А. С. Пушкин - Путь к Православию

В настоящем материале представлены содержание, вступительная статья и библиография, составленные А.Н. Стрижевым к книге:
«А.С. ПУШКИН: ПУТЬ К ПРАВОСЛАВИЮ». Издание 2-е, исправленное и дополненное. (Составление, подготовка текстов, примечания А.Н. СТРИЖЕВА). М.: «Отчий дом», 1999. 416 с.

А.Н. СТРИЖЕВ. ОТ СОСТАВИТЕЛЯ.

Сборник «А.С. Пушкин: путь к Православию» - первая попытка собрать воедино литературные работы известных иерархов Православной Церкви, церковных публицистов, а также представителей отечественной словесности и мыслителей, потрудившихся над прояснением религиозного облика поэта. Потребность в такой книге ощущалась давно. В 1933 г. философ С.Л. Франк задался целью «остановиться на религиозном сознании Пушкина»: «Из всех вопросов пушкиноведения эта тема менее всего изучена; она, можно сказать, почти ещё не ставилась. Между тем это есть тема величайшей важности не только для почитателей Пушкина: это есть в известном смысле проблема русского национального самосознания» («Путь». Париж, 1933, № 40). Надо заметить, что о религиозном сознании А.С. Пушкина стали говорить ещё его современники: см. в настоящем издании известное письмо В. А. Жуковского к отцу поэта - С. Л. Пушкину, повествующее о христианской кончине поэта. Эта же тема несколько позже затронута и в «блистательной», как её оценили современники, речи Ф.М. Достоевского на открытии памятника Пушкину в Москве в 1880 году. В конце XIX в. «вечному в творчестве поэта» посвятили свои труды и некоторые деятели церкви (архиепископ Никанор (Бровкович), епископ Антоний (Храповицкий), протоиерей Иоанн Восторгов - см. наст. изд.). К 100-летию со дня гибели гениального «учителя России» (выражение В.А. Жуковского) этот пробел в пушкиноведении активно начал восполняться. Появились серьёзные исследования в Харбине, Париже, Праге, Белграде, во многих других местах, где нашли себе приют авторы исследований - беженцы из большевистской России. В отрыве от Родины они по-новому прочли Пушкина, и классовый подход к истолкованию его творений для них стал неприемлем.
Тогда же проф. К. Зайцев, впоследствии архимандрит и известный публицист, в статье «Религиозная проблема Пушкина» пришёл к выводу: «Духовным здоровьем дышит поэтическое творчество Пушкина. Назовите другого писателя, чтение которого доставило бы такую умиротворяющую и возвышенную радость, навевало бы такое душевное спокойствие, и это несмотря на то, что ставит оно вопросы иногда предельно трудные и остро волнующие» (Россия и Пушкин. 1837-1937. Харбин, издание Русской академической группы, 1937, с. 45).
С сожалением отметим, что в послереволюционной России никакие «академические группы» не ставили, да и не могли себе ставить целью исследовать духовный мир Пушкина. Этим разве что занимались одиночки, без расчёта на публикацию. Правда, официальной пушкинистикой в России за последние 80 лет сделано огромное дело: проведена большая текстологическая работа, выявлены новые тексты поэта, по-новому филологически осмыслен весь корпус наследия, основательно изучена литературная и бытовая среда и в целом эпоха, на которую пришлась жизнь Пушкина. Но религиозное осознание творчества поэта и поныне для неё во многом остается табуированной темой, хотя официальная, нормативная публицистика постепенно и избавляется от табуирования в подходах к своим исследованиям.
Наш тематический сборник далеко не полностью вобрал в себя имеющиеся материалы. Чтобы избежать смысловых повторов пришлось прибегнуть к строгому отбору накопленного. В книгу не включены и многие статьи о Пушкине известных русских философов, с которыми читатели могут познакомиться по сборнику «Пушкин в русской философской критике» (М., «Книга», 1990) и по собраниям сочинений этих мыслителей. Сборник открывается обстоятельным исследованием личности и творчества Пушкина, написанным известным богословом и церковным публицистом проф. И.М. Андреевым в 125-летию со дня гибели поэта. Состав сборника подчинен внутреннему единству в решении его главной задачи: все последующие труды, включённые в книгу, в той или иной мере дополняют и уточняют воссоздаваемый духовный облик поэта.
В заключение заметим, что многочисленные цитаты в текстах тщательно выверены по авторитетным источникам; допущенные в оригиналах погрешности исправлены без специальных оговорок; пояснения составителя заключены в угловые скобки. Постраничные примечания — авторские, примечания составителя оговорены особо.

«А.С. ПУШКИН: ПУТЬ К ПРАВОСЛАВИЮ».
СОДЕРЖАНИЕ:

А.Н. Стрижев. От составителя. С. 5 - 6.
И.М. Андреев.  А.С. Пушкин. (Основные особенности личности и творчества гениального поэта). С. 7 - 68.
В.А. Жуковский. Письмо к С.Л. Пушкину (от 15 февраля 1837 г.). С. 69 - 85.
Ф.М. Достоевский. Пушкин. Произнесено 8 июня <1880 г.> в заседании Общества любителей российской словесности. С. 86 - 113.
Митрополит Анастасий (Грибановский). Пушкин в его отношении к религии и Православной Церкви. С. 114 - 182.
Епископ Антоний (Храповицкий). Слово пред панихидой о Пушкине, сказанное в Казанском университете 26 мая 1899 г. С. 183 - 196.
Митрополит Антоний (Храповицкий). Пушкин как нравственная личность и православный христианин. С. 198 - 217.
Протоиерей Иоанн Восторгов. Памяти А. С. Пушкина. Вечное в творчестве поэта. С. 218 - 237.
Архиепископ Никанор (Бровкович). Беседа в Неделю блудного сына, при поминовении раба Божия Александра (поэта Пушкина), по истечении пятидесятилетия по смерти его. С. 238 - 268.
Архимандрит Константин (Зайцев). Жив ли Пушкин? (1837—1962). С. 269 - 280.
И.А.Ильин. Пророческое призвание Пушкина. С. 281 – 312.
В.Лепахин. «Отцы пустынники и жены непорочны...» (Опыт построчного комментария). С. 313 – 330.
Борис Башилов. Пушкин и масонство (главы из книги). (Духовная победа Пушкина над вольтерьянством и масонством. С. 331 – 346. Поэт и Царь. С. 346 – 362).
Примечания. С. 363 – 408.
Библиография. С. 409 – 413.
 

БИБЛИОГРАФИЯ:

Абрамович С.Л. Предыстория последней дуэли Пушкина: январь 1836 - январь 1837. СПб., 1994.
Абрамович С.Л. Пушкин в 1833 году. Хроника. М., «Слово», 1994.
Амфитеатров А.В. «Святогрешный» // Возрождение. Париж, 1937, № 4064, 6 февр.; М., Сов. культура. 1989, 18 февр.
Анастасий (Грибановский), митрополит. Пушкин в его отношении к религии и Православной Церкви. Белград, 1939. Изд. 2-е, Мюнхен, 1947.
Андреев И.М. А.С.Пушкин. (Основные особенности личности и творчества гениального поэта). В кн.: Андреев И.М. Очерки по истории русской литературы XIX века. Сб. 1. Джорданвилль, 1968.
Анненков П.В. Материалы для биографии Александра Сергеевича Пушкина. СПб., 1855.
Антоний (Храповицкий), митрополит. Пушкин как нравственная личность и православный христианин. Белград, 1929.
Антоний (Храповицкий), епископ. Слово пред панихидой о Пушкине, сказанное в Казанском университете 26 мая 1899 // Православный собеседник. Казань, 1899, июнь.
Арапова-Ланская А. К семейной хронике жены А.С.Пушкина. М., 1994.
Белградский Пушкинский сборник. (Предисл. акад. А.И. Белича, под ред. Е.В. Аничкова). Изд. Русского Пушкинского комитета в Югославии. Белград, 1937.
Бурачек С.О. Видение в царстве духов. // «Маяк». Журнал современного просвещения, искусства и образованности в духе народности русской. Т. 10. СПб., 1840.
Васильев Б.А. Духовный путь Пушкина. М., 1994.
Владимирский Н. Отражение религиозного настроения в поэзии Пушкина. Казань, 1899.
Воробьев Г. Женщины — сослагательницы церковных песнопений // Русский архив. М., 1893, кн. 1, ч. II.
Восторгов И., протоиерей. Памяти А.С.Пушкина: I. Вечное в творчестве поэта. II. Идеализм в жизни. III. Заветы поэта. - Протоиерей Иоанн Восторгов. Полн. собр. соч. в 5 тт. T.I. М., 1914.
Галицкая Русь Пушкину в 100-летнюю годовщину его смерти. Львов, 1937.
Гершензон М.О. Мудрость Пушкина. М., 1919.
Гиппиус Вл. Пушкин и христианство. Пг., 1915; Вестник РХД. Париж, 1987, № 149.
Гоголь Н.В. Духовная проза. М., «Русская книга», 1992.
Грот Я.К. Пушкин, его лицейские товарищи и наставники. Статьи и материалы. СПб., 1899.
Дело о перевозке тела камер-юнкера Пушкина для погребения в Псковскую губернию // Русская старина, 1907, февр.
 Достоевский Ф.М. Пушкин. - Ф.М. Достоевский. Полн. собр. соч. В 30 тт. Т. 26. (Дневник писателя), 1877-1880. Л., «Наука», 1984.
Жуковский В.А. Письмо к С.Л. Пушкину. // «Современник». Т. 5. СПб., 1837; «Русский архив», 1864.
Иванов В.Ф. От Петра I до наших дней. Харбин, 1934.
Иванов В.Ф. Православный мир и масонство. Харбин, 1935.
Иванов В.Ф. Пушкин и масонство. Харбин, 1940.
Измайлов Н.В. Очерки творчества Пушкина. Л., 1976.
Измайлов Н.В. Стихотворение Пушкина «Мирская власть» в связи с находкой автографа // Изв. АН СССР. Отделение литературы и языка. Л., 1954. Т. ХIII, вып. 6.
Ильин И.А. Родина и Гений. Три речи. София, 1934.
Ильин И.А. Пророческое призвание Пушкина. Рига, 1937.
Кибальник С А. О стихотворении «Из Пиндемонти» (Пушкин и Гораций) // Временник Пушкинской комиссии. 1979. Л., 1982.
Кибальник С.А. Смерть у А.С. Пушкина как поэтическая и религиозная тема. - Христианство и русская литература. Сб. статей. СПб., «Наука», 1994.
Константин (Зайцев), архимандрит. Пушкин как учитель жизни. // «Русская мысль», Париж, 1927, № 1.
Котляревский Н. Пушкин и Россия. Пг., 1922.
Лепахин В. «Отцы пустынники и жены непорочны...» (Опыт построчного комментария) // «Журнал Московской Патриархии». 1996, № 6.
Макарий (Булгаков), митрополит. «И сотвори ему вечную память». Речь митрополита Макария на Пушкинском празднике в Москве (1880) // «Московские Церковные ведомости», 1880, № 24; «Московские ведомости», 1880, № 156; «Православное обозрение», 1880, № 6-7.
Митрополит Московский Филарет и А.С. Пушкин // Троицкое слово. Сб. духовно-нравственного просвещения. Сергиев Посад, 1990, № 2.
Мякотин В.А. Пушкин и декабристы. Берлин - Прага, 1923.
Н.Н. (В. Моров). «Апокалипсическая песнь» Пушкина. Опыт истолкования стихотворения «Герой». М., 1993.
Никанор (Бровкович), архиепископ. Беседа в Неделю блудного сына, при поминовении раба Божия Александра (поэта Пушкина) // «Православное обозрение», 1887, март.
Никольский В.В. Идеалы Пушкина. // «Христианское чтение», 1882, № 2. Отдельн. оттиск - СПб., 1882.
Непомнящий В. Дар. Заметки о духовной биографии Пушкина. // «Новый мир», 1989, № 6.
Ободовская И., Дементьев М. Вокруг Пушкина. М., 1973.
Ободовская И., Дементьев М. После смерти Пушкина. М., 1980.
Панченко А.М. Пушкин и Русское Православие // «Русская литература», 1990, № 2.
Переписка А.С. Пушкина с Московским митрополитом Филаретом (Дроздовым) // «Пастырский собеседник», 1889, № 18.
Пигалев В. Пушкин и масоны. // «Литературная Россия», 1979, 9 февр.
Письма Пушкина к Елизавете Михайловне Хитрово. 1827 - 1832. Л., 1927.
Позов А. Метафизика Пушкина. Мадрид, 1967.
Полонский Я.Б. Библиография зарубежной библиографии // Временник Общества друзей русской книги. В 4-х тт. T. I. Париж, изд. Я. Поволоцкой, 1925.
Пушкин в русской философской критике. Конец XIX - первая половина XX вв. (Сост. Р.А. Гальцева.). М., «Книга», 1990.
Пушкинская эпоха и христианская культура. Вып. I - VI. СПб., 1993-1994.
Пушкинский сборник. Прага, Русский институт, 1929.
Рождественский С.В. Пушкин: Черты внутреннего облика. М., 1899.
Розанов В.В. А.С.Пушкин // «Новое время». СПб., 1899, Ne 8348, 26 мая.
Розанов В.В. Кое-что новое о Пушкине. // «Новое время». СПб., № 8763, 21 июля.
Россия и Пушкин. 1837-1937. Харбин, изд. Русской академич. группы, 1937.
Рукою Пушкина. Несобранные и неопубликованные тексты. М.-Л., Academia, 1935.
Сборник Русского института в Праге. Т. I -II. Прага, 1929-1932.
Смирнова-Россет А.О. Записки (Из записных книжек 1826-1845 гг.). Ч. I. СПб.,  «Северный вестник», 1895. Ч. II. СПб., 1897.
Соловьев B.C. Судьба Пушкина. СПб., 1898; «Вестник Европы», 1897, сент.
Сочинения Пушкина. Изд. Российской Академии. T. IX, Ч. II: Примечания. Л., 1929.
Старк В.П. Стихотворение «Отцы-пустынники и жены непорочны...» и цикл Пушкина 1836 г. // Пушкин. Исследования и материалы. Т. 10. Л., 1982.
Стихотворения Пушкина 1820-1830-х годов. Сб. статей. Л., «Наука», 1974.
Томашевский Б.В. История стихотворения «Как с древа сорвался предатель ученик...» // Пушкин и его современники. Вып. XXXVIII - XXXIX. Л., 1930.
Тыркова-Вильямс А.В. Жизнь Пушкина. Т. I, Париж, 1929. Т. II, Париж, 1948.
Улитин В. Во дни Великого поста // «Кадетская перекличка». № 57, Нью-Йорк, 1995.
Франк С.Л. Пушкин как политический мыслитель. (С предисл. и дополн. Петра Струве.). Белград, 1937.
Франк С.Л. Религиозность Пушкина. // «Путь». Париж, 1933, № 40.
Франк С.Л. Этюды о Пушкине. Мюнхен, 1957.
Ходасевич В.Ф. О Пушкине. Берлин, «Петрополис», 1937.
Черейский А.А. Пушкин и его окружение. Л., 1975.
Чернавин И., протоиерей. Пушкин как православный христианин. Прага, 1936.
Черняев Н.И. «Пророк» Пушкина в связи с его же «Подражанием Корану». Харьков, 1898.
Чествование памяти А.С. Пушкина в сотую годовщину его рождения. СПб., 1900.
Цуриков Н.А. Заветы Пушкина. Белград, 1937.
Штейн фон, Сергей. Пушкин-мистик. Историко-литературный очерк. Рига, 1931.
Щеголев П.Е. Дуэль и смерть Пушкина. Исследования и материалы. Вступительная статья и примечания Я.Л. Левкович. М., «Книга», 1987.
Юрьева И.Ю. Пушкин и Христианство. М., 1998.


Рецензии