Бессонные ночи

Бессонные ночи.
(Повесть о царском времени. Начало XX века. Место: Дальний восток, Петербург)

Глава 1. Медведь.

- Замёрзли, вашбродь?
Может выпьете для сугрева?
- Что ты, Степан? Ополоумел? А если зверь пойдёт?
- Так нет зверя то. Одни мы.
- Ничего. Будет зверь. Я чувствую.
- Дык мы уже с час здесь курсируем. А вы легко одеты и ружьё у нас одно.
- Зато какое. Американское. В карты выиграл.
-Американцы хорошо пистолеты делают, револьверы. А чтоб двустволки?
- Мне сказали, что «Parker» или «L.C. Smith» лучшие у них. Это Смит.
- Вы смотрите, а то, может, ну его, медведя?
- Ждём. Я сказал.
- Медведь большой. Сильный, однако. Сам видел. Когти. Во, какие когти. Как здоровые крюки, когти.
- Да ты, Атч-ытагын брешешь. Какие крюки. На лучше водки выпей.
-Нельзя водка. Большой сказал. Большой знает. Умкы не любит водка. Умкы нос далеко чует.
В пути мы уже несколько суток. Наше судно находиться в Анадырском заливе. Нас ждёт пост Ново-Мариинск в устье реки Казачка. Гриневецкий с сотоварищами заложили. Мы идём в обратный путь. Климат здесь суровый. В дороге я заболел. Меня лихорадило. Сейчас пришёл в норму. Местные аборигены говорили, что здесь можно медведя добыть. Хорошего. В середине лета на юге льды тают, и, по мере их таяния с них уходят прочь белые медведи. Я посчитал, что этот момент не должен быть упущен и наняв судно и взяв в провожатые с собой Степана и трёх надёжных человек, один из которых был местным, отплыл на поиски медведя. Льды при солнечном свете ослепительно блистели. Атч-ытагын развлекал нас различными историями. Морячки смеялись в голос. Степан всё ворчал, говорил, что я непутёвый, заболею, умру, а что он делать будет? Ладно. Я решил, что если не будет медведя пойдём назад. Моряки, собравшись у борта нашего маленького судна, с неподдельным любопытством взирали на эту жуткую неземную красоту. Провожали взорами холодные льдины. Я был возбуждён и встревожен одновременно. - А вдруг правда медведь? А у нас из оружия только багор и ножи. У лоцмана 7-ми за разрядный пистолет-саморазрядчик браунинг. Да у меня двустволка Смита. Не густо. Вдали стали показываться льдины с сидящими на них белыми медведями. Первый медведя заметил Атч-ытагын.
- Русы, гляди, гляди! Умкы! Большой, большой умкы! Мех, вот это мех! Мех, белый, белый мех!
Медведь стоял, вытянув вперёд нос, помахивал головой, как будто здоровался с нами или приглашал нас. Лоцман сощурился от удовольствия и изрёк: - Сладенький ты мой. Кушать изволим. Ладно, ладно, погоди, ужо получишь. Вот Александр Николаевич тебя покормит, хорошего гостинца тебе даст,свинцового. Физиономия Лоцмана совсем расплылась в улыбке. Он стоял опершись о борт и в нетерпении постукивал пальцами о перила. Вдруг он заметил рядом стоящего Митяя. Митяй был крепким дюжим малым двадцати лет от роду. Митяй был неразговорчив, зато силён и крепок.
- Чего молчишь, зараза! Али язык проглотил? - А чего брехать то. Ну медведь. Ну большой. Он на льдине, как снимать с льдины то будем? А ежели в воду сиганёт? - Не твоя забота. Господа с Питербурга за тебя решат. Правда, Николаич?
-Правда то, правда, но вопрос не праздный. По ходу дела разберёмся.
- Гляди, вашбродь, какой ласковый! Ну прям как баба! Такой толстый!
- Умкы нападёт, под себя подомнёт, все кости твои обгложет, обсосёт, так это не оставит. А потом когтищами своими, что крюками, раз, раз. -Да ну тебя, Атч-ытагын, сказки не рассказывай. Я взял ружьё, зарядил и прицелился. - Патронов мало. Пару патронов на мишку надо. В глаз стреляйте, чтоб за раз. - Знаю. Но судно качает. Мишка свирево заворчал. Льдина приближалась. Медведь присматривался, пытаясь разобрать, что за ловушка ему готовиться. Белый угрожающе рявкнул и медленно поднял на задние лапы верхнюю часть туловища, в его движении чувствовалась страшная сила. Зверь превратился в один большой сгусток энергии. Я чувствовал каждой клеточкой своего мозга, медведь пойдёт до конца и сам умрёт и нас в воду потянет. Мишка рявкнул в последний раз и приготовился умирать. Я и зверь на миг встретились взглядами. - Стреляйте капитан! Ну, стреляйте же! Мой лоб был в испарине, губы предательски дрожали. -Господи, прости меня, раба твоего. Одновременно с прыжком медведя прогремел выстрел. Меня выбросило за борт. - Батюшки светы. Александр Николаевич, да чтоже это? Раздался ещу один хлопок. Митяй держа в зубах нож сиганул в воду за мной. Оглушённый, я барахтался в воде. Медведь был ранен, страшно рычал и бил лапами по воде.Тяжёлая лапа с когтями здоровыми как лезвия ножей полоснула мне по шинели. Я вскрикнул. Острая боль пронзила мне грудь. Я чувствовал, надо держаться. Я офицер царской армии. С нами Бог. Я стал терять созание. Подплыл Митяй, схватил меня и потащил к льдине. -Терпите, вашбродь. Сейчас, сейчас я Вас на льдину закину. Медведь и не думал уплывать. Тяжёлая лапа мелькнула в воде. Митяй закричал от боли. В воде показалась страшная окровавленная пасть. Клыки блеснули над рукой Митяя. Со стороны судна раздались два выстрела. Я ухватился за льдну обеими руками. Митяй, из последних сил помог приподнять меня за ноги и скинуть на льдину. Я молился, чтобы льдина выдержала вес моего тела. Медведь истекал кровью и боролся с Митяем, силы Митяя таяли. С судна прыгнул Степан. Кровь заливала моё лицо, я вынул из голенища сапога нож.
- Митяй, держи Белого. Я сейчас.
Два удара ножом вспорли медведю брюхо. Медведь в последний раз рыкнул и завалился на Митяя. Я физически не мог больше двигаться, последний выпад забрал все мои силы. Мой нож остался в брюхе животного. Я лежал на льдине. Зубы мои стучали, я проклинал себя и свою гордость. Митяй погиб! Я погубил его!
 - Живы? Александр Николаевич?
-Степан! Как там Митяй?
- Нет теперь Митяя, утонул.
- Как же так? Я ведь видел, мы медведя вдвоём ножами пырнули?
-Это Вы ножом медведя. Лежите, не двигайтесь, сейчас Лоцман обработает Ваши раны. Он раньше хирургом работал, да спился, выгнали, сейчас вот перевозками занимается.
- Ну Вы, капитан, прям Илья Муромец! Как вы ножом мишку то.
Лоцман, склоняясь надо мной, улыбался в усы, его глаза были по-доброму сощурены и влажно блестели.
- Когда Вас в воду бросило, я браунинг то, достал. Ну и пальнул. В мишку то. А ему хоть бы хны. Вы Белому в глаз попали, но, несмотря на это, он так яросно бился, берсеркер какой то. Митяй вот потонул. Жаль, молодой совсем был.
- А медведь? В воде остался? -Нет, Атч - ытагын вытащил. Сейчас шкуру снимает. Почти не попортили шкуру. Продать можно. Опять таки с голода не помрём, мяско есть.
-Есть, то есть. Но Митяя жалко. Силы мои были на пределе. Телу надо было отдохнуть. Мозг отключился. Я погрузился в сон.


Рецензии