Рейтинг детективности

        Наверное, многие заметили, что самым часто упоминаемым словом стал у нас в последние дни термин «эффективность». Побывавшая на Южном Урале комиссия федерального Министерства образования и науки усердно прошерстила местные вузы на предмет оценки (уж не по рыночным ли расценкам?) так называемых рейтинговых показателей эффективности вузовской деятельности. В общем, мало никому не показалось! У двух вузов и десяти филиалов внезапно обнаружились подозрительные признаки неэффективности. Этой дюжине, хоть она и не чертова, грозят чертовски неприятные последствия, вплоть до полного закрытия и окончательной ликвидации.

        Перспективы хмуро-туманны, как ненастное осеннее небо. К двум извечным русским вопросам («Кто виноват?» и «Что делать?) поневоле добавляется третий: «Как знать?» Тут всё возможно. Ситуация запутана похлеще, чем в каком-нибудь классическом детективе. Если бы кому-то пришла в разгоряченную голову идея составить по этим критериям рейтинг – нет, не пресловутой эффективности, а искусной детективности разворачивающегося вокруг областных вузов грандиозного действа, – то, без всякого сомнения, Артур Конан Дойль, Жорж Сименон и даже сама Агата Кристи от всей души позавидовали бы нам. Такого хитроумного детектива, чье продолжение совершенно непредсказуемо, им бы всем троим ни в жизнь не сочинить.

        А ведь главные события ещё впереди! Будем с интересом следить за неожиданными перипетиями инициированного московскими министерскими гастролерами образовательно-научного вузовского детектива, название которого могло бы прозвучать не слишком цензурно, поэтому пусть он останется пока что безымянным. Итак...               

Да, рейтинги – в новейшем стиле,
А эффективность – модный знак.
И наши вузы оценили
Бог весть зачем, незнамо как.

Вдруг из Минобра диагносты
Плохие «признаки» нашли.
А может, всё банально-просто –
И замешались тут... рубли?

Для федерального бюджета
Помеха всякий лишний вуз.
Побольше сжить бы их со света,
Финансовый уменьшив груз!

Ведь для казны одни расходы.
Как взять откат с учебных пар? 
Образование народа –
Не шибко прибыльный товар.

Ну так закрыть бы хоть с десяток
Из вузов, бывших до сих пор.
Начнется новый распорядок,
Для реформаторства простор:

Пойдут слиянья, поглощенья
И укрупнения опять.
А прежних вузов помещенья
Скорей под офисы занять!

Ясны задачи, планы, цели,
Бюрократический расклад.
Осуществляется на деле
Почти что рейдерский захват.

Задумано довольно ловко,
Стратегия – высокий класс!
О предпродажной подготовке
Невольно вспомнится не раз.    

Распорядились молодецки –
Неэффективность объявить.
Однако что же так по-детски?
Могли бы похитрее быть.

Придумали б легенду, что ли,
Об эмиссарах ЦРУ:
Агенты западные вволю
Вмешались в русскую игру!

Мол, тут программы подрывные
Вещались с лекторских трибун,
И безопасности России
Грозил полнейший карачун.

Вот это бы эффектно было!
Сценарий триллера хорош.
И вправду: дешево и мило –
Отнять за здорово живешь!

Как говорится, на халяву.
Пускай глазеет вся страна.
Чинам Минобра – честь и слава,
Посты, оклады, ордена...

Чем не сюжет для детектива?
Интрига в зрелище таком: 
С образованием красиво
Разделаться одним щелчком, 

Одной бумажкой канцелярской
Носы ученым утереть
И так же лихо, по-гусарски
Над вузами глумиться впредь.

Пора забыть о «храмах знаний»
Или «святилищах наук»,
Ведь для чиновничьих дерзаний
Всё это – лишь пустейший звук.   
 
На экономии бюджета
Карьеру можно сделать им.
Но разглашать свои секреты
Не любит никакой режим.

И дополнительная прибыль
Для проверяльщиков не грех...
Ну, что же, разве не спасибо ль
За всё про всё от нас от всех?!

12 ноября 2013


Рецензии