Перекресток

                ПЕРЕКРЕСТОК   

Я вышла замуж в семнадцать лет  за    состоятельного   мужчину,   который был  на двадцать лет старше меня. Я не любила его, но как ни странно  неравный   брак с ним - это было мое решение, родители  очень  старались  отговорить меня  от неожиданного   решения.   Отец  не  хотел, чтобы  я   в свои семнадцать    выходила  за   его   ровесника.  А    мама,   зная,  что  мне до этого  и  уже  давно  нравился     соседский парень, изо всех сил пыталась отговорить меня  от  брака с Ризваном.   Мой парень, тот самый соседский  мальчишка   служил   в  то  время в армии, часто   писал мне   письма, звонил,  посылал приветы    через свою мать.  Родители не смогли меня отговорить  и   когда  я уже окончательно сделала свой выбор в  пользу Ризвана, мама  лишь     сказала:
-Смотри, дочка, тебе  жить, не пожалела бы потом.
 Мне казалось, что я никогда  не пожалею, а  моя жизнь с  состоявшимся   во всех отношениях мужчиной, влюбленным в меня без памяти,   будет праздником и сказкой.  Я рассуждала трезво: Ризван    уже сейчас, а не через годы,  сможет   дать мне    не только любовь, но   и  беспроблемное  будущее. Я была    уверена в  своем безоблачном    семейном счастье с Ризваном, хотя меня немного и смущала  разница в возрасте. Но так как он меня   никто и никогда  так не баловал.
Как ни странно,   родители Ризвана, узнав о его решении  жениться на мне, не возражали против    этого. Будущих родственников  не смущала   женитьба сына  на бедной  бесприданнице,  их  особо радовала моя принадлежность к старинному, знатному, хотя и обедневшему   роду.  А будущая свекровь не раз подчеркнула, что  в принципе  рада  женитьбе своего  “заучившегося ” сына. И    тому, что  он выбрал в жены  красивую и  достойную девушку.   
- Единственное, чего не хватало   нашему  Ризвану   - молоденькой и красивой жены - говорили родственники жениха, - все  остальное   у него  уже есть,  всего успел  сам добиться.    А теперь   юная красавица  Наида        будет украшением    его жизни .
  К тому времени я  успела только  окончить  школу.   
 До своего возвращения на родину Ризван  пятнадцать  лет  прожил в Москве, учился в МГУ, в аспирантуре при университете, параллельно открыл свое дело, а после защиты кандидатской вообще полностью  из науки в бизнес.  Одним словом,  жених он был завидный во всех отношениях - образованный, богатый, серьезный, вполне  привлекательный и  внешне.
Все на этом  новом этапе моей жизни   было как в сказке о Золушке и даже лучше.  Ведь  там  бедная девушка стала принцессой, преодолев массу препятствий и козни мачехи. А у меня и проблем  не было: я  нравилась и Ризвану , и его родителям.    
Наша   свадьба состоялась в " Маракеше",  самом дорогом банкетном зале города. Торжество вызвало удивление  многих, настолько пышным и богатым оно было. А   я только и слышала вокруг себя  возгласы  восхищения по поводу моего венчального наряда,  которое  жених заказал мне     из Италии,  Это  необычное  платье из эксклюзивной коллекции  известного модельера     стоило целое состояние.  Знакомые и родственники    еще долго потом говорили    о нашей свадьбе, четырехкомнатной квартире,  обставленной и оборудованной к моему приходу по самой последней моде. А еще  в моей  квартире  меня ждали многочисленные чемоданы с подарками. В них было все самое дорогое и роскошное, о чем может   мечтать самая взыскательная невеста.  Такие подарки: шубы, платья, драгоценности,  белье   можно было  увидеть  только  в   каталогах престижных фирм.   
Шло время, и я еще долго упивалась  своим  тряпичным и прочим материальным  счастьем, удивляясь и всему, что меня окружало в квартире – изысканному интерьеру,   эксклюзивной мебели, самой современной и дорогой   технике и аппаратуре, с которой вначале и разобраться было непросто. Всем этим великолепием муж окружил меня  с первого же дня.
Я даже и не заметила поначалу, что   круг моих подруг со временем начал сужаться,  они   почему-то  не любили у меня бывать, хотя муж встречал их радушно и приветливо.  Мне оставалось общаться только с женами друзей и коллег мужа, хотя все они были намного старше меня. Разговоры же у тех  почти всегда были об одном и том же,  у кого - какая косметичка, массажистка, педикюрша, кто построил еще один дом, купил дачу, сменил машину. И несмотря на достаток, который был у  всех их и, казалось бы, должен был исключать зависть,  в общении  этих женщин  было соперничество,  не чувствовалось ни близости, ни дружбы. Но при этом они  притворно обменивались любезностями, комплиментами, приглашали друг друга в гости.
Однажды, когда мои новые “ подруги” вместе с мужьями собрались  у нас, я случайно услышала, как одна из них сказала остальным:
- Как же  повезло этой Наиде! Нашим мужьям - олухам   делать нечего рядом с Ризваном! У них кроме этой огромной квартиры  есть еще и  дом   трехэтажный,  и дача  в черте города !   А    сам Ризван  такой симпатичный,  обаятельный мужчина. Повезло этой голодранке,  ничего  же кроме своей молодости она в этот дом не принесла. Совсем  ничего, она  бесприданница.  Так  и бывает в жизни нередко - из грязи да в князи., 
Я   сделала вид, что ничего не слышала – эти не очень светлые душой женщины были моими гостями. К тому же, как ни странно,  меня и не обидели  их  слова - настолько  эти женщины  были мне чужими, а общалась я с ними только  по необходимости. 
После того случая я все реже стала ходить в гости с мужем, вначале это  очень  огорчало Ризвана, но потом, видя с какой неохотой и скукой я отбываю   “наказание” в гостях -  муж  сдался и оставил меня в покое.
Так и получилось, что старых подруг я потеряла (даже и не знаю, почему), а новых  так и  не приобрела.
Со временем утешилась детьми.   Сыновья  - погодки  согревали мою душу и  отнимали   мое время, которое все равно некуда было деть.  Их появление одинаково осчастливило всех: мужа, свекровь, меня.    Когда родился наш второй малыш- муж предложил мне пригласить женщину для помощи по дому и с детьми. Вначале я отказалась - привыкшая в отцовском доме к любой, самой трудной домашней работе. Но потом, когда мы переехали в дом, подумав, согласилась. В большом трехэтажном доме , во дворе , с кухней и детьми  мне было нелегко.  Радовало и то, что в доме  с приходом   домработницы   появится   еще одна взрослая живая душа - ведь  мое общение до этого ограничивалось только  моими малышами.   
 Ризван  работал много и напряженно, приходил домой усталым, но всегда был со мной внимательным, заботливым, любящим.   Муж     никогда не обижал меня,  а его любовь, казалось, становилась  со временем только сильнее.    Но не всегда любовь рождает любовь, как считают многие. Бывает и иначе. Моя душа по отношению к мужу была бесплодна,  в ней так и  не появилась    ответная  любовь. Я  с уважением и благодарностью принимала  его  внимание и заботу, отмечая для себя, что мне  и в самом  деле  повезло. Но даже  особое отношение  ко мне мужа  не делало меня счастливой,  я хотела только одного: чтобы  Ризван  не страдал от моего равнодушия. Сама же я   винила и упрекала себя,  в неблагодарности, а  утешала  лишь тем, что живем мы не хуже других  нормальной семейной жизнью - спокойно и размеренно, без ссор и скандалов. У нас  с мужем не было никаких ссор и проблем. Никогда и ни во что не вмешивалась моя мудрая и добрая  свекровь - приходила в гости, прекрасно относилась ко мне, обожала   внуков.
Мне бы жить и радоваться. Но, видимо, ко всему человек привыкает.  Роскошь перестала меня удивлять и радовать, мебель, дорогая техника  стали  обычными предметами быта. Наряды тоже  не  играли  больше   в моей жизни  особой  роли,  как  это было раньше. И если раньше я радовалась  любой нарядной обновке, то  теперь для меня  это была просто одежда, в которую я  одевалась  по сезону и по случаю. Да мне   и демонстрировать свои наряды   было негде :  я не училась, не работала, не часто   куда-то   выходила. .
Так и жила изо дня в день скучно и однообразно, уже привыкшая к своей золотой клетке. Как я  и надеялась,  немного скрасила мою жизнь домработница  Зоя, она  вместе со мной занималась  домом и детьми.  Мы подружились и она,  одинокая женщина,  по моей просьбе вообще переехала к нам, чем  была очень довольна.  В своей тесной двухкомнатной хрущевке  ей приходилось размещаться с семьей  дочери,   мы  же  выделили ей отдельную удобную комнату  в нашем доме.   Мы часто говорили с Зоей  о самом разном, откровенничали, и она  настраивала меня на  лучшее отношение к мужу,   говорила, что мне надо жить и радоваться своей судьбе.
Постепенно я, благодаря  ее ежедневным  уговорам, успокоилась и даже привыкла к своей серой и скучной   жизни.   Матери и Зое удалось убедить меня в том, что   я счастливая женщина и не должна гневить Бога.  Ни у них, ни у меня, поверившей в это,  и   мысли не возникало, что счастье мое призрачно, как мираж, придуманный когда-то мною же.   Что когда-то, шесть лет назад, предав и продав за безбедную  жизнь свою  первую любовь, я обокрала себя.  А  теперь  никакие драгоценности в мире не  дают мне  тех мгновений счастья, которые  я когда-то  испытала. Того блаженства,  замирания сердца,  волн   нежности, которые  я испытывала рядом с любимым   парнем.  Такое в моей жизни было лишь с ним  и больше не повторилось.
Будучи еще совсем юной и делая серьезный выбор между любовью и расчетом, я не могла понять, что любовь нельзя заменить ничем, ее нельзя заслужить, купить, выпросить. Она  есть или ее нет. И известная пословица тоже не права: в лучшем случае стерпится, но не слюбится. Вот и у меня  с Ризваном все стерпелось,  стало привычным. Но не слюбилось.
Возможно,  я так и прожила бы всю свою жизнь,    не задумываясь всерьез и надолго о своей главной в жизни потере,   если бы  однажды  случайно     не увидела  Заура.   Если бы не встретила того  единственного, кого, оказывается,   в свое время  любила, но оставила ради лучшей  жизни. А свою подсознательную и неутихающую тоску по нему, которая не оставляла меня все эти годы  так и принимала бы за обычную скуку праздной женщины, лишенной  любимого дела, подруг, с   интересов.
Я не раз вспоминала Заура все эти годы, а  в первое время часто видела во сне, но всегда   умела переключить себя, отвлечь от этих мыслей.  Я словно боялась понять для себя  что-то важное и необратимое. Со временем мне показалось, что мне это удалось.
.Я влюбилась  в  Заура  еще школьницей, а он   был старше меня на два года. Мы не встречались с ним, не бегали на свидания, но  оба  знали об особом  отношении  друг другу. Жили мы    по соседству, виделись каждый день, имели общих друзей и даже  ходили в одну школу.
Мы говорили с ним обо всем, и мне никогда не было с ним скучно, а все его интересы и увлечения автоматически становились и моими тоже. Я любила футбол и хоккей, потому что он любил эти виды спорта. Знала все марки машин, потому что он собирал наклейки с ними. Любила боевики и фильмы ужасов, потому что потом мы  могли обсуждать  их с ним. Все свободное время мы были вместе, но наша дружба нисколько не смущала наших родителей, ведь мы были неразлучны с самого раннего детства. Прошли мы и через дразнилки сверстников, но они нас   нисколько не тронули и не остановили, а потому очень скоро прекратились.
Мы  с Зауром  взрослели, а отношения оставались такими же, как в детстве, открытыми и искренними, только каждый из нас смутно чувствовал, что в них появилось что-то новое и волнующее.
Никогда не забуду, как после дня рождения одной из  соседских девчонок (ей, как и мне, тогда исполнилось шестнадцать), Заур,  проводив меня до  подъезда, в темноте, вдруг робко  взял мою руку в свою и спросил: - Почему у тебя такие холодные руки?   Я только и смогла выдохнуть: “Не знаю ”.  Сердце вдруг куда-то провалилось и опять взлетело от радости, смущения, счастья - всего вместе.
Не выпуская мою руку, он поднес ее к своим горячим губам. Я и понять не успела, что это было - поцелуй или просто прикосновение, а он,   боясь меня обидеть,  тут же  отпустил мою руку.
В тот вечер Заур  ничего   больше  не сказал, не пообещал, не спросил ответа, но   мы оба знали:  наш ничего не значащий  короткий  диалог  на  языке  любви   означал признание друг другу.
Этот вечер был всего за несколько дней до того, как  Заур  ушел в армию. И тут мой немногословный любимый ничего мне заранее не сказал,   а  накануне пришел и пригласил всю нашу семью на проводы. Родители и братья пошли  на этот вечер,  а я не смогла. Проплакала  весь вечер и легла спать, чтобы никто не увидел моих распухших от слез глаз.
Заур  пришел к нам перед отъездом, но поговорить мы с ним так и не смогли – я опять  расплакалась и убежала. Провожать его тоже не пошла, хотя  на призывном пункте собрались все девчонки и мальчишки нашего двора. 
А вскоре после   отъезда Заура  я  получила от него короткое письмо. Очень простое, без слов любви, скорее даже не письмо, а записку. До сих пор помню ее слова:  « Я знаю,  Наида, ты плакала. Зря,  не надо, моя хорошая.   Два года пройдут быстро, вот увидишь. Ты подрастешь, пока я приеду, и все у нас будет хорошо».
Конечно, у Заура  и мыслей быть не могло, что я могу его не дождаться, тем  более, что  мне тогда   только исполнилось шестнадцать лет.    Целый год мы с ним  переписывались. Заур  по-прежнему был сдержанным в своих письмах, но писал часто. Писал о своих армейских буднях, о своих друзьях, о  том, что собирается поступать в политехнический институт. Обо всем писал, кроме главного - наших с ним отношений  и  общих планов на будущее. Не от   самого Заура, а от  его  сестры   Сони   я  узнала, что он уже   сказал своей  маме обо мне. Сказал, что я его невеста   и   женится  он только на мне. Мне об этом  Заур  не писал, лишь однажды намекнул:     «Приеду в отпуск, скажу что-то очень важное. Да ты, наверное, давно все поняла сама”. Вот такой детский, наивный  и несовременный роман у нас с Зауром и  был - без романтики и громких слов, без объятий,   красивых слов и признаний. Конечно, все это было бы в свое время, но я не дождалась.
Мне, как и любой   девчонке,  хотелось красивого ухаживания, слов, цветов, восхищения, а еще -    нарядов, украшений,  достатка - словом, всего того, чего в своей скромной семье я никогда не видела. И вдруг  неожиданно  все это свалилось на меня, десятиклассницу, сразу,  когда в моей жизни появился Ризван.
Он  был братом моей подруги  Фатимы. Я хорошо знала его еще до того, как увидела впервые. Часто бывая у подруги дома,  видела  фотографии Ризвана, знала все  о его жизни, его новости и достижения.  Фатиме было приятно похвалиться передо  мной  братом,  я была самой близкой  ее подругой.    Когда Ризван  приехал из Москвы, мы   легко познакомились с ним     и свободно общались.  Я  совсем не стеснялась его, может,  оттого, что он был  братом  моей подруги,  к тому же    на двадцать лет  старше меня.
 Мы с Фатимой были неразлучны, а он  приезжал к нам в школу, чтобы забрать нас домой после уроков.   Они забирали и меня, но мы не всегда отправлялись  сразу по домам.  Нередко  мы были у Фатимы, а иногда ее старший брат катал  нас по городу, покупал мороженое. У меня и мыслей не возникало, что этот взрослый  мужчина может обратить на меня внимание,  но   постепенно  я  стала замечать  на себе его долгие и красноречивые взгляды. Ризван  не скрывал   симпатии,  во всем старался подчеркнуть свое особое отношение, говорил, что я очень красива,  шутил,  что меня могут и украсть.  Трудно было отделить в его словах шутку от правды, но я не могла не видеть, что очень нравлюсь ему. Об этом   мне  сказала  и его сестра, которой он   прожужжал все уши разговорами и расспросами обо мне.
Тогда Фатима  и спросила меня: “Сказать  брату  о Зауре? А то ведь он в тебя влюбился!”  Не знаю, почему, но я ответила подруге:  “Нет, не говори  ”, хотя тогда еще ни о чем всерьез не задумывалась.
 Я стала стесняться Ризвана и  перестала бывать у них.  А спустя месяц, на свой семнадцатый  день рождения в морозный февральский день, я получила   в подарок  от  брата своей подруги  семнадцать необыкновенно красивых роз в корзине.  И в этот же день   открытку от Заура  в   конверте с треугольным штемпелем солдатской почты.   Записка как всегда была    сдержанной  и простой: “ Поздравляю тебя, Наида. Желаю тебе счастья и здоровья. Я очень   хочу, чтобы ты была счастлива и все для этого сделаю".
Эти февральские розы, первые цветы в моей жизни, подаренные мужчиной,   ласковые взгляды Ризвана и его  теплое отношение  ко мне решили все.  К тому же,   Фатима  подробно рассказала мне обо всех в прелестях  моей  будущей жизни в случае, если я отвечу ее брату взаимностью. Сваты  - родственники Ризвана зачастили к нам, настойчиво преодолевая упорную сдержанность мамы,   она неустанно просила   меня    не торопиться с ответом.  И родителей,  и двух моих братьев     смущала разница в возрасте в  двадцать  лет, но большинство родственников были обеими руками “за”  мой  брак с Ризваном, удивляясь сомнениям  моей  «странной»  матери, не понимающей выпавшего ее дочери нежданно - негаданно счастья.
Накануне сватовства мама еще раз вошла в мою комнату, присела рядом со мной,  взяла меня за руку:
- Послушай, доченька. Я твоя мать  и  желаю тебе только добра. Нет   матери,  не желающей своим  детям счастья.  И потому прошу тебя – подумай еще и еще.  Боюсь  я за тебя, Наида.   Осознаешь ли ты,    что замужество - это на всю жизнь. Ты ведь любишь  Заура  или я ошибаюсь?
Я помню, как ответила  тогда вопросом на вопрос:
- Мама, тебе Ризван не нравится? Разве он  нехороший?
- Он хороший,  потому  душа у меня болит и   за него.  Не хочу, чтобы ты испортила жизнь сразу  троим, – и  себе,  и Зауру,  и  Ризвану,  - до последнего  не сдавалась мама.
-  Все будет хорошо, мамочка,    -  сказала я, - увидишь,  я буду самой счастливой, и все мне будут завидовать. А с Зауром  у нас ведь совсем ничего  не было, Мы   даже слов никаких особых друг другу не сказали. Так, детское увлечение. Он мне нравится, но  я не хочу рая в шалаше. Я хочу, чтобы у меня было все и  не через сто лет,  а уже сейчас.  И если появилась такая возможность, то чего   мне еще ждать?
На мою свадьбу  были  приглашены все соседи,  а не пришли  на нее  только   мать Заура и Соня, его сестра.
Они   не разговаривали  со мной и все последующие годы.  Оказалось, Заур, узнав о моей свадьбе,     попытался убежать  из части. Его поймали, наказали,   к счастью,  не по полной строгости,  - ребята однополчане упросили   военное начальство    простить солдата, учесть его страдания.    Те и   пожалели парня.  Но   после окончания  службы Заур так и   не вернулся  домой, в свой  город, а остался работать по месту службы. Этого его мать не смогла мне простить.  Кто- то из соседей сказал мне, что  спустя  четыре года после моей свадьбы он тоже   женился, взял в жены девушку из   городка, в котором служил.    Говорили, что мать Заура  очень просит его вернуться домой,  на родину,   умоляет    сына  об этом в каждом письме.
Я случайно увидела Заура спустя  шесть лет  после того, как вышла замуж.
Мы с мужем ехали в   машине и остановились на перекрестке на красный свет светофора. Я, думая о чем - то своем,  бесстрастно рассматривала все, что творилось за  улице.  А там  было многолюдно, летний город был переполнен абитуриентами. Движение на перекрестке застопорилось, и я продолжала свое равнодушное наблюдение картинок обычного летнего дня. И вдруг увидела Заура. Он стоял спиной  ко мне и  достаточно далеко, на ближайшей остановке, но я узнала бы его в любой толпе из тысячи. Заур держал на руках годовалого  малыша в панамке, а другой рукой обнимал симпатичную молодую женщину. Это и  была его жена - такой мне ее и описывали - белокурая, синеглазая, стройная. Они  с Зауром разговаривали и улыбались друг другу. Одного взгляда было достаточно, чтобы понять - они счастливы, влюблены друг в друга.  Мы еще продолжали  стоять  в своей перекрестной пробке, когда они   дождались своей маршрутки и уехали.
Неожиданно для себя самой я  заплакала, не смогла сдержать горьких слез от безысходности и необратимости всего происшедшего за эти годы. От  того, что ни разу за эти шесть лет мое сердце больше ни разу  не взлетело и не упало от счастья и нежности. Так было только однажды,   когда Заур   семь лет   назад спросил меня о самом   обычном, на первый взгляд: “Почему у тебя такие холодные руки?”
Мой добрый и заботливый муж никак не мог понять   внезапной перемены моего  настроения,  а  объяснить ему  свое состояние  я не могла.   Ризван   решил, что я просто  устала и перегрелась и   отвез меня домой, заставил прилечь.
Понимаю,    многие женщины рады бы оказаться на моем месте - хороший муж, двое здоровеньких мальчиков, дом, достаток, уверенность в завтрашнем дне - о чем еще может мечтать нормальная женщина? Предвижу, как многие скептически ухмыляются: “С жиру бесится дура. Чего ей не хватает? “. И в самом деле, чего мне  не хватает, если я любима, богата, у меня есть  дети,  дом и все,  о чем только   можно мечтать?  Но как  оказалось для счастья этого мало.  Нужно не только быть любимой, но  и любить самой.   А я не любила и не была счастливой.
 Время не повернуть вспять.   И ничего  не вернуть.   Если бы я только знала   шесть лет назад, что пройдут  годы,  а я,  глядя из окна своей шикарной иномарки и  увидев  любимого, до боли захочу быть рядом.  Если бы знала, как     позавидую  той,  которая  уехала с ним на маршрутке, его жене, матери его малыша. Если бы  знала, что  через годы   вдруг,  в один миг прозрею и пойму, что при всем своем благополучии, я  несчастна.   Тогда я,  может быть,   и  поняла бы,  почему говорят: « Рай без любви называется адом”  Не  отреклась  бы от любви.  И все  в моей  жизни было бы иначе. Но поздно. Жаль, что  поняла это не шесть лет назад, а  только сейчас,   на этом перекрестке своей   судьбы. 
КОНЕЦ


Рецензии
Эльмира, вы написали рассказ-назидание девушкам, чтобы они умнели не променивали настоящее чувство на внешний блеск и блестящие камешки. Но само название "Перекресток" дает надежду на перемену в судьбе Вашей героини Наиды.

Успехов, с удовольствием стала бы и дальше знакомиться с Вашим творчеством, да вот только мне то особенно нечего Вам предложить. Разве пару рассказов. С теплом.

Маргарита Кудрина   10.03.2017 18:28     Заявить о нарушении
Спасибо огромное за рецензию.. Рассказ называется "Перекресток судьбы" . Судьба свела ее с бывшим любимым на перекрестке , чтобы она поняла, как она обокрала себя и упустила свое счастье ... ) С теплом Эльмира

Эльмира Ибрагимова 3   17.03.2017 01:39   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.