Из истории Украины

   В XVI в. число малороссийских и  днепровских казаков так увеличилось,  что на этот народ стали обращать внимание соседние державы. Киевская, полтавская и частично подольская земли были заселены казацкими хуторами и деревнями. Эти поселения часто подвергались набегам татар и потому постоянно должны были быть готовы к отражению противников.  Так образовалась большая общность людей, всегда готовых к войне.  Этот процесс шёл особенно быстро с XV в., когда крымские татары начали постоянно беспокоить Украину. Вследствие этого без всякого участия правительства появился  класс казаков.
  Малороссийские казаки считались подданными Польши; но вели они вольный образ жизни, принимая к себе всякого, кто исповедовал православную веру. К ним стекались беглые из России, Литвы и Польши. Эти бездомные люди значительно увеличивали  население обширных и плодородных земель. К концу XVI века   польское правительство решило подчинить этот народ своему государственному порядку. Польский король и великий князь литовский Стефан Баторий разделил казаков на округа и полки, получившие названия городов (Миргородский, Переяславский и др.) и дал им право избирать гетманов. Однако, сохранять порядок и удерживать этот народ в повиновении было трудно. С целью прекращения своеволия Баторий организовал шеститысячный отряд «реестровых» казаков, назначил им жалование, остальные же должны были стать холопами. Правительство стало раздавать «реестровым» и шляхтичам земли, и так, живущие на этих землях стали превращаться в крестьян. Но привыкшие к вольности малороссы  не хотели мириться с положением польских холопов.  Когда же в юго-западной Руси начала распространяться уния,*  к притеснениям помещиков добавились религиозные гонения, повлекшие к кровопролитию.

  Из Запорожской Сечи вольный казацкий дух стал распространяться по всей Малороссии. Сечь находилась на острове Хортица  за Днепровскими порогами  и имела вид укреплённого военного лагеря. Туда не проникали ни турки, ни татары, ни поляки, запорожцы свободно плавали между островами по днепровским протокам. Острова были покрыты густым камышом, там они прятали награбленную ими добычу. Это время и жизнь Запорожской Сечи прекрасно и  исторически верно описаны в повести Н. В. Гоголя "Тарас Бульба": «…если соседняя нация угоняла скот, или отрезывала часть земли, или комиссары налагали большую повинность, или не уважали старшин и говорили перед ними в шапках или посмеивались над ними и над православною верою, - в этих случаях надо было браться за саблю», против «басурманов же, татар и турок» всегда считалось справедливым поднять оружие. 
  Известия о притеснении крестьян побуждали запорожцев к военным действиям. Сначала это были восстания, усмиряемые поляками, предводители запорожцев подвергались жесточайшим казням.  В середине XVII в. произошло восстание, которое поляки уже не смогли погасить и которое закончилось присоединением Малороссии к Москве. Предводителем этого восстания был Богдан Хмельницкий.
  Казак по происхождению, он воспитывался в киевском духовном училище, потом продолжил своё образование в польской иезуитской школе, по окончании которой поступил на службу к Потоцкому, который был одним из богатейших польских магнатов. Вызвав его гнев и бежав, Хмельницкий записался в казаки. Т.к. он был «книжный человек», через несколько лет его сделали войсковым писарем. Это звание было почётным в казачьем быту. Хмельницкий был поборником казацкой вольности, однако хорошо ладил с поляками.
  Когда  король Владислав намеревался использовать казаков для усиления своей власти и польские аристократы увидели в этом намерении и в казачестве опасность для себя,  они стали теснить их ещё более - разместили на Украине войско и безнаказанно забирали у крестьян скот.  Замечая у крестьян беспокойный дух и недовольство, их безнаказанно казнили.  Польский подстароста Чаплинский напал со своими холопами на хутор Богдана Хмельницкого, завладел его хлебом, насильно обвенчался с его женой, а одного из его сыновей так жестоко высек, что тот вскоре умер.  Хмельницкий подал жалобу в суд; но ему было отказано. Он обратился к королю; но и там не нашёл справедливости. Тогда  он бежал в Запорожье,  разглашая по дороге о насилиях и притеснениях поляков. В Запорожье его рассказы произвели большое впечатление, однако казаки ещё не имели силы справиться с польскими войсками. Хмельницкий отправился в Крым и заключил союз с ханом. По его возвращению рада провозгласила его гетманом.
   Весной 1648 г. Хмельницкий вместе с крымскими татарами и запорожцами выступил против Польши и в двух сражениях нанёс ей поражение.  В Малороссии начался крестьянский бунт, образовалось много казацких загонов, которые были по сути бандитскими шайками и бесчеловечно истребляли и грабили поляков и евреев. Мятеж распространился по всем русским областям, входившим в состав Польши. «Каждый холоп, - говорил один из польских писателей XIX в.- нам теперь неприятель, каждое русское местечко и селение - гнездо врагов»*
  Ожесточённая война с жестокостями с двух сторон продолжалась. Умер король Владислав. Избранный поляками король Ян Казимир  сам повёл войско против казаков; но вскоре  вынужден был заключить мир, по которому  число реестровых  увеличилось до 40000; киевский митрополит получил право заседать в сенате, евреи  изгонялись с Украины, все должности занимались только православными… Однако выполнение этого мирного договора было чрезвычайно сложным: польское правительство никак не могло решиться на допуск православного киевского митрополита в сенат и на сейм*, Хмельницкий же никак не мог заставить крестьян, которые не входили в состав реестровых, повиноваться польским помещикам.  Мир оказался совсем непродолжительным. Враги сошлись  снова, и на этот раз вследствие измены татар, казаки были разбиты. Толпы казацких семей стали перебираться в  слободскую московскую Украину,  где и заселили эти прежде пустынные места.
    Б. Хмельницкий ещё при начале восстания вступил в переговоры с московским царём Алексеем Михайловичем о принятии Малороссии «под свою высокую руку». Русский царь долго не соглашался, стараясь примирить казаков с Польшей; но Хмельницкий говорил, что они скорее пойдут под турецкого султана, чем вернутся.
   В 1654 г. московские послы во главе с боярином Бутурлиным в Переяславле привели малоросский народ к присяге. Казаки единодушно воскликнули: «Хотим быть подданными царя православного». Малоросский народ присягнул на вечное подданство московскому царю.

 
*Уния - (лат. соединение) — слияние православного и католического вероисповеданий.
*  Отечественная история». Составитель С. Рождественский, С.-Петербург 1886
*Сейм -  название  органов шляхетского самоуправления.


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.