Отец и сын богатыри. Пересказ былины

Как у князя Владимира, в Киеве,
Богатырь служил, звать Данилою
И силен он был, и красив собой,
Только годы шли - стал совсем седой,
Когда молод был, то врагов крушил,
А состарился  - уходить решил,
В монастырь, - к иному стяжанию:
В тишину молитв и к познанию
Тайн духовных, дум очищению,
К покаянию,  да  смирению.
=============================
Вот пришел он к князю, с прошением:
"Отпусти, свет-князь, на моление!
Правдой долгою я тебе служил,
Пятьдесят царей вражеских разбил,
Не за страх: берег землю-матушку
По любви, за совесть! Сколь братушек
Схоронил, погибших, прославленных,
Скоро к ним пойду, на свидание...
Не держи, пусти, тяжело уж мне
Отслужился я, на лихой войне..."

Как разохался Володимир-князь:
"Что удумал ты? А мне, что ж, пропасть?!
Илья  Муромец на заставах спит,
И Добрыня с ним - там и пьян, и сыт!
А Алеша, знаешь, пошел в Царьград...
Лишь неверные округ нас стоят!
А случится что?! Кто врага побьет?!
Не могу пустить! Не настал черед!"


"Нет, князь-батюшка, и черед как раз,
Отработал я, завершен мой сказ.
Сколько мне годков? Девяносто лет!
Прежней силушки и сноровки нет.
Понапрасну ж ты, княже, не скорби,
У тебя    еще   есть богатыри,
А, взамен меня, мой послужит сын,
Хоть  и  мал еще, но годок один
Лишь пройдет, и будет горой стоять!
Не одну, ни две вражьи сложит рать!
Службе воинской сам его учил!
И ничем  меня  он не огорчил,
Чую силу в нем и немалую!
Будет богатырь! Звать Михайлою."
Повздыхал чуть князь, но что сделать тут?
Отпустил Данилу, да шалопут -
Слух пошел вослед, по пятам, за ним,
Что, мол, Киев -гол, войском не храним!
==========================================

Собрались вражины, поганые,
Да на Русь пошли, окаянные,
Окружили Киев, со всех сторон,
Князь Владимир хмур, скорбно мыслит он:
"Никого..., один,  все оставили...
Кто сразится с дикой оравою?
Вьются, вкруг Руси, точно стаи птиц,
Ни просвета нет, не видать границ."

==========================================
Подошел тут к князю Данилы сын:
"Молвить слово дай, княже, господин.
Снаряди меня на священный бой!
И тебя спасу и удел родной!"

"Да куда тебе! Экий ты боец!
Сколь годков тебе, воин -молодец?
Лишь двенадцать лет! А врагов? Гляди!
Им и счету нет! Не мальцы, поди...
Нет, Михайлушко, не подмога ты,
Будем ждать Илью! А, коль, нет...пусты
Разговоры все... Ты ж иди, пока,
Подрасти, остынь. После - на врага!"

Разобиделся тут Данилы сын,
Дверью хлопнул так, что щепа за ним!
Башня дрогнула(та, где князь стоял)
Да и князь, качаясь, чуть не упал...
А Михайлушка- на коня! К отцу!
Вот и монастырь. Он - стрелой к крыльцу!
В келью, к старику, да и в ноги: Бух!
"Здравствуй, батюшка! Чай, дошел уж слух?
Киев-град и Русь при большой беде!
Окружили нас! Воронье везде!
Слово лишь скажи и пойду за Русь!
Лишь благослови! Головой склонюсь!"

"Да ты что, сынок?! А не мал еще?
Лишь тринадцатый ведь годок пошел?
Разве на Руси повзрослее нет
И сильней, чтоб нас защитить от бед?!
Подрасти еще, силы наберись,
Понапрасну-то, больно не храбрись!"

"Нет, отец родной, свет мой батюшка,
То - не блажь моя, то - Русь-матушка
О беде своей кровно слезы льет,
И меня на бой со врагом зовет!
Ты же знаешь, сам: ни Ильи здесь нет,
Ни Никитича и Алеши след
Далеко... Ты- стар. Кто поднимет Русь?
Князь совсем один. Нет, я не храбрюсь,
Но ты сам велел мне близ князя быть
И престольный град от врагов хранить!"

"Да, ты прав, родной, убедил меня,
Что ж, благословлю, а еще коня
Дам тебе, сынок, будет друг тебе,
Был помощником он мне на войне.
Как поедешь вспять, поднимись на холм,
Тот, окатистый, ( да ты был на нем).
Поднимись и крикни:"Эй, Бурушка!"
Прибежит к тебе, ты ж, по-дружески,
Приласкай его, после оседлай,
Приговаривай:"Послужи, как встарь,
Ты отцу служил, был  товарищем,
Послужи и сыну, Михайлушке"
После от коня пять сажень отмерь
И копай в земле, хоть и снег теперь,
Но копнешь легко- там мой острый меч,
Щит, кольчуга, шлем... Коню не перечь!
Не простой тот конь! Ты послушай, сын,
То, что скажет он - будешь невредим!
Ну..., Господь с тобой! Повоюй за Русь,
Я же за тебя Богу помолюсь..."

======================================
Все исполнил сын, как отец сказал:
И коня нашел, и меч славный взял,
Снарядился, стал и сильней, и в рост
Приподнялся... Гикнул! И конь понес!

Вот и стан  врагов! Говорит тут конь:
"Ты горяч, Михайло, гляжу - огонь
И в середку войска намерен гнать,
Но не следует на рожон скакать,
Надо тихо, с краю,  напасть, а там
Не давать уж спуска своим врагам!
После сделать брешь и сильней разить..."
Но прикрикнул грозно Михайло:"Цыть!
Не конево дело учить меня!
Не затем сыскал я себе коня,
Чтоб войне и драке меня учил!
Ну!! Вперед, давай!" Да во вражий тыл
Поскакал, коня с силою хлестнул!
Тут враги сошлись, конь лишь раз сбрыкнул,
Но зажат повсюду,  со всех сторон!
И Михайло сброшен! И пойман он
Словно муха медом: ни сесть, ни встать,
Лишь одно осталось- пластом лежать!
И взмолился тут он к родной земле:
"Помоги, земля! Утрой силы мне!"
Приподнялся, палицу в руки взял,
Эх! Еще рывок! И на ноги встал!
Рядом конь - неверных копытом бьет,
И врагов поганых зубами рвет,
Но врагов не счесть, саранчой летят!
Тьма от них кругом. Нет пути назад...
========================================

А Данило в келье в то время был,
Вдруг, что свет померк... Сумрак наступил.
Задрожали стены  и пол трясет,
То земля стенает, знать, знак дает...
Закричал Данило, что было сил:
"Да неужто сына злой враг сгубил?!
Порешил, что силы во мне уж нет?!"
Дверь сорвал с петель и скорей на свет!
Точно смерч суровый к врагам летит,
Костылем тяжелым войскам грозит!
Словно цепом бьет, только стон вокруг!
Еще сила есть! Испугалось вдруг
Племя вражие: всем старик знаком!
Покатилось войско, как снежный ком!
А Данила страшен! Глаза горят!
И тела неверных, как пух летят!
Вот и царь Уланище перед ним,
Богатырь его лишь   толчком одним
Повалил, ударил, главу разнес!
Войско тут  же дрогнуло и... сдалось...
А Данило сына вдруг увидал!
Подбежал  и  крепко его обнял
И коня обнял! Гордый, тот стоит!
Посрамленный враг прочь с Руси бежит!


Рецензии