Лекарство от тщеславия. 1-4

 1) При тщеславии слава всегда больше, чем человек достоин

Сама слава так и определяется как участвующая в тшеславии. Кроме того, все люди мыслят по-разному, а значит, так или иначе приписывают хвалимому какие-либо несуществующие черты, в том числе добрые, а о существующих рассуждают неправильно. Т .е. они делают ошибку,  и, так как ложь никогда не следует из истины, причина ошибки—в них самих, в их неправильном восприятии другого человека и мира, связанного с ним. При этом в силу многоцельности человеческого действия, люди выстраивают неправильную систему связей этих объектов и человека, причём если эти объекты реальны, лесть обычно сильнее. А в мире полно экстравертов, таких людей, которые больше обращают внимание на внешнее, чем на внутреннее, хотя могут внутренне осмысливать это внешнее. При передаче лести другому человеку их внутреннее преобразуется во внешнее, а затем во внутреннее другого человека, но он властен отвергнуть искушение, так как человек свободен. Только дело в том, что люди зачастую и считают эту свободу большей, чем она есть. Это одно из особых проявлений лести. Другое особое проявление—лесть может влиять на движения тела, вызывая в человеке подсознательную тягу к себе. Это просыпается ветхое я и начинает бороться с Новым Я. А лесть по сути говорит человеку: я более важно, чем Я. А этого я недостойно. А признание достойным какой=-либо льстивой фразы по отношению к Я вообще разрушает сам источник борьбы с я, который в Я и сокрыт. Чтобы не допустить этого, нужно считать, что Я важнее я и что Счастье Я важнее счастья я.

2) Детская лесть и проблема тщеславия.

Дети, поскольку они не сведущи в духовном мире, не знают многого из сказанного автором. Здесь нельзя применять по отношению к ним тех же мер, что и к льстящим взрослым. Надо сказать: а Ты на природу посмотри, какие птицы красивые! То есть, просто отвлечь внимание ребёнка чем-то приятным и интересным. Младенец по версии автора ещё слабо восхищается природой. Здесь можно склонить голову и уйти от ответа, просто отвергнуть искушение и внутренне помолиться за младенца, чтобы у него в жизни меньше искушений лести было. Т.е., с отроком можно наладить диалог, а с младенцем должны разговаривать или только его родители, или дети его же возраста, или люди, очень опытные в детской психологии. Но не следует думать, что вы таковы, если гневаетесь на младенцев за лесть. Поэтому с детьми нужно быть особенно бережными.
3) Громкие восклицания восхваления и страх Божий.

Когда хвалят громкими восклицаниями, животному страху должен противостать страх Божий, идущий от смирения. И смиренные души могут быть спокойны даже в лести с сильными восклицаниями, потому что обладают в глубине не суетным словом лестным, но истинным Словом благовестия, Словом евангельских ценностей, Словом божественным, словом чистым и святым. И никакой земной суд не даст Истинного образа человека, не раскроет его личности, не опишет и отдельной её стороны, потому что она глубока и бездонна, и предназначена не для театральных восклицаний восхищения, а для мужественного несения жизненного кренста и славы вечной, славы не суетной, славы истинной. Аминь

4) Именование человека значимыми именами, даже богом.

Когда человека называют богом, забывают, что человек не обладает свойствами, которые соответствуют истинному Богу. Первое есть не что иное, как язычество в форме культа личности. Это приводит к обеднению культуры, так как её всю видят сходящейся в культовой личности, тогда как она вся сходится только в малейшей части Бога, но личность бесконечна мала перед Богом. Именно незнание на деле христианского учения могут привести к подобному неправильному действию и заблуждению. И обольщаемый да идёт к Богу и отвечает на такое слово умственной молитвой Богу. По которой, узнав её, можно было бы понять, что раз человек молится Богу, значит он не бог.
  Обычно бывает, что подобное именование не буквально. Но даже в этом случае надо быть очень осторожным и применять те же меры, что и в случае буквального именования. Потому что зло, неверноориентированное  небуквально всегда направляет к буквальной неориентированности в случае несопротивления последнему. Следует поэтому усилить свой молитвенный подвиг в этом случае, ибо такое искушение будет повторяться.
  Обыкновенно такое искушение приводит к человеку и хулу других людей, особенно если он сопротивляется первому. Поэтому данное обстоятельство надо держать в памяти и усиливаться в несении жизненного Креста, существенную часть которого и составляет данное искушение.


Рецензии