Встретить своего ученика

 (для Алины Уральской из гимназии №1566,
 ответ на  письмо Алины в газете
«Первое сентября» - «Встретить своего учителя»).
     Добрый день, Алина!
    В жизни учителя много встреч! Причём встреч с людьми очень разных возрастов. Пожалуй, для меня это самое главное в моей профессии! Твой мир соприкасается с другими мирами, и ты совершаешь открытие! Открытие нового мира, нового человека! Но открываешь не только ты, открывают и тебя. Готов ли к этому учитель? Хотела написать про это, поразмышлять над твоим письмом, но подумала, что тебе, Алина, будет интереснее прочитать  то, что мы написали друг другу с одной моей ученицей – Агатой Д.  Я не была у неё классным руководителем, просто вела обществознание в 10-11 классе. Она не часто посещала школу и мои уроки, но между нами успела протянуться та невидимая нить, которую никто третий разорвать не сможет. Она окончила школу в 2008 году и оставила мне тетрадь со своими работами по обществознанию – небольшими размышлениями по разным вопросам, которые я любила задавать ребятам, а в конце тетради написала послание для меня.  Ещё осталась  её первая открытка ко Дню учителя и её прогноз о том, что будет с ней и её одноклассниками через 10 лет, и два моих письма для Агаты, точнее, их ксерокопии. Агата сама привезла мне их домой и попросила положить в её тетрадь. Наверное, считала, что это важно сохранить и для меня.  Почему я решила поделиться этим с тобой?        Прочитала твоё письмо в газете и подумала: «Какие счастливые учителя в вашей гимназии! Те, у которых ты учишься. Потому что  не только для ученика важно встретить СВОЕГО УЧИТЕЛЯ, как пишешь ты, но и для учителя очень важно встретить СВОЕГО ученика!» К счастью, в моей педагогической жизни Агата не единственная ВСТРЕЧА!  Её тетрадь и записки лежат в большой коробке с другими ребячьими посланиями, но для тебя я выбрала почему-то именно её мысли… Наверное, что-то общее у вас с ней есть… Если ты захочешь поговорить со мной, то найди меня в контакте – Юлия Зайцева,  г. Реутов. Я там на байке сфотографирована – я не байкерша, но стремление к СВОБОДЕ – это моя внутренняя суть, а байк для меня – выражение этого стремления! Хотела просто отсканировать для тебя её и мои записки, но почерк не везде удачен, поэтому и решила набрать.

ОТКРЫТКА от Агаты для меня ко Дню Учителя.
    На ней -  вязаная шапка надвинута на глаза котёнка и надпись: «Чужая душа – потёмки, ну а КОШАЧЬЯ – тем более. А.П.Чехов».
Внутри Агата написала: « 5.10.2006.г.  Чужая душа – потёмки. Это правда. Но для вас нет ничего тёмного (может быть, потому что вы привыкли к темноте и она вас уже боится!!! ). Вы открываете самые потаенные уголки души учеников, раскрываете их и пускаете в путь по правильному курсу! Вы не влезаете в душу, а осторожно входите туда, располагаетесь и остаётесь там навсегда! Каждый, кто хоть когда-нибудь прошёл через вас – раскрыл себя , стал личностью и на одного хорошего человека в мире станет больше!
   Наверное, таким и должен быть учитель.  Должен был быть, но таких БОЛЬША НЕТУ! Представляете, вы будете и есть единственной во всех временах и пространствах!!! Круто, да?! И вообще, лично я очень рада, что в моей жизни появились ВЫ! СПАСИБО!
P.S. Возможно, подарок слегка нелепый, но от всей души! With love. Агата

            ПИСЬМО В ТЕТРАДИ по обществознанию. Тетрадь Агата принесла мне через два дня после Последнего звонка – 26 мая 2008г.
                Юлия Эдвардовна!
 Отдаю вам эту тетрадь на хранение. Я знаю, мои мнения будут меняться ещё и не раз. Всегда мечтала создать тетрадь, куда запишу все свои мнения по каждому вопросу (идее, событию, проблеме, сущности). Возможно, именно обществознание привило мне любовь к этому: разложить свой мозг по полочкам. За последние 2 года мысли на этих полках перемещались, поменялись местами, обрели другие места, выросли, некоторые пропали, некоторые сменили знак, кое-какие я сознательно уничтожила – но даже все они это небольшая (3%) часть моего бардака, которого я имею счастье быть обладательницей!
    Порой мне казалось, что всё это бесполезно. И окружающие без устали твердили и твердят, чтобы я заканчивала думать о «великом», а приобщилась к реальности. Вот именно из-за тех, кто думает только о реальности, исчезают вековые – мудрость, ценности морали, накопленные нашими генетическими родственниками, которых сейчас считают «отсталыми». Аж тошнит…  Я теряюсь. Но не сдаюсь. Сдамся – стану такой же, как все они – это для меня страшнее смерти – скука и безынтересность.
В вас сохранилось то, что в других  уже тлеет и умирает. Сопричастность. Почему понятие «не всё равно» - стало оскорблением? А понятия – честь, долг, правда, совесть, благородство – отошли на книжные полки?  Все не слепы, но  они специально закрывают глаза. Все не глухи, но они сознательно выбирают слушать «мёд». Все не бесчувственны, но они вставили вместо истинных эмоций «чувствозаменители».  Выражение «воспринимать жизнь , как её воспринимаешь ты» деформировалось в «хочу воспринимать мир таким, каким его мне показывают – зато красиво»! Пусть это стало правилом, но я живу, чтобы стать его исключением и стать доказательством того, что всё ещё можно что-то сделать. И пусть я умру опозоренной, что кричала как сумасшедшая на улице, ничего не обретя, зато я знаю (и вы знайте) – я попытаюсь что-нибудь сделать!
«Лучше живая ошибка, чем мёртвый шедевр» -  Б.Шоу.
«Чтобы было светло, нужно носить солнце в себе» и «Чем проклинать тьму, проще зажечь маленькую свечку» - Конфуций.
     Вы одна из тех людей, которые помогли мне стать той, кем я стану, и это отчасти будет ваша заслуга или… вина. Но я вам благодарна. Было бы очень, очень, очень плохо, если бы я вас не знала. Думать не хочу что бы со мной было… Просто я затратила бы на свои собственные поиски куда больше времени – когда сейчас я уже могу действовать.  Вы были моим катализатором. Отчасти из-за вас я перестала ходить в школу. Да, мне стало очень скучно…  То, что меня уже ничему не научат, да и не хотят, я осознала, сравнив с вами прочих учителей. На протяжении всех 10 лет учителями для меня стали лишь двое: Юлия Эдвардовна и Марья Андреевна – воспитательница в ГПД (которая хромала) и которая также как и вы, стала для меня сильнейшим катализатором в творчестве. Она раскрыла  моё воображение, и мой маленький, тогда ещё не сформированный мозг, воспринимал её, как непонятное, странное явление – такой она осталась для меня и сейчас. А она вообще была?
   Вы дали мне больше, чем все учителя вместе взятые. Вы привили мне любовь к самообразованию, или воскресили её во мне. Я и раньше дома занималась не уроками, но более интересными вещами в той же области, по которой задавались параграфы. Единственное, о чём жалею, это то, что из-за моих прогулов мы с вами мало общались, но я не собираюсь это прекращать после школы. Извините, но наше общение количественно увеличится! Причин у моих пропусков много, я сама уже наказана тем, что пропустила много часов общения и не участвовала во многих работах.
   Юлия Эдвардовна, я хочу, чтобы эта тетрадь стала под порядковым номером – 1. Объясню сейчас, что я имею ввиду. Давайте, вы, как и прежде на уроках, будете давать мне темы для размышлений, а я буду свои ответы записывать, как домашние задания. Самой мне не хватит дисциплинированности, но потребность в записи своих мнений у меня огромна. Сделайте мне такой подарок – продолжите для меня уроки обществознания, которые я пропустила. Возможно, это не даст мне окончательно превратиться в меланхолика, живущего лишь в своих сказках. Возможно, я продолжу ваши идеи. Вы для меня своеобразный Дамблдор, и я счастлива быть в вашем отряде! С уважением, Агата Д.


ПИСЬМО ДЛЯ АГАТЫ. МОЁ.
27 мая 2008 г. 23 часа 50 минут.
   Привет, Агатка! Через 10 минут наступит новый день, но сегодняшний заканчивается для меня чтением твоего послания!!!
   Отряд Дамблдора? Это интересная мысль… После «мудрой Воронихи», которой меня назвали в 11Б, Дамблдор – это где-то очень близко. Спасибо! Это мой любимый персонаж в «Поттере» и мне бесконечно жаль, что его убили. Правда, дело Дамблдора живёт и побеждает (в виде его отряда), а значит, и я живу не зря! Я не буду скромничать и говорить: «Агатка, ты меня переоцениваешь, ничего такого во мне нет, ты ошибаешься, я самая обыкновенная и т.д….» Мы обе знаем, что это было бы лицемерием. Без всяких амбиций и стремления «позвездить» я тебе скажу честно, что именно мысли о ВЕЛИКОМ и о действительном смысле понятий – ЧЕСТЬ, ДОЛГ, ПРАВДА, СОВЕСТЬ, а главное – ПОВЕДЕНИЕ В ЖИЗНИ СОГЛАСНО СОБСТВЕННОЙ СОВЕСТИ, ОСОЗНАНИЕ ВНУТРЕННЕЙ СВОБОДЫ И УНИЧТОЖЕНИЕ В СЕБЕ РАБСКОГО СТРАХА, БОЯЗНИ ОСУЖДЕНИЯ – всё это помогло стать мне тем, что не только тебя привлекает, не взирая на мой возраст.  Лет пятнадцать назад я осознала, что я – женщина вне времени и могу позволить себе общаться с кем захочу и как захочу. Именно тогда и стали появляться такие удивительные звёзды, как ты, рядом со мной! Вообще, я счастлива, что я – магнит для неординарных учеников. Только почему-то так устроено, что мы сталкиваемся друг с другом почти перед выпуском. А может быть,  когда до выпуска недалеко, у вас  уходит скованность, и люди, уходя, говорят или пишут друг другу важные слова?..
   Думай о великом, и всё обязательно получится!
 А ещё – не жди никогда наград и призов – они приходят сами…
Не торопи время, оно итак пролетит – не заметишь – всё это прописные истины, но тем они и дороги, они верны себе самим, поэтому и вечны…
  1. Насчёт большинства…
«Я приставлен к нашему городу, как к коню, большому и благородному, но обленившемуся от тучности и нуждающемуся в том, чтобы его подгонял какой-нибудь шмель» - так говорил Сократ в пятом веке до нашей эры в одной из моих любимых книг – Николай Фомичёв «Во имя истины и добродетели». (Когда найдёшь для неё время и желание, дам почитать).
Общество  консервативно и неповоротливо, лениво, а часто и агрессивно, когда надо чем-нибудь поступиться. Ты сама выбираешь – будешь ли ты шмелем, как Сократ, или обленившимся, тучным конём. Но Сократу  повезло – его общество он сам считает ещё благородным, чего ты уже не думаешь о нашем. Говорят, у каждого своя миссия в этой жизни… Я тоже не раз размышляла над своей…
-Вторая мама? – это не я, скорее – старший друг, это мне ближе.
-Учитель? – это не я, я не учу, скорее, мне просто хочется быть интересным собеседником для тех, с кем я разговариваю.
-Наблюдатель? – да, я люблю понаблюдать за происходящим…
-Классный руководитель? – не люблю руководить, но могу увлечь за собой, даже не за собой, а вместе с собой.
-Аналитик? Да, я люблю анализировать, докапываться до причин, попробовать спрогнозировать ситуацию…
-Мечтатель? – да, я люблю помечтать о хорошем, пофантазировать. А вдруг всё так и случится?! Такое бывало!
Можно долго перечислять, но главное для меня, всё-таки, помочь другим освободиться от рабства внутри себя и стать внутренне свободным… Когда-то у Симона Львовича Соловейчика прочитала фразу: «Свободе учат свободой, ответственности – ответственностью, добру и совести – добром и совестью, а счастию – счастьем!» Это правда! У него много такого замечательного! «Для чего вы входите в класс? Чтобы пройти программу? Нет! Чтобы укрепить веру каждого ребёнка в себя. Вера человека в себя – национальное богатство народа». Классно? Главное, что я его мысли встретила не до того, как пришла в школу, а позже, когда уже прошла часть своего профессионального пути и могла сказать, что это и мои мысли и действия тоже. Или фраза: «Человек есть то, во что в нём верят!» Да любое его высказывание подтверждают все мои годы практики, и я могу кучу примеров привести, что это именно так! После Сократа, Ивана Ефремова, встреча с Соловейчиком была для меня не меньшей, а ещё большей радостью! Все эти люди интересовались ЧЕЛОВЕКОМ как уникальным явлением Природы – этим они мне очень близки. Конечно, есть и другие гениальные, но у меня именно с этими людьми 100% совпадение с представлениями о смысле человеческого бытия. Я их не идеализирую, но это мои кумиры. Кумиров уважают, любят, но не «фанатеют» от них. Я не фанатею.
   Хочешь стать исключением из правил? Воспринимать жизнь так, как воспринимаешь её только ты? Знаешь, сколько я встречала таких исключений?! Для меня это уже стало правилом! – Никто не может запретить мне или заставить меня  воспринимать жизнь и поступать в ней так, как я это делаю. Но это не значит, что я всегда и во всём считаю себя правой!
«Станьте солнцем и все вас увидят» - Достоевский «Преступление и наказание». Когда-то одна из редакций нашего школьного пресс-центра выбрала эту фразу девизом газеты, но последующие сочли её амбициозной и отказались, но в ней есть что-то поднимающее тебя и зовущее в жизнь. Солнце ведь не только светит, но и греет…
   2. Насчёт вины…
Своей вины перед тобой я не ощущаю, потому что, не навязывала тебе себя и свой образ мыслей. Так что, не пытайся свалить на меня свои ошибки… (Шучу).  Впрочем, к этому я привыкла, в этом смысле ты не оригинальна. Был у меня ученик – Дима Л., который обвинял меня в том, что я, такая как я есть, мешаю ему быть таким, каким он хочет, поэтому главная его задача – доказать мне, что я не 100%-я, а второе его обвинение сводилось к тому, что я мешаю своей подруге и коллеге – Е.В. быть самой собой, так как ей хочется, якобы, быть такой же, как я, и она из-за этого ломает себя и становится другой.  Но я никогда никому не доказывала, что я 100%-я. Просто он, достаточно меркантильный и расчётливый молодой человек, столкнулся с человеком, который живёт по другим принципам – ну не играют для меня в этой жизни деньги главной роли, ну и что? А Е.В. объяснила ему отдельно, что именно её во мне привлекает, и что она, как взрослый человек, тоже в состоянии решить – с кем ей быть и какой ей быть! Бывали и другие, менее принципиальные обвинения от учеников. Я им благодарна, потому что, они заставляют думать о том, что и как я делаю.
«Мы в ответе за тех, кого приручаем»… Хорошая фраза. Но я не приручаю, а скорее,  привязываюсь сама, а потом тяжело переживаю расставание и  со своими классами, и с отдельными учениками. За последние четыре года я научилась, как мне кажется, относиться к расставаниям философски… Счастливого пути всем, кто выбрал свой собственный путь и спасибо, что были в моей жизни!
«Я перестала ходить в школу, мне стало скучно». В этом твой эгоизм, потому что, ты приручила к себе своих одноклассников своим темпераментом, творческой энергией, жаждой познания, начала общаться со мной, а потом бросила всех нас, кстати, в самый трудный период жизни вашего класса, и пропустила все самые интересные моменты, да и все самые интересные мои уроки тоже, что меня поначалу обижало, потому что, мне показалось, что наши встречи на уроках для тебя что-то значат… Тебе просто не надо было сравнивать меня с другими учителями, потому что, я не учитель – это правда. Я не владею по-настоящему методиками, для меня ничего не значит оценка – я всегда была против них на гуманитарных предметах, мне всё равно, какой у меня аттестационный разряд – я не стану от его повышения или понижения хуже или лучше… Я развиваюсь с собственной скоростью и останавливаться не собираюсь, пока живу… История и обществознание – жизнь, приключения и развитие человечества – для меня отличный повод для встречи и общения с новыми людьми… Я не люблю слова «мои ученики», я не гуру, не сэнсей, но я с удовольствием буду встречаться с тобой, потому что, мне интересно… Спасибо тебе за твою оценку моего вклада в твоё развитие. Я рада, что чем-то помогла тебе. По поводу твоих несколько сумбурных размышлений по темам пропущенных уроков, которые в этой тетради, хочу сказать словами Ф.М.Достоевского: «Чем более человек способен откликаться на историческое и общечеловеческое, тем шире его природа, тем богаче его жизнь и тем способнее такой человек к прогрессу и развитию». (Обязательно, если останусь в школе, повешу это высказывание в кабинете №26). Я очень рада, что ты именно такой человек!
   Всё, что ты написала, для меня очень важно ещё и потому, что я начинаю остро чувствовать свою ненужность в школе и, честно говоря, нахожусь здесь только ради таких, как ты, кому оказываюсь нужна пусть хоть на немного и кому помогаю открыть в себе себя! Наверное, ещё годик продержусь в школе.
    Да, в этом месяце случилось ещё одно открытие! Галя Д. принесла мне листочек с размышлениями. Я ей кое-что написала, а она потом ещё мне три письма принесла и тетрадь со своими стихами. Поговори с ней при встрече, думаю, тебе будет очень интересно…

Для домашнего задания, которое ты просишь, две фразы. Что ты думаешь по поводу такого?
-Дураков меньше, чем думают: люди просто не понимают друг друга. Вовенарг.
-Я начал завидовать рабам, они всё знают заранее. У них твёрдые убеждения… А рыцарь – он всегда на перепутье дорог…
(это из кинофильма «Убить Дракона» Марка Захарова - там много славных мыслей, посмотри обязательно, тебе как любителю и критику киноискусства будет полезно, и, думаю, интересно).
Если не найдёшь фильм в интернете, приезжай ко мне, вместе посмотрим.

Надо мне продумать тему  - отряд Дамблдора. Может клуб создать подпольный в Выручай-комнате? У нас такая в школе есть!..
 Думала, отдам тебе эти листки на консультации, а тебя опять нет. Ну да ладно, теперь уже торопиться некуда! Куда ты денешься от себя?

На последних уроках обществознания я прошу выпускные классы ответить на два вопроса. Кто хочет помечтать, тот пишет. Не заставляю. Ответы мы собираем в большой пакет, и они хранятся у меня до встречи через 10 лет, если такая состоится. Иногда она случается через 15 или 20 лет… когда класс до этой встречи дозреет…   но Агаты не было на уроке, она принесла мне свои записи в июне…

12 июня 2008 года.  ПИСЬМО АГАТЫ МНЕ.
1.КАКОЙ Я БУДУ ЧЕРЕЗ 10 ЛЕТ?
2.КАКОЙ БУДЕТ НАША ВСТРЕЧА С ОДНОКЛАССНИКАМИ ЧЕРЕЗ 10 ЛЕТ?

Сижу на берегу притока Пехорки,
Рядом велосипед, холодный чай и комары.
Ещё светло, но сумерки сгущаются.
Через 10 лет что со мною станется?
   Когда-нибудь об этом пришлось бы подумать. Это пугает. В 27 лет я вообще-то планировала уже умереть (шутка), но этим путём я шла в своём предыдущем воплощении…
Моя голова забита Мечтами и они не те, что легко осуществимы. Они с большой буквы. В один прекрасный вечер Мечта стала для меня равна Цели. Обычно, люди ставят вполне выполнимые цели, а мечтают только в детстве, я с этим категорически не согласна! Итак, с каждым разом всё меньше и меньше сказки… После моих высокопарных речей, в мои идеи готов поверить каждый второй, но каждый первый убивает меня, придавливая к Земле, от которой я сознательно хочу оторваться на околоземную орбиту. Значит так, прежде всего – для тех, КТО В МЕНЯ ВЕРИТ (если такие всё ещё есть).
За эти 10 лет я:
-создам группу (музыкальную);
-войду в труппу (театральную);
-приобрету вагон для передвижения и жилья;
-запишу альбом;
-напишу немало сценариев;
-буду делать фильмы (пусть и не полностью ещё свои);
-создам пару десятков интересных проектов;
-буду учить детей («ловить над пропастью во ржи»);
-мои работы попадут на выставку;
-напишу книгу от руки;
-буду знакома с тремя сотнями интереснейших людей;
-буду пить чай в полночь с рок-исполнителями;
-буду надсмехаться над «правительством на местах», телевизионными персонажами и над отечественным гламуром так, что они даже не поймут;
-буду поселяться в различных системах и разрушать их изнутри;
-покажу многим, какой может быть жизнь;
-буду крушить стереотипы и опровергать дурацкие афоризмы и словосочетания типа «к чему жить, если всё равно умрёшь?»
-ломать этот мир, выгребать из-под развалин древнюю истину и строить абсолютно новый мир.
Я буду всё тем же панком (свобода и бунт) и той же хиппи (пацифизм и сострадание), я не изменю своим принципам, так как у меня их нет. Я слишком полагаюсь на себя. Мне не важно, как я изменюсь, но это буду по-прежнему я. Однажды у меня украли все мои маски и похитили способность надевать чужие – я по ним скучаю, а также, жестоко избили и морально унизили мою способность подражать (но это было ещё при рождении). Всё, что я буду делать за эти 10 лет, станет моей историей. Ещё одно препятствие, мешающее мне жить счастливо в этом мире – огромное ощущение исторического присутствия. Горько и весело.
   Зажглись фонари. Птицы допевают вечернюю несогласованную песню, а я пишу теперь тем, кто в меня НЕ ВЕРИТ:
Через 10 лет, точнее, в течение десяти лет, я НЕ:
-не выйду замуж;
-не заведу 3 детей;
-не буду бизнес-леди (в плохом смысле этого слова);
-не буду такой же, как сейчас;
-не буду любить женоподобных мальчиков;
-не куплю шикарную красную тачку;
-не покину Россию;
-не уйду в монастырь;
-не буду учиться в престижном вузе;
-не буду работать в солидной компании с дрескодом и отсутствием возможности опаздывать;
-не буду жить в Москве;
-не займусь спортом;
-не примкну к какой-нибудь субкультуре или сообществу;
-не перестану слушать Nirvana;
-не буду петь про любовь (попсу);
-не стану PR или рекламным агентом;
-не буду жить с родителями;
-не стану заводить домашних животных, растений…
-не буду врать;
-не выучу четыре языка;
-не буду смотреть телевизор;
-не прочитаю «Войну и мир»;
-не найду общий язык со многими: быдлом, нацистами, гомофобами, фанатами, сексистами, «элитой», продавцами
и, контролёрами, «учителями», папой римским, «жополизами», карьеристами, менеджерами, актёрами театра современного искусства, Яной Рудковской, мамой, интеллектуалами, театралами, искусствоведами, кинокритиками, меломанами, москвичами, заведующими, зазнайками
и занудами, ханжами, врачами, модельерами, критиками, профессиональными спортсменами (исключая восточные искусства), продавцами в книжных и музыкальных магазинах, библиотекаршами (не всеми), чатланами, праведниками, директорами с серьёзными лицами, серьёзными людьми, девушками в стиле «cosmo», консерваторами…
- не будут родными понятия: гламур, фальш, фанера, проверки, аккуратность, пунктуальность, дисциплина, шоу-бизнес (на сегодня), маркетинг, «симпатичные мальчики», «умные девочки», послушание, воровство, неуважение, предательство, зацикленность, режим дня и рабочий график и понятия, которые появляются ежеминутно и также молниеносно устаревают, что и не успеваешь толком разобрать, в чём их суть;
-не буду мужчиной;
-не буду плакать при всех;
-точно не буду такой, как сейчас;


ВСЁ ТАКЖЕ БУДУ ЛЮБИТЬ:
-учиться и работать;
-музыку;
-кинематограф;
-свободное творчество и самовыражение;
-свободу и страсть;
-физику;
-научную фантастику;
-психиатрию, наркологию, нейрофизику;
-«потерянное поколение»;
-дождь и ветер;
-разговаривать (слушать) людей;
-людей;
-обсуждать темы: бесталанных критиков, непродуманных глобальны идей, наркомании, кризиса личности, суицида, воспитания, реально паранормального и того, о чём я ещё понятия не имею, физики, катастроф, ошибок прошлого, поисков Бога, ошибок учителей в воспитании, мировых заговоров, вранья телевизионных каналов и людей, работающих там, правительства, развития перехода от одной стадии к другой, поисков Истины, юмора.

А вообще, к 27 годам, я хочу многое уметь и во многом специализироваться. Быть кем-то. Хочу работать с детьми. Овладеть многими профессиями и техниками, говорить и молчать, а так же быть в чём-то первой, чтобы прийти через 10 лет и ХВАСТАТЬСЯ, ХВАСТАТЬСЯ, ХВАСТАТЬСЯ!!!

2. Надеюсь, встреча через 10 лет всё-таки состоится, если не начнётся мировая война или не произойдёт глобальный кризис, и мы вновь не окажемся в другой стране. Большинство из 11А будут теми, кем хотели быть, но некоторые приобретут в глазах тоску и отблески несбывшихся надежд. Многие просто привыкнут существовать и забудут о детских мечтах. Лёша М. точно откроет свой ресторан, Олеся и Катя найдут интересную работу и выйдут замуж, Катя О. будет ментом,  Васька С. будет ходить в чёрной водолазке, Ванька станет успешным и весёлым иженером-техником, может, как Касперский или ещё кто-то, разработает устройство или программу и будет зарабатывать бешенные бабки и прославлять Россию, Костя П., надеюсь, станет человеком, меня интересует его судьба, Катя П. будет счастлива, Ани П. спокойна и уравновешенна, Мишка Н. женится и заведёт семью, точно бросит футбол, Аня Д. будет жить богато и престижно, но счастья в этом видеть не будет, хотя отчаянно попытается в это поверить, Наташка С. уедет из России, Ксюшка Н. всё ещё будет жить в городке и встречаться с негром, Катерина выйдет замуж за М., но постоянно будет вспоминать о другом, хотя чувств, как таковых, уже не будет, Ольга С. очень изменится, мы с трудом узнаем в ней ту девочку, что училась с нами, Вика будет замужем и очень доброй и гостеприимной, Ярик будет наркоманить, глаза Ирки Ш. приобретут больше скрытой грусти, чем обычно, всеми силами она будет пытаться остаться прежней и жизнерадостной, но… У Ленки всё будет 100% хорошо – у неё будет короткая стрижка, Ашот и Петя также будут поддерживать связь и станут теми, кем давно планировали, не сядут в тюрьму, Сашка С.  уйдёт в себя и в другой мир, Наташа Г. будет иметь всё стабильно, без приключений, говорить, что ей это нравиться, но на самом деле вся злость к окружающему миру – это недостаток эмоций. Наконец, Катерина И.,  Юрий С. и Серёга М. – жизнь этих людей очень важна для меня. Надеюсь, что Юрка не сопьётся и у него не съедет крыша, Катерина перестанет хандрить (хотя она не перестанет) или у неё не съедет крыша, и Серёга, надеюсь, не потеряет себя, а всё также будет делать странные отрицательные вещи, которые имеют определённую привлекательность ( и с ними тремя я предполагаю общаться вплоть до 27 лет). О судьбе Юли И.  мы с Серёгой завели спор, о котором поведаем через 10 лет. Я также буду периодически встречаться с Ольгой (и ещё некоторыми), чтобы погулять и развлечься. Все будут улыбаться и говорить, но всем будет неловко. Каждый из вас вышел куда-то, а вот каким вернётся, не знает никто. Мы все будем изредка пересекаться, но не будет больше той атмосферы, царившей в классе. Мы не были уж больно сплочённым классом, но мне кажется, что в нас присутствовало что-то, что делало нас похожими друг на друга по ощущениям. Только расставшись, мы поняли, что эти частицы держали нас, хотя внешне это мало проявлялось. Да, каждый зациклен на себе, но в этом-то мы и похожи! И не удивлюсь, если каждый сейчас вновь почувствовал себя как раньше, в школе. Вот вновь та же атмосфера, только чуть напряжена. Выйдя из школы, мы опять станем 100% взрослыми и тот мир, что в 11-м классе казался нам чужим и страшным, окажется наиболее комфортной средой обитания. Но только если каждый выйдет поодиночке…
Ваша одноклассница-сказочница – Агата.
P.S. Прошу прощения за то, что была той Агатой, которую вы знали. В Судьбе Кати, Юры и Серёги я всё же хочу принять непосредственное участие. За жизнью этих людей я буду следить и не дам им быть несчастными, обещаю.

ПИСЬМО ДЛЯ АГАТЫ. МОЁ.  4 ноября 2008 года, 16.00
Ну да, сегодня праздник, я не специально выбрала такой день, а просто села сейчас записала то, что нужно сделать на каникулах, а потом решила, что начать с письма к тебе – это будет справедливо.
   Я тебя, Агатка, благодарю за доверие и искренность. Очень интересно было читать твои размышления по поводу перемен в жизни, а особенно – твои прогнозы на будущее. Это не интерес любопытствующего, а интерес человека, которому не безразлична твоя жизнь, хотя я и знаю, что ничего не смогу в ней изменить, да я и не хочу, и не хотела, и не собираюсь, и не собиралась… Просто на моём пути встречаются такие люди, которые мне по-настоящему интересны надолго. Как правило, это те, в ком заложен какой-то двигатель, стремление к активной и свободной жизни, разнообразие выбора и желание попробовать многое. Наверное, я сама была такой, а может быть и осталась, но внешние обстоятельства, которыми я себя сама окружила, не дали мне возможность сделать правильный выбор. Хотя, кто его знает, может быть, именно этот выбор, который я сделала,  и привёл меня к тебе и к другим моим удивительным ученикам. Может быть,  у меня такое предназначение – помогать ученикам открывать в себе себя? Или хотя бы начинать это делать…
   Иногда мне кажется, что я должна сделать ещё много чего – написать киносценарий о школе или пьесу, сказку для детей, выучить парочку языков, научиться играть на гитаре, ездить на велосипеде и мопеде, водить машину и т.д. Мои планы помельче, чем твои, но это от того, что большую часть жизни я уже прожила. А, забыла – создать настоящий пресс-центр в школе – с мини-типографией, художниками и целой компанией желающих подискутировать – и письменно, и устно. Такой спор-клуб вокруг школьной газеты. Да, помирать как-то рано, я думаю, но изредка накатывает мысль, что вдруг ничего не успею…
   Ты хорошо объясняешь своё отношение к родным, сокрушаешься, что мнение твоё меняется очень быстро, но ничего ужасного здесь нет. Просто ты быстро учишься видеть сердцем, надеюсь, и с моими сыновьями это когда-то произойдёт.
   В журнале «Балашиха: голоса сердец» напечатали не все мои ответы на анкету Тарковского, но я тебе передам полный текст. Мне бы очень хотелось знать твоё мнение. С другой стороны, ничего оригинального в ответах нет, но я отвечала честно, то, что хотела сказать 10 лет назад, накануне нового века. А в тебе я вижу жажду  тех творческих дел, которые мне осуществить не удалось, но когда у тебя получится, не забудь познакомить меня с плодами твоего творчества.
   По поводу «настоящего» и «стопроцентного». Образ придумывают те, кто себя не нашёл, или боится показать себя настоящего, или боится, что настоящий – не интересен. Тем, кто знает где искать и чего хотеть, образ не нужен ( я не  имею ввиду актёров). Кстати, многие актёры признаются, что в школе были или лихими двоечниками, или скромными и закомплексованными, и только надевая на себя маску на школьной сцене, чувствовали себя свободными. А иногда роль – это мечта, желание стать таким же (это касается больше героических ролей).
   Это здорово, что у тебя столько желаний что-то сделать! Даже если часть этого тебе удастся осуществить – уже замечательно! Пусть тебе встречаются люди, которые разделяют и понимают твой выбор, хотя понимающих каждого из нас не так много, и не все они – друзья. Идти в мир людей с открытым сердцем легко! Но все попытки переделать человечество заканчивались неудачей, потому что, сам человек – это и есть главная система – не только нервная, сердечно сосудистая, пищеварительная и т.д., но ещё и частица социума, и мировоззренческая система. Бороться с системами – это всё равно что бороться с самим собой. Научиться управлять собой, это значит – научиться управлять и системами. По молодости лет я тоже думала, что борьба – смысл моего существования. Позже я поняла, что научиться жить в гармонии с Природой, с миром людей, с самим собой – гораздо важнее, чем борьба, гораздо сложнее и интереснее. Сломать и уничтожить – большого ума не надо, а научиться слышать, понимать и взаимодействовать – это почти искусство. Не новость, что молодёжь часто нетерпелива, непримирима, поэтому ей хочется борьбы… Иногда мне кажется, что и политические войны начинают не настоящие профессионалы, а те, кто в детстве не наигрался «в войнушку». Только жертвы в результате не игрушечные. Не думай, что я говорю с тобой с позиции пожилого человека. Ты тоже скоро это поймёшь, потому что ты задумываешься, ты думающий человек, но придёшь к этому через свои победы. Только главная победа будет над самой собой, и она же станет для тебя новым шагом в движении по своему Пути.
   Ты боишься всеобщего мира, счастья и застоя? Не бойся – этого не будет., потому что, человек – и греховен, и творец по природе. Он создаёт, уничтожает и снова создаёт, открывая дорогу новому. Он так устроен. В этом тоже есть определённая система. Кстати, вся наша планета, небесное тело – система и часть ещё большей – Солнечной системы… Твой любимый Эйнштейн говорил, что в мире всё относительно… поэтому прежде чем всё взрывать и уничтожать, попробуй посмотреть на явления с разных сторон, не только относительно своих собственных желаний…
   За домашнее задание тебе «отлично». Мне понравились оба размышления. Они логичны, аргументированы и, в то же время, оригинальны. Молодец! Ну, во всяком случае, я твою логику понимаю.
   Мне нравится, что к своим новым учебным заведениям ты относишься как к части того, что тебе необходимо на данном этапе жизни, а не как к окончательному выбору. Если бы в школе меня интересовали и держали бы только уроки, я бы столько не продержалась! Школа – это такое место, где можно попробовать себя в разных ипостасях – ведущего, художника, сценариста, режиссёра, артиста, фотолюбителя,  звукорежиссёра, радиоведущего, КВН-щика, психолога, журналиста, уборщицы и т.д. можно долго перечислять… Это я только по своему любимому направлению прошлась… Хотя вся моя беда в том, как считают коллеги, что я как раз и не работаю по системе, и не создала настоящий пресс-центр с типографией и кружком журналистов, или школьный театр, например, хотя много чего делала на этом пути. Я иногда думаю -  почему? И понимаю, что я сама до сих пор в метаниях и бессистемных увлечениях, не могу выбрать что-то одно и заниматься этим. Вот у Нины Анатольевны Дмитриевой музей «Русская изба», у Надежды Николаевны Давыдовой – музей истории школы, а у меня вроде бы – пресс-центр – но это что-то неуловимое, неопределённое, загадочное, зависящее от творческих возможностей состава ребят, от желания делать это, да много от чего… И только когда очередной номер нашей настенной шестиметровой газеты готов, мы можем увидеть реальный результат. Я даже опытом работы поделиться не могу – всё как-то волшебно происходит, иногда мне кажется, что я к этому и отношения не имею, а могу и одна целый номер сделать, если народ занят зачётами и контрольными… Самое ужасное (для методистов), что и уроки у меня такие же. Я никогда не знаю, что завтра получится… Иногда приготовлю одно, а посмотрю на настроение пришедших после двух математик детей и всё меняю на ходу… очень хорошо, что никто не мешает, не ходит ко мне на уроки, не проверяет. Главный контролёр – моя совесть и опыт. Иногда за десять минут от остановки автобуса до школы полностью меняется ход урока, возникают новые идеи… Я люблю историю и обществознание. Мне кажется, что мне удаётся показать взаимосвязи многих процессов в развитии человечества или обнаружить их вместе с ребятами на уроках, смотря документальное кино, работая с текстом, беседуя, споря, но назвать всё это методикой – язык не поворачивается. Возможно я не права, но не понимаю конкурсов – «Учитель года», «Самый классный классный» и т.д. Как можно сравнивать учителей, тем более, по разным предметам? Или классных руководителей? Или место среди них занимать? Мы говорим об индивидуальном подходе к ребёнку, к его способностям и возможностям, особенностям характера и т.д., а разве учителя все одинаковые? Разве от их индивидуальных особенностей ничего не зависит?
   Агатка, можешь написать – какие вопросы и ответы в анкете Тарковского были тебе интересны? Мне это важно, потому что, не хочется терять нить времён и отрываться от последующих поколений. Когда я была такой, как ты, мне казалось, что лет через 40 я буду тоже современна и буду также понимать молодёжь. Мне не понятно было, когда я пришла работать в школу, как можно работать здесь и не понимать учеников, не находить с ними общий язык… Прошло 28 лет и мне кажется, что я уже не смогу написать о сегодняшней молодёжи, потому что между нами уже есть траншея, а ещё чуть-чуть – и будет пропасть… И что, возможно, скоро не найдётся таких вопросов, ответы на которые будут нас в чём-то объединять. Где-то в глубине себя я понимаю, что всё это напрасные страхи, что общечеловеческие понятия всё равно будут важны, но когда я смотрю фильмы нашего кинематографа, я не понимаю, почему вытащить какую-то чернуху про молодёжь времён моей молодости  сегодня важнее, чем рассказать о хорошем и светлом, о чём мы думали, мечтали. Если всё так ужасно у нас было, то откуда же мы? Или может быть мы такие классные, потому что, было всё ужасно? Я была счастлива в молодости и мои друзья тоже, и мои родители, несмотря на тяжёлые времена, тоже были счастливы в молодости, и у них тоже было своё весёлое детство, но все экраны хотят убедить нас в том, что все мы жили ужасно!.. Да, материально – бедно, но мы умели дружить и любить. Мои собственные дети завидуют нам с мужем, говорят, что нам повезло, мы жили в другие времена. Сейчас много других возможностей, но многие ли умеют дружить и любить? Вообще, нужно что-то срочно делать с молодёжным кинематографом. Прочитала в газете, что молодёжь «тащится» от «Универа» - посмотрела пару серий. Я в шоке! Также, как и от «Ранеток». «Простые истины» тогда можно назвать почти гениальным сериалом о школьниках, хотя его сценаристы плохо знают учительскую и административную жизнь школы и раздражают несуразицей, которую пишут про это. А я по-прежнему, смотрю с ребятами на уроках старый «Розыгрыш», «Курьер», «Когда  я стану великаном» и т.д. Если бы не смотрели, я бы не показывала, но ребята понимают, что смотрят фильмы про детство собственных родителей. Очень нравится им, как и вам, «Умница Уилл Хантинг» Гас Ван Сента.
   Агатка, если когда-нибудь напишешь сценарий для кино, и я буду жива, притащи посмотреть, пока его не начали внедрять…
   Я знаю, что ты сейчас очень занята в своём колледже мультяшек и на звукорежиссерском факультете, но вот тебе всё-таки, мысль индийского философа Кришнамурти: «Нельзя подготавливать человека к любви и свободе. Такая подготовка приводит лишь к насилию и страху. Свобода передаётся единственным путём – от человека к человеку, в точности как заразная болезнь!» Что думаешь по этому поводу?
Удачи! И до встречи на страницах этой тетради!
Твоя Юлия Эдвардовна.

Дорогая Алина, возможно, по ходу чтения этих записок у тебя возникли ещё какие-то новые мысли по поводу учителя и его предназначения… Удачи тебе в поиске собственного Пути в жизни! Пиши, если возникнет желание. Спасибо тебе большое за письмо, потому что, благодаря тебе, я разыскала эти записи и вспомнила много прекрасных мгновений нашего общения с Агатой!
Ю.Э.Зайцева


Рецензии