-то сейчас он начал вспоминать "своих" чеченцев и вполголоса называть их: Гаргаев Умар, Кайхаров Ибрагим, Муцураев Ахмат, Атабаев Магомед, Сагалаев Али... -Офицер, что ты там бормочешь? - спросил чеченец со шрамом на лице, войдя в комнату пленников. -Ты Газимагомадов Якуб? - задал вопрос  Филимонов. - Да, я - удивился чеченец. - А ты откуда меня знаешь? -Служили вместе, разве не помнишь, ответил бывший ротный. В помещении воцарилась тишина. Якуб пристально посмотрел на украинского офицера, затем быстро подошел к двери и что-то прокричал по чеченски. Через минуту в комнате негде было яблоку упасть- ее заполнили горцы.

     -Товарищ, майор, Антон Гаврилович! - Вот так встреча! - заговорил Якуб. Злость и неприязнь к русскому сменились на доброжелательность и улыбку, располагающую к беседе. Забыв, что они враги, и бывший ротный, и бывший его подчиненный Якуб, погрузились в воспоминания. Зазвучали фамилии  сослуживцев. Вспомнили все комические и трагические случаи, связанные со службой. Поинтересовались друг у друга и тем, чем каждый занимался после армии, о семьях и детях...Остальные "кадыровцы" с удивлением поглядывали то на своего командира, то на пленника. "Вот так дела! Как будут дальше развиваться события?"- прикидывали хозяева положения.

      Когда почти  двухчасовая беседа подошла к концу, обоих охватила грусть, оба надолго замолчали. Каждый думал о своем. Командира "кадыровского" отряда сомнения и переживания "рвали" на части.  Как быть? Как ему поступить? Но не мог он передать Антона Гавриловича  федералам! Ведь его бывший ротный был не просто офицером, в подчинении которого он служил. Он был для Якуба  и всего личного состава роты настоящим отцом-командиром...

        Шли дивизионные тактические учения с боевой стрельбой.Десятки проверяющих из штабов корпуса, армии, округа. Каждый специалист на особом счету. А Якубу надо срочно ехать домой- нана (мама) тяжело заболела! Его ждут семеро младших братьев и сестер! Отец, пока Якуб служил, погиб где-то в Сибири на лесосплаве. Семьей опекаются братья его отца, но все равно, все заботы о  братьях и сестрах легли на плечи матери. Командир полка и слушать не стал, когда Антон Гаврилович завел с ним разговор об отпуске солдату. "Какой отпуск? Учения идут!" -только и смог  выдавить из себя  комполка. Помог лучший "друг" Филимонова подполковник Иващенко. Через три часа рядовой Газимагомадов уже сидел в аэропорту Петропавловска-Камчатского в  ожидании  рейса  на Москву.

        Антон Гаврилович, как никто другой, знал и понимал солдата и люди чувствовали это, тянулись к нему. Всевозможные ходатайства в различные гражданские инстанции, служебные характеристики для поступления на работу в милицию, учебные заведения... И ротный никому не отказывал, всем помогал. Каждый год Антона Гавриловича кто нибудь из его бывших подопечных обязательно проведывал. Чаще всего это были солдаты и сержанты, с лёгкой руки ротного, поступившие работать в торговый или рыболовецкий флоты Камчатки. Нарядно одетые, с подарками и сувенирами они спешили  обласкать своего бывшего ротного. Каждой такой встрече, Антон Гаврилович был очень рад.

            Под вечер Якуб, в сопровождении своей охраны, посадив Филимонова и его товарищей в БТР(бронетранспортер), повез их к украинской границе. "Федералы" и казаки только пожимали плечами, когда на их вопросы, куда они едут, "кадыровцы"отвечали, мол куда надо, туда и едем. С ними никто не хотел связываться.

             На прощание Филимонов и Якуб обнялись. Снайпер 1-й роты Володя Недригайло поднял свою боевую "подругу" СВД(снайперскую винтовку Драгунова) и прильнул к оптическому прицелу. Увиденное потрясло его: начальник разведки батальона братался с чеченцем! Неужели майор продался вражеской стороне? И сам себе ответил:"Нет! Не может быть!"

            Личный состав батальона радостно встретил разведчиков. Но радость была омрачена убитыми и ранеными сослуживцами. Антон Гаврилович пребывал в подавленном состоянии и от расспросов, объяснений уклонился. На другой день он  держал ответ за неудачно проведенную вылазку разведчиков. Больше всего на него "наседали"офицеры СБУ(Службы безопасности Украины), но все обошлось. После месячного отпуска Филимонов перевелся служить в   батальон, который воевал на другом оперативном направлении.

      

 

      

   

 


Рецензии
Уважаемый Николай

Перечисляю на Ваш счёт 10000 баллов для четырёхкратного анонсирования этого произведения на главной странице. Не знаю как, сможете ли, но хотелось бы чтобы анонс был размещён вместе с рецензиями читателей (разумеется без моей). Они (рецензии)ещё наглядней показывают всю абсурдность сложившейся ситуации. И ещё, хотелось бы узнать дальнейшую судьбу Филимонова.

С уважением Геннадий.

Геннадий Рыжаков 2   27.07.2019 15:45     Заявить о нарушении
Геннадий, спасибо! Будем честны: война на Донбассе носит характер Гражданской войны. Под патриотическими лозунгами, используя крайне националистические символику и поступки, Порошенко и его команда превратили её в источник тотального обогащения. Очень жаль, что Зеленский не торопится её заканчивать. Я поддерживаю в этом вопросе позицию Медведчука и Бойко. Каюсь, ещё 2-3 года назад, я думал иначе, это нашло свое отражение в ответах на вопросы рецензентов. Филимонов, разуверившись в целесообразности военных действий на В-Украины, ушёл из армии.

Николай Кокош   27.07.2019 16:24   Заявить о нарушении
Отрадно читать здравое мнение .

Станислав Сахончик   06.03.2020 13:26   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.