Однажды вечером

               
                Пусть будет добрым ум у Вас,
                и сердце умным будет   (С. Я. Маршак)

   Он никуда не бежал и поэтому был заметен в вечерней суетливой толпе. Заметен по-особому.  Как камень, лежащий на дороге, о который можно запнуться, а поэтому стоит обойти. Его обходили, а он…Вобрав голову в ворот широченной куртки, он стоял у входа в «Универмаг», пристально и оценивающе приглядываясь к бегущим. А они торопились поскорее нырнуть в волшебную сутолоку магазина, будто именно в нём и сию минуту продавцы вынут из-под прилавков отлежавший бока дефицит и начнут его швырять налево и направо совершенно задаром.

   Нам с Серёгой дефицит сегодня был не нужен.  Но быть в городе и не убедиться лично, что почём и какого цвета – дома не поймут.И вот когда зыбкий омут «Универмага»  почти втянул меня и моего друга, я увидел его. И даже не его самого , а лишь два огромных глаза. Но всмотреться в эти два глаза нам не дали. Нас , обнявшихся крепко-накрепко,  течением занесло в отдел  «Игрушки». Люди гроздьями  висели вокруг прилавков или,  желая купить всё сразу вместе с продавцами, носились от кассы к прилавку, теряя детей и сумки.
 
    Я с умилением вспомнил  наши деревенские магазины. Придёшь, постоишь, посмотришь – и тихонечко уйдёшь. Хорошо! Другой раз чего и купишь.

    На какую-то секунду в толпе снова мелькнули кричащие   глаза. Мелькнули и пропали, потому что перекричать любителей игрушек было невозможно. Магазин ещё долго жевал нас, прежде, чем выплюнуть. У самого входа я споткнулся…о взгляд. Оглянулся – он! Тот самый пацанёнок. Он стоял у входа и глядел прямо на нас. Только как-то чересчур строго. Не по себе мне стало. Сергей оглядел его, близоруко  щурясь.

- Ну чего? Чего уставился, парень? Пошли, Васьк!  А то так и до дому не  доберёшься!
- Дяденьки! -  он подошёл поближе, и оба мы вдруг в тёмных глазах где-то глубоко-глубоко, возле самой души светлячок надежды.
- Дяденьки…вы…вы.. не могли бы вы…не могли бы мне купить …лыжные палки?
- Палки?  Лыжные? - от неожиданности  мой друг  забыл, что  лыжные палки  не для того , чтобы помешивать ими  щи.- А зачем тебе лыжные палки?
- Я хочу кататься на лыжах, - спокойно ответил мальчуган.
- На лыжах? -  эхом выдохнули мы.
- На лыжах!
        Видимо, лица наши так вытянулись, что в его глазах мелькнуло смущение и даже сочувствие. Друг мой быстрее пришёл  в себя.
- Палки . На лыжах.. А , собственно, кто ты такой?
- Я? – он искренне удивился. – Я – мальчик! Пашка….Павлушка.
- А ! Павлуша…Вот тебе блин…А чего же ты , Павлуша,  драгоценный мальчик Павлик…- начал, было, мой друг Сергей ехидно.

    Но я его перебил.
- Палки, Павлуша, палками, а лыжи-то у тебя есть?

   Мальчик потупился, глубоко сунулся в куртку и ничего не сказал. Человеческая река  теперь огибала три камня – один маленький и два больших. Как и положено всякой реке она не замечала того, что несла в своих водах: камни, щепки, сор разный или маленького человечка. Перед нашими взорами была другая река. Бурливая и шумная, она унесла наши лыжи, коньки и велосипеды. В ней утонуло наше детство. А имя ей – ЖИЗНЬ!

- Пойдём! -  первым пришёл в себя я и крепко взял маленькую руку.
- Пойдём-пойдём, - подтвердил друг.

    Лыжи , голубые  и лёгкие,  были одни-единственные. Пашка взял их в руки  бережно, словно боясь, что они неожиданно исчезнут, и понёс. Люди, глядя на его ясное лицо, улыбались и уступали ему дорогу. А один весёлый, при усах и бороде,  дядя не выдержал:

- Ха-ароший у тебя, паря, отец! Эх, кто бы мне эдакие лыжики  прикупил …для полного счастья!
- Домовину тебе пора покупать,  а ты – лыжики.  Хрен старый! – кто-то совсем несердито проворчал у прилавка.

    А мы… мы, не глядя в глаза молоденькой продавщице и друг –другу, рассчитались и вышли из магазина. Пашка стоял у дверей и ждал нас.

- Дяденьки…- начал было он
- Ну-ну! Это ты, друг Пашка, брось! Здоров будь…- и мой друг, серьёзный, как никогда, протянул мальчишке руку.

    А я присел перед ним на корточки и притянул его поближе. Плечики были совсем тоненькие.

- Вот что, Пашка!  У тебя теперь есть лыжи. Катайся…Расти большой и сильный, умный и добрый! А сюда к магазину больше не ходи. Не ходи, слышишь! Всё –всё можно в магазине купить…Всё и даже больше. Но никогда – запомни это,- Пашка!-   никогда ни за какие деньги не купишь достоинства человеческого А ты человек, Паш! Маленький, но  уже человек! Запомни, дорогой Человечек!

- Да , дяденьки! Я запомню…

    На прощание я тоже крепко пожал  руку маленькому ЧЕЛОВЕКУ и шагнул в плотный людской поток.
    Но что это?
    Мы шли с другом по улице, а навстречу нам и рядом с нами шли люди.
    Ясные глаза, светлые улыбки, смех. И хотелось смотреть в их глаза и и улыбаться вместе с ними.
    Ох, и трудный экзамен пришлось выдержать нам с другом  этим вечером…

                19 сентября 1985 г.

   


Рецензии
Талантливо пишете, Сергей! Мимо не пройти, цепляет...
Соглашусь с предыдущим комментатором - золотой рассказ!

Спасибо Вам!
С уважением, Екатерина

Екатерина Береславцева   17.08.2018 11:15     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.