40 лет фильму Пролетая над гнездом кукушки

 Эта экранизация для меня — самая значительная экранизация 20-го века. Книгу «Пролетая над гнездом кукушки» я прочел один раз, а фильм смотрел много раз. Я думаю, по этому фильму специалист мог бы диссертацию защитить. Хочу поделиться с читателем своими мыслями об этой повести, поскольку сам прожил тридцать лет в психоневрологическом интернате.
 Мне очень нравится главный герой этого фильма — Рэндл Макмерфи. Действие разворачивается в психиатрической больнице, куда он попадает из тюрьмы на освидетельствование. Макмерфи — лидер, он психически здоров и становится опорой и примером для остальных пациентов. Но их умами и сердцами до его появления безраздельно владеет старшая медсестра отделения — мисс Гнусен. Конфликт Макмерфи  и Гнусен в данной ситуации неизбежен. Она боится, что он заберет власть, для нее эта ситуация унизительна. Макмерфи видит в пациентах прежде всего людей. А медсестра — объекты для работы. Она твердо уверена в их неполноценности и в том, что они, как малые дети, пропадут без ее заботы. В этом — смысл ее жизни. Она всегда права.
 Конфликт между Макмерфи и Гнусен разворачивается постепенно. Они как два чайника — кто быстрее вскипит. Споры вспыхивают по каждой мелочи. Мне иногда кажется, что они взаимно влюблены, поскольку замкнуты друг на друге. Инструменты власти в руках у медсестры. Она может сделать с Макмерфи все, что угодно. Но ей важно не потерять свой статус среди больных, остаться в их глазах ангелом и очернить Макмерфи. А он пытается помочь пациентам увидеть себя прежде всего людьми, отстаивать свои права. Мне понравилось, как он учит их свободе действия.
Этот фильм показывает два случая. Первый — просмотр чемпионата по бейсболу, а второй — поездка на рыбалку за город. Хочу отдельно сказать про методы медсестры Гнусен. Мне в ее работе понравился один момент — проведение общих собраний пациентов с целью помочь кому-то из них разобраться в себе. Только она делала это гадко, унижая личность пациента. А так мне кажется, это конструктивная вещь. Только я думаю, мало таких людей, которые могут поднять человека. Макмерфи — как раз из таких.
Еще одно небольшое наблюдение — несмотря на тяжелый сюжет, сама психбольница хорошо оборудована.
 В процессе просмотра фильма зритель видит две смерти: самоубийство молодого парня и убийство Макмерфи. В первом случае виновата Гнусен — она напугала этого молодого пациента, что расскажет о его грехопадении властной матери. По-моему, старшая медсестра больше всех нуждается в лечении. Про второй случай — гибель Макмерфи  — я всегда задаю себе вопрос: это была помощь или убийство со стороны индейца по прозвищу Вождь? С одной стороны, Макмерфи после лоботомии стал фактически овощем, а с другой стороны, все же остается живым человеком.
Интересный персонаж — индеец по прозвищу Вождь. Все думают, что он глухой, а он притворяется. Я даже не могу представить себе, как это возможно. И в финале он всех оставляет в дураках. В конце фильма только он один вырывается на свободу — убегает из психушки. И потому, что ему при жизни Макмерфи помог поверить в себя.
 Я хочу предложить посмотреть этот фильм и прочесть книгу всем будущим психологам и психиатрам.

Декабрь 2015 г.


Рецензии