Отрывок из рассказа курсанты. свои люди сочтёмся
Истребитель, это не фронтовой бомбардировщик типа Су – 24, которого сбили турки, хотя в той ситуации, для меня как бывшему ОБУ КП имевшему около 1500 наведений на воздушные цели и восемь лет отработавшему на СКП в качестве руководителя ближней зоны возникают закономерные вопросы. Где была группа руководства полётами? Турецкий лётчик работал в заднюю полусферу нашего Су – 24, ракетами ближнего боя с тепловой головкой самонаведения из положения дежурства в воздухе, могу предположить с малой высоте. Но для уверенной атаки нашего самолёта турецкому истребителю необходимо сблизиться до трёх – четырёх километров с нашим Су – 24. Процесс атаки турецкого лётчика нашего бомбардировщика группа руководства аэродрома должна наблюдать, это 100%. Был ли предупреждён экипаж Су – 24 нашей группой руководства об атаки его F-16? Если ДА, почему не последовала реакция нашего экипажа? Уйти от ракеты с тепловой головкой самонаведения, когда бомбардировщик уже в захвате очень сложно, но надо использовать хоть минимальный шанс.
В одном из своих рассказов о службе на Украине «Хохлы», я подробно описал, как простой ОБУ КП ад предотвратил уничтожение своего боевого вертолёта Ми – 24 с аэродрома «Броды» экипажем МиГ 23 МЛ из дежурного звена аэродрома "Староконстантинов", хотя получен приказ на его уничтожение от командования с генеральскими звёздами. По – этому за время службы в авиации у меня сложилось уже определённое мировоззрение, что наша задача, сделать всё возможное и даже невозможное, чтобы лётчик выполнил поставленную боевую задачу и благополучно приземлился на своём родном аэродроме. Если ОБУ или другие лица из группы руководства полётами не видят за отметками от самолётов конкретных пилотов, не могут себе представить действия лётчика в кабине и его состояние при выполнении того или иного задания, то помощь от такой группы руководства минимальная.
Далее на всех российских самолётах установлена система предупреждения об облучении радиолокационным прицелом противника ( справа, слева, снизу, сверху). При захвате головкой самонаведения ракеты атакующего истребителя, в наушниках пилота атакуемого самолёта слышен громкий зуммер (сигнал), то есть наши пилоты должны знать, что их атаковали. Почему не последовала реакция экипажа Су – 24? Скорее всего, уверенность в безопасности на высотах выше шести тысячи метров, создала синдром некоторой беспечности. Кто же мог ожидать от турок, якобы союзников, что они будут стрелять? Но после бомбёжек нефтехранилищ и колонн наливного транспорта, тем более маршруты их с высоты хорошо просматривались, можно уже было делать выводы. Не успели, а жаль, очень жаль погибших ребят. И надо всегда помнить, что это война, тем более с террористами, способными на любые непредсказуемые действия вплоть до самопожертвования. Способ боевых действий «свободная охота» не характерен для фронтовых бомбардировщиков, если память мне не изменяет. Для истребителей противника Су – 24 абсолютно незащищённая мишень и работать без прикрытия своих истребителей и ЗРК просто самоубийство. Конечно, после уничтожения нашего бомбардировщика высокое командование вдруг вспомнило о прикрытии наших самолётов и комплексами С- 400, и постановщиками помех Ил - 22 ПП, и естественно истребителями Су – 30, и с моря, конечно, солидная поддержка появилась.
В свое время я был просто возмущён организацией боевой работы нашей авиации в Грузино – Осетинском конфликте в августе 2008 года, когда боевая работа штурмовой и бомбардировочной авиации началась без всякого прикрытия, где Украинские «Буки» работали как в тире. Задавить их помехами, ослепить, сложности не представляло, тем более частоты работы Буков нам известны. К сожалению, в Сирии мы наступили на те же грабли.
4.12.2015г. Виктор Тельпов.
Свидетельство о публикации №215120402264