Политика

Я представляю, насколько вас раздражает вся эта политика, в особенности социально-экономическая политика, проводимая якобы во имя интересов народа, а на самом деле – в ущерб народным интересам. Так сказать, дальше ехать некуда, если учесть, сколько теперь стал стоить проезд в городском общественном транспорте. Остается только разве что послать всех куда подальше, а самим пойти пешком. Но, кстати, есть и еще один способ свести счеты с неприятной нам политикой – это указать ее истинный масштаб и подобающее ей место. А масштаб этот и место, как выходит на поверку, не слишком-то и велики, и поэтому не имеют права вторгаться в пространство нашей личной, да и общественной жизни. Давайте поглядим, в чем тут дело и где собака зарыта, как сказал бы корейский пограничник.

Однако нам предстоит сегодня в путешествии за историческими корнями отправиться не в Корею, а в Грецию, причем древнюю, до нашей эры. Там мы увидим множество территориально-государственных единиц, именовавшихся полисами – из-за своего корня polis, обозначавшего вовсе не полицию и не политику, а всего-навсего город, точнее – городскую стену, защищавшую жителей от всяческих внешних напастей, но, увы, не от внутренних невзгод. Так что, с исторической точки зрения, все так называемые столпы государства – это всего лишь стены, которым следует быть на периферии нашей жизни, а не лезть со своими бюрократическими правилами в самую сердцевину общества. Не удивительно поэтому, что многие политики унаследовали исторические корни и продолжают быть упертыми, как стенка, до которой не достучаться, а народные жалобы, запросы и обращения для них – как об стенку горох. Впрочем, не стоит забывать и более поздних исторических традиций, когда, в поисках выхода из тупика, к стенке иногда ставили тех, кто в этот тупик завел.

Но мы не намерены никому грозить и не хотим ни об кого пачкаться. Политики для нас – как соседи через стену: пусть себе живут и нам жить не мешают. Лучше позаботимся о том, чтобы по нашу сторону стены, в нашем жилище было уютно, спокойно, чисто. А всё это беззастенчивое политиканство пускай и дальше остается за стенкой, подальше от нас, не соприкасаясь с нами. Вот, как мне кажется, самое правильное отношение к политике. По крайней мере, такое толкование вырастает из греческого корня этого слова. Ну а в Греции, как известно, всё есть. Лишь бы и у нас было терпение и прилежание. Что же до политиков, то им самое место – в кремлевской стене: пусть укрепляют ее и не расшатывают наши сбережения. Проводим их напутственной исторической элегией в греческом стиле.         

Политика… Скажите, что за дело!
Неужто ж толковать о ней опять,
Как будто всем еще не надоело
Политиканов наших поминать?

Политика сегодня грязновата
(Сама же в этом, кстати, виновата),
Но не такой она была когда-то.
Взять Грецию в разгар античных дней,
Когда существовал в Афинах полис
И гражданин мог жить, не беспокоясь
О чем-то, кроме родины своей.

А что там было за границей – мало
Его, по правде, интересовало,
Ну, разве что персидская война.
Но в остальном он не вникал в детали.
Его от политических баталий
Домашние заботы отделяли
И городская крепкая стена.

Коль гражданин – добытчик, а не нытик,
Он будет семьянин, а не политик,
Его волнуют быт, уют, комфорт,
Чтоб круг семьи замкнулся беспечально,
Чтоб ладилось с соседями нормально,
А до политтусовки чуждой, дальней
Ему и дела нет, – на кой бы черт?

Проблемы ближе нам (вполне резонно)
Подъезда, дома и микрорайона.
И что нам до московских думаков?
Как отчужденно всё, что отдаленно!
Локальным полис был во время оно, –
Сосредоточим в рамках региона
Политику свою без лишних слов.

Политика – абстракция, а мы же
Предпочитаем то, что к телу ближе,
По разуменью своему, на вкус.
А эта политическая шваль же
И федеральный центр с чванливой фальшью
Пускай идут куда-нибудь подальше, –
Вот оптимальный политесный курс.

Середина 2000-х гг.


Рецензии