Отряд уходил в ночь

       


         В далеком 1956 г. призвали меня в армию. Попал на Северный флот.
   Я человек черствый и не сентиментальный, но когда вспоминаю это, слезы наворачиваются сами. С чего бы это? Старею что ли?

В экипаже – распределителе проходили очередную медкомиссию, после чего новобранцев разбирали по частям. С этого призыва срок службы на берегу был сокращен с 3-х до 2 лет.
В плавсоставе же оставался срок 4 года. Конечно, мы надеялись попасть в число солдат 2-х годичной службы. Смотрим, одевают новобранцев отряд за отрядом в черную флотскую форму. Начинаем затягивать прохождение медкомиссии. В экипаже свыше тысячи призывников - разве за всеми уследишь! Но вот группа за группой пошли зеленые. Быстро проходим медкомиссию. Нас одевают в солдатскую зеленую форму. Только на погонах «СФ»- Северный Флот.
Ночью нас подняли, построили на плацу. Смотрим, «покупатели» - то черные! Перед строем стоит капитан-лейтенант при полном параде  с наградами и кортиком на боку, старшина – сверхсрочник и старшина 2 ст. срочной службы. Все в  парадной форме, с регалиями. Переглядываемся недоуменно:- мы зеленые, почему же покупатели - черные?

Построили в колонну по два и шагом марш!  Все бредут как побитые, согнувшись в три погибели. Заряд мокрого снега с дождем, дорога - разбитая каменка, темно настолько, что только смутно видишь переднюю пару. Настроение унылое.
  И вдруг мой сосед тихонько запел «Эх дороги, пыль да туман» Удивительно! Песня попала в настроение отряда. Ее подхватили сначала неуверенно, затем все больше голосов  вливались, песня звучала все сильнее и  дружнее. И произошло чудо!  Выпрямились скрюченные фигуры, подняты головы. Никто уже не пытался прятаться от снега, что хлестал по лицам. И изумленный такой дерзостью, снежный заряд стих!  Прогремел охрипший голос старшины:- Подтянись! Тверже шаг!
 И тяжелый дружный шаг загрохотал по разбитой дороге, как будто гвозди забивали в мостовую тяжелым молотом. И какой–то доморощенный запевала затянул красивым и сильным тенором:
                « Как родная меня мать провожала,
                Как тут вся моя родня набежала.
                Ой, куда же ты Ванек,
                Ой, куда ты?
                Не ходил бы ты, Ванек,         
                Во солдаты.
  Далеко не все знали слова этой песни, потому ее тянул запевала, а отряд подхватывал лишь последнюю строчку. – Не ходил бы ты,Ванек, во солдаты! Пели весело, со смехом. И сам черт был нам не брат!
 У каждого второго отец погиб на фронте, после войны умер от ран, или остался калекой. Вперед шли их сыновья - сыновья победителей. И совсем не важно, где и как придется служить! Шелуха отпала, осталась суть.
 Отряд уходил в ночь.


Рецензии