И дождь смывает все следы...

Когда-то я видела фильм с  таким названием.  И вспомнила его только теперь, когда в один дождливый день исчезли все следы моей любви, сомнений и надежд....

... После развода и  всех кругов ада, которые   мне довелось пройти   в своем  первом браке,   я была уверена:   в дальнейшем у меня      не возникнет желания   выйти замуж  и создать семью.  Я боялась даже думать  о втором браке, хотя   уже через полгода   после   моего возвращения в родительский  дом  к ним пришли первые сваты.   Позже  кандидатов  в мужья  стало еще  больше.   Мои родители и   бездетная  тетка, с детства опекавшая и поддерживающая  меня во всем,  уже  не верили  сватам, они   тщательно изучали каждого кандидата  по своим доверенным   каналам.    Иногда  родители  были уверены  в потенциальных женихах  и советовали   мне  выйти замуж за кого-то из них  и  устроить свою жизнь.  Но  я и слышать не хотела разговоров о  создании  новой  семьи, никак не могла залечить свои глубокие  раны, нанесенные сердцу первым мужем.    Так  порой    обожженный огнем   боится   воды.   
Мой бывший   муж  Али   был   грубым, жестоким и деспотичным человеком. Я не успела  узнать  это до свадьбы, мы мало общались, а со стороны он казался   вполне приятным  и обаятельным, к тому же был парнем, как говорится  из хорошей семьи.  Но прошло всего  несколько недель после свадьбы,   и я увидела его истинное лицо, приступы необоснованной   агрессии, дикие истеричные  крики  по самым незначительным поводам, а порой и без повода.  Он  придирался ко мне по мелочам   и был непредсказуем  и потому мне трудно было   составить для себя  список табу на поступки и слова, которые  помогли бы    нам найти  общий язык.  Сегодня ему не нравилось одно, завтра - другое.  Он  мог придраться к моему  почти незаметному макияжу, назвав  его   вульгарным  и  порвать на  мне вполне  приличное платье , не короткое и без декольте,  если оно ему вдруг   показалось   нескромным.  А когда я, желая любой ценой избежать скандала в семье, совсем перестала краситься и стала одеваться  серо и незаметно  муж    возмутился   еще больше,  потребовал   выглядеть как  нормальная ухоженная женщина.  Придирался он ко всему,  что я делала, хотя  я с детства  знала домоводство, хорошо готовила  и мой дом всегда был   чистым и уютным.  Но угодить ему было просто невозможно, а скандалы случались все чаще и чаще..
 Али  был не  пьющим, не имел вредных привычек и пристрастий    и потому трудно было  понять и  оправдать его  поведение в семье,  хотя  таким же  конфликтным  и нетерпимым   он был и на службе,  и потому за  первый год     нашего брака он сменил несколько   рабочих мест,   не  ужившись  с начальниками. 
В какой-то момент  мне захотелось посоветоваться со свекровью , я надеялась: она оценит мое терпение, поймет  и  поможет мне   найти общий язык с Али. Но свекровь, даже    не дослушав, стала защищать  сына, сказав, что  Али   прекрасный муж и отец   уже  потому что не пьет, не курит и не гуляет, как некоторые, не балуется наркотиками.    Недовольная мной   свекровь  обвинила меня в   нетерпении  и отсутствии  женской  мудрости. Не  помогало мне  и чтение  популярной  литературы по психологии, как я поняла потом  - мой Али был совсем не типичный случай.  Я   так и не нашла подход к своему мужу, просто терпела все его издевательства.    Мое терпение и молчание  ( я  долгое время не делилась с близкими  своими проблемами в семье)  еще больше развязали  Али руки, и он    в конфликтах  стал грубо оскорблять, унижать меня,  поднимать на меня руку.  В первый раз он избил меня,  беременную  до сотрясения мозга, но на следующий день  я сказала  всем, что упала  с лестницы.  Доктор, который осматривал мои ушибы   покачал головой и   пользуясь моментом, когда  мы  были  одни, сказал:
-Лучше тебе   уйти  от   тирана - мужа  дочка, такие люди,  как  он  не меняются.  Ему  необходима   консультация психиатра, мне  показалось, что он больной человек, глаза  у парня  просто безумные.
 Но я не ушла от Али  ни в этот раз, ни потом, когда приступы агрессии мужа повторялись.   Второй крупный  скандал у нас случился, когда сыну был годик.    Муж банально  приревновал меня   к соседу, который  несколько раз   приходил к нам в дом , причем, к нему самому,  и завелся от своих же фантазий , оскорбляя меня последними словами.   Он  сломал мне перегородку носа,  я вся была в синяках и ссадинах. Мои родители, уже  зная  о моей нелегкой жизни,  твердо решили  забрать меня   домой. Но муж умолял их, стоя на коленях,  обещал, что  такое больше никогда не повторится.  Просила  о прощении для сына и  свекровь.
Развестись с мужем   меня  умоляли   близкие и родные и даже мой маленький сын, уставший от скандалов и драк  в семье. А я все терпела и терпела, желая сохранить семью ради ребенка.
Однажды, когда я, играя с ним, предложила сыну загадать желание, мальчик вдруг вполне серьезно и грустно сказал : “Хочу, чтобы мы жили вдвоем, без папы. С ним нам очень плохо”.  Это окончательно определило мое решение о разводе.
И когда, спустя  уже четыре года после развода, в моей жизни неожиданно появился Ильяс, я заранее  для себя решила   - торопиться в ЗАГС я не буду.
В первый же вечер Ильяс рассказал мне о своей жизни, о том, что фактически уже год живет  в разводе с женой. Что сварливую и скандальную жену, ревнивую и взбалмошную еще как-то  потерпел бы ради детей, но вот теща явилась последней каплей, переполнившей его чашу терпения. Она вмешивалась во все и всегда, и ему, в конце концов, надоел этот двойной гнет.
Я была влюблена в него, а значит слепа  и глуха, не способна делать какие-то выводы. Не верила и тем, кто говорил мне совсем другое о семье Ильяса: что его жена - тихая и милая женщина, просто уставшая от его похождений и приключений, а теща - доцент одной из кафедр университета, интеллигентный  и очень сдержанный человек, и вмешиваться в семью дочери ей было бы просто некогда, если бы не особые обстоятельства. Не раз прощала она вместе с дочерью ловеласа зятя,  и каждый раз он клялся  в верности на будущее. Жена Ильяса долго мирилась с его изменами, но была окончательно добита  “сюрпризом”  после  одной из командировок любвеобильного мужа. Ей пришлось долго и мучительно лечиться, сгорая от стыда и обиды и все это довело ее до невроза. Вот тогда-то  теща Ильяса молча забрала дочь  с детьми к себе, а зятя, пришедшего к ней с объяснениями, просто выставила за дверь.
Обо всем этом, во что не верила и не хотела верить, я вспомнила уже  потом - задним числом, а тогда все эти чудовищные грехи Ильяса, рассказы о его жестокости по отношению к жене и постоянных изменах никак не вязались для меня с любимым, который казался мне лучшим из мужчин, порядочным, обаятельным, добрым, красивым.
 “Они просто завидуют моему счастью”, - глупо думала я о тех, кто пытался “открыть” мне глаза.
Ильяс хорошо относился не только ко мне, но и к моему сыну, который всей душой, не знавшей отцовской ласки и любви, потянулся к нему. А я была счастлива, когда Ильяс, приходя к нам, обязательно, в первую очередь, интересовался  моим Алишкой, его делами в школе, подолгу общался с ним, учил каким-то упражнениям, брал его с собой на рыбалку.
- Мама, а почему дядя Ильяс не живет с нами, а только приходит и уходит? - спросил меня однажды сын о том, что с некоторых пор волновало и меня.
В тот же вечер я передала слова  Алишки Ильясу, думая, что ему будет приятно их слышать. Но от меня не ускользнула некоторая растерянность Ильяса и его желание  быстрее  увести разговор в сторону.
В начале наших отношений  он не раз говорил мне о том, что мы обязательно поженимся, но так же, как и я, еще не пришедший в себя от неудачного первого брака, не торопился.
Мы были вместе уже около двух лет и нашей неопределенностью в отношениях были недовольны мои родные.  А в один из дней они открыто спросили меня о наших  планах. Я сказала им, что мы собираемся пожениться и передала наш разговор Ильясу. Он растерянно сказал, что сейчас в его семье все складывается так, что ему, видимо, придется помириться с женой. О причинах просил не спрашивать, сказал, что мне надо знать одно - он  очень любит меня и моего сына и никогда нас не оставит.
- Что же мне делать? - расстроилась я. -  Мои родственники никогда не простят мне  связи с женатым мужчиной, да и я бы никогда в чужую семью не вмешивалась, если бы ты не сказал, что вы с женой в  разводе.
- Скоро я все улажу,  переговорю с твоими родными, официально попрошу у них твоей руки. Я не первый и не последний в Дагестане, у кого есть две семьи. Все обязанности мужа и отца оставляю за собой.
- А как же твоя жена? - спросила я, убитая этими новостями.
- Она все знает и ничего не имеет против, так что смирись со всем этим и ты, - сказал он, желая поскорее закончить разговор.
- Но я не хочу так...- попробовала я возражать.
- Это очень просто объяснить - ты меня больше не любишь, если не хочешь понять мою трудную ситуацию.
Я долго плакала в тот вечер, но не зная, как быть дальше, решила не торопить время.
 Я любила его и уже давно считала своим мужем, обожал его и мой маленький сын. Ильяс после двухлетнего развода с женой все же вернулся к семье, а я постепенно смирилась с этим, хотя ревность разрывала мое сердце. И все же я постаралась понять любимого, оставить все так, как он хотел.
Братья,  разозлившись на меня  всерьез, перестали со мной разговаривать, а мама, скрывая обиду, попросила оформить наши отношения хотя бы по шариату.
Ильяс ответил на это пожелание мамы очень легко, сказал, что если это для меня так важно - он готов оформить со мной  такой брак, но  ведь мы с ним никогда особо религиозными не были.
- А маме можешь сказать,  что мы все  уже оформили, пусть ей будет спокойней, - посоветовал мне Ильяс, видимо, даже не подозревая, как мне больно это слышать. - Неужели бумажку из мечети будет требовать?
Ильяс говорил мне, что их с женой, как и раньше, ничего не связывает кроме какой-то сложной и временной  ситуации в семье, связанной с детьми.
Я не раз пыталась объяснить ему, что могу понять его возращение в семью, особенно потому, что у них с женой  есть дети, которые нуждаются в них обоих. Но Ильяс сразу же прекращал этот разговор, еще и обижаясь на меня, за то, что я теперь хочу от него избавиться и ищу повода для этого.
Говорил, что с женой они живут в разных комнатах и  не имеют  никаких супружеских отношений,   а общаются только по необходимости из-за детей. Только спустя какое-то время он открыл мне тайную причину своего возвращения в семью, сказал, что после обручения его старшей дочери родственники попросили его временно, до ее свадьбы, пожить вместе с семьей.
Уже  потом, опять-таки задним числом, я узнала, что его дочь была засватана за   своего двоюродного брата - еще со школьной скамьи. А семья жениха, родного племянника Ильяса, естественно, знала о разводе  с самого начала.  То есть Ильяс говорил мне неправду.  Узнала и о том, что Ильяс, очень страдал от ухода жены, посылал к ним всех своих родственников., чтобы уговорили ее вернуться, умолял ее мать и ее саму, поджидая их с работы. И в это же самое время встречался и со мной, говорил, что наконец избавился от жены-истерички и стервы, а также   от   властной  и вредной тещи. Говорил,  что счастлив только со мной и никогда меня не оставит.
Может в это трудно поверить, но все было именно так.  Жена Ильяса, поверив, наконец, его клятвам и заверениям,  сдалась. Она  и не подозревала о моем существовании в жизни ее мужа. Хотя он не раз говорил мне : она все знает и  ничего не имеет против наших   отношений  с ним. Что у нас с его женой равные права на него.
Конечно, сомнения у меня были, и я не раз пыталась поговорить с Ильясом. Но он всякий раз раздраженно прекращал этот разговор, упрекая меня в том, что не хочу его понять, думаю только о себе.
В один из летних дней я с подругой  была на рынке и вдруг у выхода увидела Ильяса. Он был в спортивном костюме и с двумя ведрами вишни в руках.
- Жена, видимо, за вишней послала, варенье варят  всей семьей, - невесело подумала я, отгоняя от себя грустные мысли...
- Смотри, Ильясик твой! Он в спортивках, значит, на машине... И нас подвезет с нашими сумками, повезло, - обрадовалась подруга.
Мы двинулись к нему навстречу, и моя Марина, окликнув Ильяса, поздоровалась с ним. Я стояла с ней рядом.
Ильяс  как-то странно и холодно, не глядя на нас, тихо ответил на наше приветствие и тут же отвернулся, громко обращаясь к кому-то позади себя:
-Ума, я иду к машине, догоняй, - и поспешно пошел к выходу, не оборачиваясь.
Я  поняла, что он обращается к жене. Я впервые увидела свою соперницу. Это была красивая   молодая женщина, ухоженная и приятная, совсем не похожая на стерву, истеричку и скандалистку, как ее описывал Ильяс. Она счастливо улыбалась и несла в руках букет цветов. А ее муж впереди нее нес в машину ведра с фруктами.
Мне захотелось   сквозь землю провалиться. Все свои силы собрала лишь для того, чтобы не расплакаться.  Марина, заметив мое замешательство, поспешила меня успокоить: :
- Он  тебя не заметил, Саида. А на то, что со мной холодно поздоровался, я не в обиде, откуда мы знаем, какие у него сейчас проблемы. Не до меня, наверное...
Видимо, человек при желании может поверить в самое невероятное. И я после слов подруги   засомневалась, подумала о том, что Ильяс просто не смог бы так просто пройти мимо меня. Ведь говорил, что жена все о нас с ним знает, а их перемирие - не что иное, как маленький спектакль ради дочери-невесты, временная мера.
В любом случае, поздороваться по-человечески он с нами мог бы, но, видимо, не захотел... Почему?! Может, действительно, он меня не заметил, а Маринку не узнал в толпе и суете...
Я сходила с ума от обиды и разочарования, но Ильяс, явившийся в тот же вечер, как всегда любящий, заботливый, внимательный, окончательно развеял мои сомнения и даже обиделся:
- За кого ты меня принимаешь?! Я действительно тебя не заметил. А  подругу твою не сразу узнал.  Замучился на рынке, перегрелся, никого перед собой не видел... А то, что с Умой  на рынке оказался, ничего в этом обидного для тебя быть не должно - тебя ведь я обычно, вообще, в этом плане разгружаю - базары, магазины, все мужские проблемы беру на себя... Так что и не знаю, чего тебя сегодня на рынок понесло? Что, у нас кончились продукты?
Шло время, но Ильяс больше не изъявлял желания знакомиться с моими родными, раздражался и обижался, когда  я просила его как-то упорядочить наши с ним отношения, поговорить с мамой и братьями, которые после его возвращения  в семью уже однозначно запретили мне встречаться с ним.
- Чего тебе не хватает? Разве я тебя не люблю, не уделяю внимания сыну, отказываюсь от каких-нибудь обязанностей мужа? - обиженно выговаривал он мне. - Потерпи немного, я тебя прошу.
 Я пыталась скрывать свою обиду и боль, портила из-за него отношения  с близкими, закрывала в разговоре с ними эту тему.
Но расстаться с ним никак не могла, привыкла, любила, боялась  одиночества...
Все решил случай. В один из холодных осенних дней мы с сыном стояли на остановке в ожидании маршрутки. Шел проливной дождь и я, беспокоясь за насквозь промокшего сынишку, вышла на проезжую часть дороги, чтобы поймать такси.
-Мама, мама, смотри - наш дядя Ильяс! - радостно закричал мой мальчик при виде знакомой вишневой  иномарки.
Я посмотрела и даже сквозь усердно работающие “дворники” отчетливо увидела взгляд Ильяса - он смотрел прямо на нас.
Алишка помахал ему рукой, но машина проехала мимо, хотя на этот раз я точно знала - Ильяс нас видел.
Машина проехала несколько метров, а потом стала медленно возвращаться к нам.
Мы подбежали к машине, даже и не предполагая, что Ильяс не один в машине.
На заднем сидении сидела его жена.
-Я вас и не заметил, проехал мимо, - сказал Ильяс, обращаясь ко мне. - Кстати, познакомься, Саида, - это моя жена Ума,  она и увидела, что Алишка голосует на дороге. Уже потом и я заметил, говорю ей : Это же  сестра моего друга с сыном
 Так познакомил меня со своей женой человек, который уже три года называл   меня своей женой.
Жена Ильяса достала большой носовой платок и стала вытирать моего промокшего Алишку, мило улыбалась мне, о чем-то спрашивала.
Я, чувствуя, что теряю самообладание, попросила Ильяса остановить машину, сама не зная где. Он притормозил, передал привет придуманному   им другу- моему  брату и семье, сказал, что вечером позвонит ему по важному делу.
- Мама, а почему мы вышли здесь? - спрашивал меня ни о чем не подозревающий Алишка.
Я  ничего не могла ответить - все мое тело, волю, душу парализовала и сковала боль.
Из оцепенения вывел меня хныкающий Алишка:   
- Мам, ну, мама, сколько еще будем здесь стоять? Мне холодно, я весь промок...
Я опомнилась, поймала такси, привезла сына домой. А сама так и не могла согреться и успокоиться. Потому что холодно и бесприютно было не телу, а моей душе, в которой совсем еще недавно жили и властвовали любовь и вера.
Вечером пришел Ильяс и как ни в чем не бывало пытался обнять меня, сказать какие-то обычные и привычные слова. Принес конфеты и игрушки для Алишки.
А я с удивлением отмечала  - со мной ничего не происходит и ничто во мне не  откликается, как обычно, на его ласку, нежные слова... Я была спокойна и свободна. И знала  уже твердо - с Ильясом   я больше не буду.  Любовь прошла так легко и бесследно... И  дождь смыл все ее следы...

 


Рецензии
Трогательная история! Таких "мужей" к сожалению есть в жизни! Написано искренно! Спасибо, Эльмира ханум! Удачи Вам!
С уважением,
Камран

Камран Назирли   23.03.2019 19:02     Заявить о нарушении
Очень признательна
за ваше внимание, спасибо .

Эльмира Ибрагимова 3   26.03.2019 19:38   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.