Жало обезьяны - часть 45

Словно никуда не уходил, а ждал за углом. Он тут же взял управление кризисом в свои руки. Примчался офисный компьютерщик. Оценил происходящее, приказал ничего не трогать и вприпрыжку помчался в свою берлогу "глушить атаку". Так и сказал.
 
Минут через пять компьютер перестал вопить. Эрталбек, действуя от моего имени, хотя я ему таких полномочий не давал, создал комиссию по расследованию и удалился председательствовать на её первом экстренном заседании. Я остался в одиночестве. Что случилось? Почему случилось? Я так ничего и не понял. Хорошо Эрталбек и сетевой администратор оказались на высоте положения. Пульс у меня постепенно успокоился. Но работать я не мог. Все компы были обесточены и подлежали, как выразился компьютерщик, "глубокой чистке". Я пошел на кухню, где по той же причине собрались почти все сотрудники. Посудачили о вирусах, хакерах, краже данных и прочих страшилках. Потом женщины переключились на моду, а мужчины на лошадей. Ни в той ни в другой теме я не разбирался и заскучал. Тут в проеме двери появился мой зам и, скрытый полутьмой коридора, заговорщицки поманил меня выйти.

- Всё выяснили, - доложил он мне вполголоса: - Пойдемте, расскажу.

Мы поднялись ко мне в кабинет. Зам закрыл дверь и вынул из кармана плоскую четвертинку коньяка.

- Это, чтобы успокоиться, - конкретно объяснил он, разливая её содержимое по стаканам. Не то, чтобы мне безумно хотелось выпить. Но и оснований возражать я не видел. Инициатива снизу. Коньяк оказался посредственный, да и полчекушки залпом для меня многовато. Но справился. Отдышался. Зам протянул шоколадную конфету "кара-кум". Тёплую и помятую.

- Так вот, - приступил он к докладу, когда коньяк начал действовать: - Нашу офисную сеть попытался взломать хакер. Для этого он спрятал трояна, который должен был открыть ему брандмауэр. Из макета презентации для КАБСИ он сделал конверт и в него положил трояна. Когда Вы кликнули по файлу презентации, на самом деле Вы открыли конверт и выпустили трояна. У нас защита качественная, и она его смогла перехватить. Серьезного ущерба нет. Придется Ваш твердый диск тщательно вычистить, но мне наш сетевой гуру обещал, что ничего не потеряется.

- А как же он спрятал трояна в наш офисный файл?

- Судя по всему, с помощью Джыргал.

Опять двадцать пять. Если бы не коньяк, давление бы снова подскочило, факт. Но защита прогибалась и трещала под давлением превосходящих сил нападавшего на мою нервную систему противника.

- Ещё есть? - спросил я зама. Тот утвердительно кивнул. Я дал ему прямое указание: - Неси.

Через пару минут он вернулся с поллитровкой напитка более темного цвета, а потому, надо полагать, и более высокого качества. Подперев психику, я вернулся к теме разговора:

- То есть Джыргал вступила в сговор с неизвестным хакером, чтобы он мог украсть офисную информацию?

Эрталбек замотал головой, дожевывая конфету:

- Нет, не украсть. Взять офис под колпак. Следить за почтой, оборотом документов, установить ки-логгер и получить служебные и личные пароли. Серьезная операция электронной разведки.
 
- А Джыргал тут при чем?

- Её внедрили к нам в офис, чтобы запустить трояна.

- То есть заказчик Дюшебиев?!

- Шапаков. Председатель СНБ. Дюшебиев ему помог. Ну, а Вы...

Угадав состояние шока, которое я испытал, зам подлил в стаканы. Голова у меня шла кругом. От неожиданности. А может, от коньяка.

- И что будем дальше делать?

- Подумать надо. Я посоветуюсь со знающими людьми и после обеда зайду к Вам с Джанибеком. Вы пока делайте вид, что ничего особенного не произошло.

Эта задача на фоне предшествующих событий показалась мне несложной. Я выполнял её без особого напряжения минут десять, когда  мне пришла в голову мысль пойти перекусить. Еда меня успокаивает. Я уже спускался по лестнице, как заверещала моя трубка. Номер определился незнакомый. В обычной ситуации я вряд ли принял бы звонок, но в тот конкретный момент немного расслабился и машинально ткнул пальцем в зелёную кнопку.

- Алексей Борисович, это Дюшебиев, - у меня сердце ушло в пятки и я едва удержался на крутой лестнице: - Вы, вижу, обедать направляетесь. Идите, куда обычно, недалеко от офиса. К Вам Джыргал подойдет. От меня. Выслушайте её внимательно. Приятного аппетита.

“Вы, вижу, обедать направляетесь”, -  повторил я про себя. Ни фига себе... В корчму, так в корчму. В обед там хватало посетителей, но приглянувшийся мне столик оказался свободным. Я заказал соленые грузди и уху. И двести граммов водки. После коньяка. Плевать я хотел на предрассудки. Джыргал появилась после второй рюмки. То есть тактически в оптимальный для меня момент. Провал её тайной миссии и разоблачение как внедренного агента никак не сказались на её спокойной манере поведения. Она села напротив и только распахнула пальто. Её лицо имело выражение сосредоточенное, но никак не напуганное или огорченное провалом.
 
- Алексей, у Эртала везде есть глаза и уши. Ему непременно сообщат, что мы с Вами встретились, - деловой и твердый голос Джыргал немедленно расположил меня к её новому образу: - Скажете, я во всем созналась и умоляла дать мне возможность уволиться по собственному желанию. Берегитесь Эртала. Он что-то замыслил. Очень серьезное. Дюшебиев хотел Вас подстраховать и поэтому попросил меня перейти на работу в офис. Но Эртал и Джанибек почувствовали неладное и решили меня устранить. Это они, а не я, попытались запустить трояна, чтобы следить за Вашей перепиской. Но мне удалось их переиграть. Я заметила, что базовая версия доклада на КАБСИ, которую я получила от Эртала, заражена. Очень хитро заражена. Профессионально.Убирать трояна не стала, это рискованно, но установила в конверт триггер, замаскировав его под сообщение о вирусной атаке. Теперь они хотят получить Ваш твердый диск. Найти там что-нибудь интересное они не очень надеются. Их цель - установить того самого трояна. Всё, мне пора. Удачи!

Джыргал запахнула пальто и пошла к выходу, понуро наклонив голову. Её фигура ясно выражала разочарование и даже расстройство результатом нашего разговора. Я потерял способность удивляться. Моей единственной задачей стало дотянуть до вечера, и я включил автопилот. У меня есть такая способность. В обстановке, которую я не могу понять, я перестаю действовать рационально и начинаю плыть по течению. По дороге назад в офис сделал небольшой крюк, чтобы проветриться, и вошел в кабинет с почти ясной головой. Скорее всего, зам попросил охранника доложить ему о моем возвращении. Я услышал, как он и Джанибек поднимаются по лестнице ещё до того, как успел повесить на вешалку шляпу.

- Встречались с Джыргал, - утвердительным тоном заметил Джанибек, пожимая мне руку.

- От меня что, её духами пахнет? - парировал я.

- И о чем говорили? - вступил в разговор Эрталбек.

- Пощады просила. Мол её принудили. Хочет завтра тихо уволиться.

- И что Вы по этому поводу думаете? - поинтересовался Джанибек.

- Я решил, - ответил я с ударением на "решил", - что так и сделаем. Иначе надо вызывать контрразведку. И тогда следственная группа месяца на два обоснуется здесь, чтобы разобраться самым тщательным образом. А значит, придется информировать Брюссель, откуда тоже кого-нибудь пришлют. И всё, работа встала. Замордуют допросами. И всё из-за одной дурной девчонки.

- Я категорически против, - заявил Джанибек: - Надо разобраться, кто за этим стоит.

- В общем, я тоже так думаю, - не очень определенно выразил свою точку зрения Эрталбек.

- Если хотите, можете протокол вести. И вписать туда ваше мнение. Но решение я уже принял. Здесь не "тройка" решает. Здесь я решаю.

- Вообще-то Вы, Алексей Борисович, наверное правы... - заметался зам между мной и байк;.

- Это в каком таком смысле, "наверное"? - зажал я Эрталбека в угол: - Сомневаетесь в правильности решения руководителя? Отлично, давайте и это в протокол впишем.

- Что Вы всё, протокол да протокол, - примирительным тоном сказал Джанибек: - Не надо протокола. Мы не на партсобрании. Вы эту лазутчицу сюда протащили, Вам и расхлебывать, - и после секундного колебания злорадно добавил: - Может, Вы с ней заодно.

Эрталбек заерзал на стуле. Но я промолчал. По подсказке автопилота.

- Когда можно компьютерщику зайти, чтобы Ваш комп почистить и дополнительную защиту установить? - спросил зам, пытаясь разрядить обстановку. Мы с Джанибеком ещё немного пошвырялись друг в друга молниями, но он уже остыл, а мне его подначки пофиг.

- Чем время на чистку тратить, пусть поставит новый. А этот по акту спишем. За подписью Эрталбека и Чолпон.

Зам прикусил губу, но промолчал. Сдержался. А жаль...

XII.

От московского метро я отвык. Перегоны между станциями казались бесконечными. Вагон в этот час, где-то после трех, был полупустым. Чтобы скоротать время, принялся разглядывать пассажиров напротив. Быстро надоело. Неинтересный народ попался. Накатила апатия. Дело мне предстояло хоть и немного необычное, но несложное. Московский приятель Колян позвонил мне через неделю после моей последней встречи с роковой девушкой Джыргал. Она исчезла, как камень в омуте. Вода чавкнула и сомкнулась, круги разошлись и пропали. Тишь да гладь. Мои основательно потрепанные нервы требовали больше времени для заживления. Надо было срочно приниматься за работу, наверстывать упущенное из-за фортелей Джыргал время.
 
Но придумать, как двигать дело дальше, мне не удавалось. Я сумел помешать и одним, и другим, и третьим, и ещё неизвестно скольким. Мои противники, похоже, тоже запутались в теме понимания моей роли в развитии событий. Поскольку я совершенно не собирался изображать из себя героического разведчика в тылу врага, раскопки в Киргизии имело смысл прекратить. Или хотя бы приостановить. Допустим, я более или менее понимал, чего не надо делать. А чего надо-то? Звонок Коли пришелся как нельзя более кстати.

- Здорово, тля болотная, - раздался в трубке его жизнерадостный голос. Звучал он смазано, и узнал я его скорее по обращению: - Пощупали твой пробник. Материальчик сопливый, конечно, но сказали, сойдет. Ты там покуда ещё чего настрочил?

- Ну, да. Есть товар. Материал типа ватник. С набивкой.

- В сезон, - снисходительно одобрил Коля: - Приезжай, однако. Махнемся не глядя. Заодно грибов соленых поедим. Целую тебя в рот.

Мне полагались два с половиной дня отпуска за каждый отработанный месяц. Но сам себе заявление я подписать не мог. А сообщать о своих планах директору объединенного координационного центра международных программ не хотел. Зато я мог утвердить себе командировку в предела региона. Немного подумав, позвонил Бекдурды в наш сателлитный офис в Ашхабад. Если в Бишкеке нацбезопасность присутствовала в головном офисе пусть под прозрачным, но все же прикрытием, туркменское МНБ не видело ничего зазорного в том, чтобы совершенно открыто прикомандировать своего офицера. Оказалось, мы встречались раньше в рамках какого-то пустякового проекта, который тогда удалось разрулить, соблюдая интересы всех заинтересованных сторон. Бекдурды произвел на меня впечатление разумного человека и компетентного контрразведчика. В своей нынешней должности он работал очень аккуратно. Эксперты Евросоюза, периодически приезжавшие в Туркменистан то лекцию прочитать, то советом помочь, часто допускали ляпы. Из-за непонимания местной специфики. Время от времени они попадали в очень двусмысленные ситуации. Иногда пикантные. Вот Бекдурды и выручал их. Я решил разговаривать с ним совершенно откровенно. Риска я не видел никакого. С моей стороны чистая трубка, с его, защищенная трубка МНБ. Если свои его слушали или писали. я был только "за". Бекдурды ответил на шестом звонке.

Продолжение - http://www.proza.ru/2015/12/08/2400


Рецензии