Образ храма в романе Шпиль Уильяма Голдинга

Литература как искусство словесного образа - особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая высокой степенью эмоционального воздействия, метафоричностью, многозначностью, ассоциативностью, незавершенностью, предполагающими активное творчество воспринимающего.

В наши дни актуальна проблема возрождения ценностей и постижения их духовного смысла, потому как обществу, чтобы выжить необходимо наследовать и передавать духовные ориентиры.

Художественное произведение раскрывается в замысле автора, и поскольку духовный смысл необходимо понять, необходим выход за пределы текста, к личности, содержащей в себе Образ божий.

Духовные ценности литературного творчества и культуры – Истины, Добра, Красоты, Справедливости, взаимосвязанные и имеющие Высшие гармонизирующие начала способствуют раскрытию образа.

Художественный образ – одна из основных категорий, которая характеризует способ отображения и преобразования действительности. Образ не только отражает, но прежде всего обобщает действительность, раскрывает в единичном, приходящем сущностное, вечное.

Специфика художественного образа определяется не только тем, что он осмысливает действительность, но и тем, что он создает новый мир, из чего следует, что образ является картиной человеческой жизни.

Автор активен в  создании духовных смыслов.

Нельзя не коснуться преследований целостности духовного смысла образов, которые касаются культурной памяти, на которых основывается культура.

Примером этому служат «вечные архетипические образы», как например, культурный знак «храм», который проходит через все культурные эпохи, сохраняя свой духовный смысл. Глубинная сущность знака-символа не стирается, потому как связана с первообразом.

Храм  - символ Дома на земле; космического центра, соединяющего горний (небесный) и дольний (земной) миры; путь восхождения к духовному просветлению; божественный порядок мироздания; обозначение микрокосма – выражение преображения человеческой формы.

Человеческая фигура передается по средствам таких архитектурных элементов, как аспида – голова, трансепты – руки, главный и боковой нефы – туловище, а алтарь – сердце.

Гонорий Августодунский, рассуждая о символике разных типов храмов, подчеркивает, что используемые в их основе круг и крест – образы совершенства, вертикальный брус означает духовность и жизнь, горизонтальный – привязанность к земному.

Таким образом, в контексте литературы и искусства центральным топосом становится храм, собор, который превращается в отдельное действующее лицо произведения и постепенно сливается с образом центрального персонажа, становясь отражением его души и повторяя его судьбу.

Особенность поэтики «одухотворения» храма заключается в том, что храм, собор предстает то как живой организм (дерево, природа и ее явления), обладающий собственной жизнью, то полностью отождествляется с конкретным человеком, живет его жизнью, как живой организм храм может быть представлен через образы растущих растений, проявления образов природы, так как весь окружающий мир – «книга Откровения Божьего», свидетельствующая о всемогуществе и премудрости Творца.

Прообраз храма уходит в далекое прошлое.

Первоначально богослужения совершались на жертвенниках под открытым небом, в местах, где Бог являлся людям и совершал какие-либо чудеса, или в местах, которые своим величием таинственностью и красотой располагали человека к размышлению о Боге.

Архитектурность храма выражает одну из центральных и существенных мыслей – соборность. В господстве архитектурных линий над человеческим обликом выражается подчинение человека идее собора, преобладание вселенского над индивидуальным.

Наличие в стране монастырей, церквей, соборов есть выражение крепости и силы религиозно  нравственного духа, так же это всегда центр, ученый центр. В монастырях переводились книги, при них устраивались школы, разрастались деревни и города.

Храм  - оплот веры, сакрального знания и духовного просвещения. Храм как центр заключает в себе космический порядок, это точка, вокруг которой все вращается. Его фиксированность символизирует вечность и постоянство.

Система, не имеющая центра нежизнеспособна и начинает быстро разрушаться, что явно мы можем увидеть в романе Уильяма Голдинга «Шпиль», центральным топосом которого является средневековый собор, а сюжет связан с историей возведения над ним шпиля.

На страницах романа собор превращается в отдельное действующее лиц произведения и постепенно сливается с образом центрального персонажа, настоятеля Джослина, становясь зеркальным отражением его души, повторяя его трагическую судьбу – постепенное опустошение, внутренний хаос и гибель.

Джослин живет жизнью храма, и храм живет жизнью Джослина, и потому, когда настоятель «поднимает руку» на тело своего храма, он поднимает ее и на свое собственное тело, нанося смертельную рану самому себе.

Духовная и телесная сторона жизни Джослина тесно переплетаются с судьбой храма. Вместе с началом строительства в храм вторгаются богохульные песни, смех, и до сих пор не знакомые Джослину мирские страсти. И в душе настоятеля начинает просыпаться хаос, а хаос, творящийся в его сознании, полностью отражает хаос, воцарившийся в стенах собора. От глав к главе меняется не только физическое состояние, но и внутренний мир Джослина.

Внешний облик храма, его внутреннее наполнение меняются вместе с настоятелем.

Готический храм, со своей устремленностью к недосягаемому божественному духу постепенно теряет свою возвышенность и, вопреки ожиданиям Джослина, становится мирским, обыденным.

Идея храма как источника созерцания и взгляда внутрь себя перенесена Голдингом в философскую ткань романа «Шпиль» Путь Джослина, сопряженный с душевными и физическими испытаниями,  - это и переступание через земное в высшую сферу, так как закончив свой путь, построив шпиль, герой умирает, но, что более важно, его путь – это путь к самому себе, к центру своего существа.

Таким образом, собор и шпиль как центральные символы романа обретает притчевую многозначность.

Храм сравнивается с человеческим телом уже на первых страницах романа, далее обретает черты живого организма и по ходу развития сюжета уподобляется образу Джослина, становится его двойником, являясь зеркалом его души и повторяя его судьбу. Природа храма, изначально заложенная в нем двойственность и противоречивость позволяют уподобить храм конкретному человеку, вплоть до сравнения с человеческой природой вообще.

На последних страницах романа шпиль, соединяющий небо и грешную землю, воплощающий темное и светлое, материальное и божественное, рациональное и иррациональное начала бытия, не имеющий под собой твердого фундамента и готовый рухнуть в любую секунду, превращается во всеобъемлющую метафору человеческой жизни, на что указывает высказывание одного из персонажей: «Вся жизнь наша – шаткое здание».

Поиск духовных смыслов и образов в литературе, сопричастность к культуре и ее сакральным ценностям должны стать актуальной проблемой современности.


Рецензии