Заключительный аккорд в Радошковичах

    Защита дипломов слушателями длится достаточно долгое время, не менее месяца. Те, кто его защитил, был свободен до момента распределения, вручения дипломов и получения очередного воинского звания.

    Так получилось и у меня. Я имел более недели свободного времени. Папы уже не было, ездить на рыбалку не с кем. Решил эту неделю посвятить тёте Вере, сделать ремонт её квартиры в Радошковичах. Она ни разу не ремонтировалась на моей 30-летней памяти. Накануне, мастерица делала ремонт нашей квартиры. Я был у неё в подручных, всё смотрел, спрашивал и тщательно записывал. После этого мастер-класса стал самоуверенно считать себя мастером этого дела.

    Предварительно договорившись с тётей Верой, я с дядей Колей, закупили все необходимые материалы, вооружились инструментом и на верном «Запорожце» направились в Радошковичи.

    Нам была предоставлена полная свобода в действиях. Мы планировали покрасить потолок, стены и пол. Но прежде чем приступить к этой работе, мы заметили, что одна из потолочных балок опустилась. В результате стенная перегородка изогнулась в дугу. Причиной этому был огромный, кирпичный чердачный лежак трубы, навалившийся на балку. Мы с дядей Колей поставили мощные опоры, балка приподнялась, стена выровнялась.

    Потолком стал заниматься дядя Коля. С него предварительно нужно было соскоблить вековую извёстку. Белили потолок по новой технологии, с помощью пылесоса. Я параллельно занялся шпаклевкой стен, подготовкой их к покраске. И здесь была применена новая технология. Покраска стен осуществлялась клеевой краской с помощью изготовленным мною меховым валиком. Заключительным аккордом была покраска полов с помощью того же валика.

    Работали ударно, с раннего утра, до позднего вечера. Вкусно кормила нас тётя Вера. Жили мы дружно. Ремонт был сделан за минимальные сроки. Сравнивая предыдущее состояние квартиры с настоящим, можно было сказать, что всё было сделано превосходно и, главное, от души. После нашего ремонта квартира не ремонтировалась более 30 лет. Моё мастерство по ремонту квартир возросло. Его я использовал и совершенствовал в течение 30 последующих лет дома и на даче.

    Мы с Ларисой во время моего месячного отпуска обычно выезжали отдыхать на Юг. В 1971 году решили отказаться от Юга. Лариса была в положении на 5-м месяце. Мы попросились у тёти Веры провести отпуск у неё.

    Нужно, сказать, что в эти годы летнее время у тёти Веры было расписано наперёд. Ею отмечалось, кто и когда у неё отдыхает. Нашими конкурентами в Радошковичах были многие.

    Во-первых, брат тёти Веры Андрей, приезжающий один или с друзьями из Чехословакии.
    Во-вторых, её двоюродная сестра Елена Власова-Кунцевич, приезжающая из Польши.
    В-третьих, её троюродный брат Пётр Пузыревский с женой Екатериной, приезжающие из Москвы.
    В-четвёртых, её троюродная сестра Тамара Жиркевич из Москвы.
    В-пятых, дети её троюродной сестры Екатерины Жиркевич, Галина и Людмила, из Ленинграда.
    В-шестых, друзья детства тёти Веры, Литвиновы из Москвы.
    Часто любили отдыхать у тёти Веры минчане, её двоюродная сестра тётя Ия с мужем, дядей Колей, двоюродная племянница, моя сестра Римма с мужем Николем и дочерью Ольгой.
    Иногда приезжал из Красноярска двоюродный брат тёти Веры, Андрей Алексеевич Власов.

    Так, что получить место в Радошковичах, в нужное для тебя время было не просто. В этот раз нам повезло, весь отпуск мы провели в Радошковичах. Бедным Пузыревским пришлось снять комнату у соседей. При этом отдыхали не только мы с Ларисой и Серёжей, но и примкнувшие к нам две мамы и племянница Ольга.

    В чем заключался наш отдых в Радошковичах. Во-первых, полная свобода. Можно спать сколько угодно. Не нужно учиться, спешить в училище. Всё время в твоём распоряжении. Утром вставали поздно, не спеша готовили нехитрый завтрак. За стол садилось семь человек. Это я, Лариса, Серёжа, моя мама, Ларисина мама, племянница Ольга, наконец, хозяйка дома тётя Вера.

    После завтрака ходили на луг, раскинувшийся возле небольшой речушки под романтическим названием Гуйка. Здесь мы загорали, окунались, ловили пескарей и уклейку, играли с Серёжей и Ольгой в футбол и волейбол. Иногда ходили в лес за ягодами и грибами. С помощью бучей я ловил в ближайших сажалках карасей.

    Наши мамы оставались с тётей Верой дома, что-то делали по хозяйству, вели бесконечные разговоры. Главное, что жили все мы душа в душу. Степанида Адамовна не могла сидеть сложа руки. Порой она уединялась в огороде и с профессиональным пониманием боролась с сорняками. Тётя Вера была очень довольна проявлением этой инициативы. После обеда все немножко отдыхали. Вечерами, после чаепития, затевали какие-нибудь игры с участием взрослых и детей. Было непринуждённо и весело.

    Раз в четыре дня приезжала, работающая в Минске Ирина, дочь тёти Веры. На выходные из Минска приезжали Римма с Николаем и тётя Ия с дядей Колей. Было ещё веселее. Как все мы устраивались на ночлег, уже и не помню.

    В Радошковичах я буду ещё отдыхать с семьёй в том же составе в 1975 году. С годами будет уходить поколение наших родителей. Уйдёт из жизни и наш патриарх, тётя Вера. Все мы заимеем свои дачи. Наши Радошковичи осиротеют. Не будет в них больше таких весёлых, жизнерадостных компаний.

    Да и вид самих Радошкович резко изменится. Надо же такому случиться, что через них пройдёт канал Вилейско-Минской водной системы. Он ополовинит и уничтожит всю прелесть, девственность нашего «поместья». Речке Вязынке, с чистейшей, питьевой водой, обрамлённой ивами, извилисто протекающей рядом с домом, отроют новое русло, похожее на сточную канаву.

    Я буду ещё неоднократно приезжать в Радошковичи, чтобы проведать тётю Веру, сестру Ирину, посетить погосты моих предков. Именно здесь, в Радошковичах, похоронены мои прабабушка, Елена Адамовна Власова, двоюродная бабушка, Елизавета Никитична Власова-Снитко. В 1998 году здесь нашла вечный покой любимая тётя Вера.

    На этой земле расположена Родина моих предков. Рядом с Радошковичами расположена деревня Миговка, в которой с конца 19 века находилась усадьба прадедушки Никиты Алексеевича Власова. Её пришлось покинуть и сгинуть в советском лагере, его сыну, моему двоюродному дедушке Александру Никитовичу Власову в 1939 году, после «освобождения» Западной Белоруссии.

                Прощание с Белоруссией и Минском

    Пятилетняя моя учёба окончилась. Отпуск подошёл к концу. Нужно было следовать к новому месту службы в Россию, в волжский город областного значения Калинин, бывшую и будущую Тверь. Снова, как в 1966 году, уезжая из Лабно в Минск, задумался, что меня и мою семью ожидает? Благосклонна ли будет к нам судьба?

     Уезжал один. Лариса с Серёжей оставались в Минске. Ларисе нужно было доработать до декретного отпуска, затем уволится по случаю перевода мужа офицера к новому месту службы. В этом случае сохранялся непрерывный стаж её работы. Что будет учитываться при назначении пенсии. Я же должен был искать в Калинине подходящую жилплощадь.


Рецензии