Лекция 33 Антисоветизм Смысл жизни

    Лекция 33 Антисоветизм или не лезь советчик к игрокам,
    а то получишь по фалдам
      

      Что мне блаженства райские «потом»!
      Прошу сейчас, наличными, вином!
      В кредит – не верю. И на что мне слава –
      Над самым ухом барабанный гром?
                Омар Хайям

     До выхода на пенсию и перехода на работу в теперешний, так сказать, «безразрядный» ресторан я почти полвека служил метрдотелем в ресторане высшего разряда. А начинал я свою трудовую деятельность в ресторанном бизнесе с 12 лет - с мытья посуды. Затем, по прошествии трех лет, мне разрешили на кухне чистить картошку и выносить очистки на помойку. После почти двух с половиной лет работы на «картофелеочистительном» фронте хозяин ресторана заметил мою сметливость, добросовестность и бережливость – кожура, срезаемая мной с картошки, была самая тонкая, определил меня поваренком-подмастерьем четвертого помощника Главного Шеф-Повара ресторана.
     В обязанности четвертого помощника Главного Шеф-Повара ресторана входила подготовка продуктов к готовке, приготовление и оформление холодных закусок как-то: – салатов, овощных гарниров и прочих вкусных, но холодных блюд. В течение 5 долгих лет я старательно присматривался к работе и, заметив мои способности к кулинарным искусствам, мне доверили самостоятельно, но под присмотром четвертого помощника приготовлять и оформлять многие холодные блюда.
     Внимательно приглядываясь к работе поваров на кухне, я пришел к заключению, что эта работа особого ума не требует. Я очень любил кино, особенно итальянские старые классические фильмы таких режиссеров как Феллини, Бертолуччи, Витторио де Сика и других и не помню у какого из них, и в каком фильме это происходило, но я запомнил один эпизод.
     В фильме жандармы долго искали и, наконец, поймали на свалке маленького беспризорника, который был сыном известного богача. Было неизвестно, в детстве он был похищен у родителей или сами родители продали его шайке воришек для обучения воровскому ремеслу, так как не могли прокормить его по своей бедности. Но он вырос на улице, в то время как безутешные родители повсюду искали или делали вид, что ищут его. Но в процессе поисков родители разбогатели и решили обязательно найти своего ребенка, чтобы передать ему свое богатство, так как других детей у них не было.
     Поймав босяка и не объясняя в чем дело, дабы не травмировать детскую невинную душу, жандармы босяка помыли, приодели и перед тем как передать его безутешным родителям, привели в ресторан, чтобы накормить. На вопрос метрдотеля: - Что он хотел бы поесть сейчас с удовольствием? - босяк с мечтательным выражением на лице долго думал. И затем ответил метрдотелю, что самая лучшая еда, которую он ел в своей жизни и хотел бы сейчас снова съесть, это то блюдо, когда он кладет в котел объедки, которые остались от вчерашней трапезы и добавляет в котел те огрызки, которые сможет набрать на помойке сегодня. Все это надо перемешать и подогреть, если есть дрова, а если дров нет, то и так можно съесть это вкуснейшее блюдо холодным. Главное чтобы был аппетит! Впрочем - добавил босяк - Я сейчас так голоден, что готов съесть все, что мне подадут – все это он сказал, чувствуя, что после еды ему надо будет быстрее дать «стрекача». Он думал, что оказался в этом ресторане по ошибке, и когда выясниться, что его принимают не за того человека, кто он есть на самом деле и обнаружиться, что у него нет денег, чтобы оплатить обед, то его или отведут в тюрьму или расстреляют.
     Так вот блюда, приготовляемые в нашем ресторане, по моим наблюдениям, не сильно отличались от «гурманистических продуктов», о которых мечтал босяк из итальянского неореалистического фильма. Разве только тем, что носили громкие и экзотические названия.
     После почти десяти лет работы подмастерьем, мне было доверено приготовление и горячих блюд, а еще после десяти лет работы на кухне я стал первым помощником Главного Шеф-повара ресторана.
     Дальнейшее продвижение по службе было прервано букетом профессиональных болезней – от стояния у горячей плиты у меня начались проблемы с дыханием – мучила отдышка, а от постоянной пробы различных, порой несовместимых продуктов возникли проблемы с желудком, печенью и т.п.
     В этой связи я вспомнил одного моего клиента, пожилого китайца, который в благодарность за вкусный обед прочел мне лекцию о философии жизни – так он обозначил тему своего рассказа. Он поведал мне следующее.

    Fакт китайской философии жизни. Человеческая душа всегда молода и полна желаний «йех-развернуться на всю свою ширину». Она до самой глубокой старости никогда не любит подчиняться разуму, а хочет всегда властвовать над мозгом и телом. Она всегда командует телу: - иди, напрягайся тяжелой работой, после работы отдыхай – ешь, пей, веселись без меры, чтобы забыться от проблем. В молодости движения человека резки и порывисты – он хочет получить все сразу и быстро.
     Но человеческое тело и сердце, в котором заключена душа, имеют пределы возможностей – они, увы, бренны. Со временем в теле накапливается усталость, и оно не может уже так резко и энергично работать – движения его замедляются и становятся плавными. Как «выразился» один седобородый мудрец: – на замечание, может ли он делать хоть что-нибудь быстро – он ответил: – Быстро я могу только уставать! Хотя существуют люди, которые с рождения являются «заторможенными» - их никакими средствами нельзя заставить делать что-либо быстро.
     До 30 лет тело человека как резина – жми, выжимай, крути его, но оно быстро восстанавливает потраченную энергию. Но после 30 лет в теле человека накапливается усталость и для восстановления сил необходим более продолжительный отдых. В этот период человеку дается один год, чтобы проверить себя и возможности своего тела чтобы привести желания и амбиции духа в соответствие с  возможностями тела. В этот период времени необходимо нагружать себя и свое тело «вредными нагрузками» и прослеживать как она «держит удар», сколько времени надо для восстановления сил после «веселых приключений» в приятном обществе. По результатам проверок надо пересмотреть свой образ жизни - разумно сочетать работу и отдых, ограничить вредные привычки – как-то: – употребление алкоголя, курение, ночные бдения с особами противоположного пола и т.д. Хотя дух требует продолжать жить так же, как будто ты вечно молод и юн.
     Такой пересмотр своих возможностей надо проводить в начале каждого последующего десятилетия своей жизни и тогда можно жить долго и счастливо до самой старости. Но если в 40 или 50 лет напрягать свой организм так, как будто ему все еще 25, то тело может не выдержать нагрузки и начнутся проблемы с сердцем, желудком, легкими и т.д. Могут «шандарахнуть» инфаркт, инсульт, развиться язва желудка, катаракта глаз и прочие напасти.
С возрастом растет жажда жизни и приходит понимание смысла и качества жизни. Поэтому недаром говориться, что в каждом возрасте ты можешь начать «жить сначала». Я запомнил слова китайца на всю жизнь, хотя понял, что мне возможно уже поздно стало следовать постулатам китайской философии.

     В результате длительной болезни я сильно похудел, и у меня появились некоторые аристократичные черты лица – аскетическая изможденность, заостренный римский нос, а также несколько хороших манер, приобретенных после просмотра итальянских фильмов о красивой жизни. Присмотревшись к моим внешним данным, хозяин ресторана перевел меня работать сначала официантом, а затем, оплатив курсы по обучению менеджеров, назначил метрдотелем в основном зале ресторана.
     У меня в подчинении был штат из нескольких официантов, продавщиц цветов с лотка для клиентов ресторана и уборщиц. Почти целые сутки я стоял у входа в зале ресторана, перед конторкой с телефоном и как капитан корабля с мостика, командовал официантами, продавщицами цветов и уборщицами и следил за всем, что происходило в зале, одновременно отвечая на звонки клиентов заказывавших столики в ресторане на вечер.
     Ресторан наш был очень респектабельным – его посещали высокопоставленные чиновники и крупные менеджеры, аристократы и причисляющие себя к таковым дельцы и банкиры и прочая олигархическая «чистая» публика. Держались они сдержанно и с хорошими манерами. Правда иногда бывали и «свалки» с громким криком и мордобоем, когда, перебрав горячительных напитков, они путали ресторан со своими офисами и начинали бурно выяснять условия каких-то своих договоров и обстоятельства их выполнения. Но такие случаи были не часто, но бывали.
     Я был известен в городе как классный метрдотель, и к тому же, как бывший первый помощник Шеф-повара, считался, «по ресторанным понятиям», гурманом. Посетители обращались ко мне за советом, и я с большим достоинством внешне, но с глубоким презрением внутренне, рассаживал клиентов по столикам и давал рекомендации, какие блюда сегодня особенно хороши и какие вина, по моему мнению, подходят к тому или иному блюду. С моим мнением считались, и я слыл большим знатоком вин и блюд. Хотя никогда не ел их полностью приготовленными и оформленными на тарелке за столом в зале ресторана, а только пробовал их ингредиенты в процессе приготовления в бытность мою помощником Шеф-повара – т.к. по молодости не было финансовых возможностей, а с возрастом - из-за болезни. К тому же я всегда помнил коронное блюдо маленького босяка из итальянского фильма.
     В меню возле названия каждого блюда большими цифрами были напечатаны баллы, которые информировали посетителя о количестве холестерина и калорий, которые содержались в продуктах входящих в блюдо. Это придавало ресторану еще большую респектабельность, к тому же являлось одним из многочисленных требований Министерства здравоохранения, и было необходимо для того, чтобы посетители могли подсчитать общую сумму холестерина и калорий, которую им предстоит поглотить, дабы эта сумма не превышала дневной нормы, установленной их врачами и психоаналитиками.
     Чтобы посетители не отказывались от ресторанных блюд по причине наличия в «стряпне» вредных элементов или их высокой калорийности и это, соответственно, не снижало бы доходов ресторана, наш Шеф-повар проставлял в меню эти баллы и количество калорий по одной только ему известной формуле. И поэтому посетителей желающих вкусно покушать, но при этом не поправиться, в ресторане было много. Особенно дебелых, среднего возраста дам и их, с изрядными брюшками, поклонников. Впрочем, было и много молодых, стройных, спортивного вида посетителей, возраст которых из-за моложавости было трудно определить, и которые тоже, наверное, не хотели нагулять лишний жирок и соответственно пользоваться успехом у противоположного пола.
     Так как у меня была язва желудка, и врачи прописали мне жесткую диету – все постное, диетическое, несоленое, все блюда без приправ и специй, которые было необходимо именно принимать, как лекарства, а не вкушать, во мне развилось желчное и нигилистическое отношение к жизни и окружающим. Я сам чувствовал, что это снедает меня, но ничего не мог с собой поделать.  Наблюдая, как посетители ресторана обедают, я чувствовал, что все они недалеко ушли от меня в своих чувствах.
     Все посетители, прежде чем что-либо заказать, долго и нудно, с отсутствующим выражением лица выбирали блюда, затем также долго, иногда с калькулятором в руке – для «шика» и «снобизма» ресторана небольшой калькулятор прикладывался к меню - подсчитывали количество калорий содержащихся в заказываемых блюдах. Затем, отобедав, на их лицах застывала голодная гримаса, похожая на оскал голодных шакалов у которых из пасти лев увел кусок буйвола. И было совершенно непонятно зачем все эти страсти – посты, обеты и истязания плоти голодом? Неужели единственно для того, чтобы выглядеть сухощаво и аристократически и для того, чтобы иметь возможность покрасоваться фигурой перед противоположным полом – не взяв умственными или сексуальными достоинствами взять хотя бы рельефностью мышц. Но всех этих поклоняющихся культу красивого тела выдавал взгляд – в нем сквозило желание хоть раз насладиться жизнью и вкусно поесть, не обращая внимания на обстоятельства, взгляды и мнение окружающих - таких же, как они «представителей интеллектуальной и финансовой элиты общества».
     У меня хоть была причина – я держал диету, чтобы хотя бы немного удлинить свою жизнь. Они же сокрушали свое здоровье постной пищей в микроскопических порциях и сокращали себе жизнь в угоду показному внешнему виду и мнению, бытующему в их среде. В этой связи я всегда вспоминал анекдот: -  Пациент обращается к хирургу: – Доктор я с детства всю свою жизнь мечтаю хорошо танцевать и выступать в балете. Хирург: – А что мешает Вам исполнить свою мечту и стать танцовщиком? - Пациент: - Вот это доктор, я и хочу Вам показать.
     По сложившемуся у меня мнению, постоянное голодание и проистекающее от этого хроническое несварение желудка у государственных деятелей, политиков, финансистов и менеджеров больших транснациональных корпораций, приводило их, выражаясь газетным языком, к «неадекватному мышлению и как следствие к невозможности правильно оценивать вызовы времени». Иначе чем же можно объяснить постоянные кризисы в правительствах и вызываемые этими кризисами забастовки, демонстрации и уличные шествия различных радикалов с аргументами в виде метания камней, бутылок с «коктейлем Молотова», битья витрин и грабежа мелких магазинчиков, переворачивания и сжигания автомашин, мусорных баков и пр. И соответственно с контраргументами властей в виде резиновых пуль, водометов, слезоточивого газа, полицейских дубинок и прочие политические напасти.
     Однажды в весенний день в ресторан пришел необычный посетитель. В теле, но не слишком полный, на вид добродушный, седовласый джентльмен с веселыми, но с какими то колючими, как шило, глазками – чувствовалось, что аперитив он уже принял. Обычно, чтобы можно было коротко и ясно отдавать распоряжения официантам, мы даем клички посетителям, и я сразу же назвал его Мессия. На вид он был приблизительно одного роста и возраста со мной - средних лет, но если я был худой и несколько изможденный, то он выглядел в меру упитанным с небольшим брюшком. Глядя на нас со стороны, меня можно было принять за вечно всем недовольного язвенника-трезвенника или брюзгу-идеалиста, а он выглядел всем довольным материалистом-здоровяком, смотрящим на жизнь весело и непринужденно. Чувствовалось, что человек любит жизнь, вкусную еду, хорошую выпивку и все остальное, что хочется и требуется после доброй трапезы.
     Одет он был с иголочки, и одежда сидела на нем изыскано и как-то особенно элегантно. Причем чувствовалось, что он не следил за тем, как он выглядит, все его движения, позы, жестикуляция и особенно речь были естественными.
     Лавируя между столиками, как ледокол между льдинами, я провел посетителя за столик и, поручив его заботам официанта, удалился за свою конторку. Официант поднес посетителю меню, но он даже не раскрыв его, что-то коротко и с плавной жестикуляцией рук сказал официанту, видно такое, что официант бросил на меня один из тех взглядов, который ясно говорил, что необходимо мое вмешательство. Снова лавируя между столиками, я приблизился к Мессии.
     Дорогой метрдотель – несколько фамильярно, но как-то совсем необидно, обратился ко мне Мессия – Я прошу на Ваше усмотрение – я доверяю вашему мнению - подать мне самое лучшее мясное блюдо, какое у вас найдется. И меня абсолютно не интересует количество и качество калорий наличествующих – он так и выразился – Наличествующих в том списке меню, которое мне сунул под нос ваш официант. Да будет Вам известно, что я являюсь представителем старой школы гурманов и считаю, что блюда бывают вкусными и невкусными, и мне абсолютно безразлично являются ли продукты соусированными, ароматизированными, рафинированными, дезодорированными и сколько в блюде калорий, витаминов, холестерина, фитонцидов, и прочих глупостей.
     Да будет Вам ведомо, дорогой метрдотель, я считаю, что в кулинарии блюда бывают не одинаковых качеств: – одни, их немного, просто восхитительны, другие терпимы, третьи – их большинство, откровенно безвкусные. Что же говорить о еде фаст-фуд – стандартной  «жевачке» быстрого питания, которая не дает ничего – ни уму, ни сердцу, ни желудку, а проглатывается «трудовым людом» быстро, хлопотливо и не пережевывая, как кукурузные зерна индюком вперемешку с женским индюшачим клекотом – многоречивыми беседами за столом. Прошу на Ваше усмотрение – я доверяю вашему мнению – подайте мне такое блюдо, которое вы считаете самым вкусным и доставляющим истинное наслаждение и не разочаруйте меня в своих ожиданиях.
     Так как ученные уже давно доказали, что человек является вершиной пищевой цепочки, то я считаю, что он должен за всю свою жизнь попробовать все звенья этой цепочки. Я объездил весь мир, и нет таких блюд, которых я бы не пробовал, начиная от засахаренных копченых тараканов и кончая размороженным и зажаренным на углях хоботом мамонта, найденным в Сибири, в вечной мерзлоте. И поэтому берегитесь, если из благого желания продлить мне жизнь как ворону до 300 лет вы подадите вместо мяса какую-нибудь падаль. Мой принцип – прожить недолго, пусть 30 лет, но как орел, питаясь только свежим мясом с кровью. Также не ошибитесь и подайте хорошее вино, а не какое-нибудь фальсифицированное «пойло», «идентичное натуральному», как его называют некоторые «винодельцы». Главное повторяю, чтобы все было вкусно и доставляло истинное наслаждение.
     Хоть все это Мессия выговаривал с веселыми чертиками в глазах, мне стало не по себе – чувствовалось, что за ним стояла какая-то внутренняя, непонятная, как бы данная самой природой могущественная сила.
     Я заверил Мессию, что я лично распоряжусь, и ему подадут самое вкусное специально приготовленное блюдо из самых свежих продуктов, приготовляемое только для высокопоставленных особ. Затем я прошел на кухню и приказал Шеф- Повару бросить все дела и лично заняться приготовлением седла барашка в пряном соусе с белым вином, с зеленью и специями, с гарниром из зелени и овощей, с сыром пармезаном и т.д. - перечисление всех ингредиентов заняло бы несколько страниц машинописного текста. После этого я прошел в винный погреб и, открыв своим личным ключом потайное отделение, вынул пыльную, покрытой паутиной бутылку дорогого сухого белого вина 20 летней выдержки.
     Осмотрев бутылку, Мессия, немного пожевав губами, бросил на меня свою колючку-взгляд. Пробовал вино он профессионально – закрыв глаза, медленно перекатил глоток из одной щеки в другую, затем вибрирующе нежно пропустил через горло, сглотнул и посидел некоторое время с закрытыми глазами. Затем открыл глаза и, посмотрев на меня, сказал только одно слово: - Годится.
     Когда Мессия приступил к трапезе, смакуя и наслаждаясь седлом барашка и вином, его лицо стало каким-то трогательным и добродушным. Он как бы слился в полной гармонии с природой. Я впервые в жизни видел, чтобы человек так наслаждался самим процессом трапезы – вкушение блюда происходило в полном слиянии души с обстановкой, музыкой и самой едой и питьем. Смотреть на то, как трапезничал Мессия, было само по себе огромное наслаждение.
     С величайшей осторожностью, отрезав кусочек мяса, он осматривал его пытливо-удивленным взглядом. Затем подносил к носу и с закрытыми глазами обонял аромат специй и букет запахов исходящих от мяса. Потом он опускал кусочек мяса в соус и процесс осмотра и обоняния повторялся. Только после этого кусочек отправлялся в рот и затем с закрытыми глазами тщательно, медленно и нежно прожевывался. Затем после некоторой паузы в жевании, подержав прожеванное во рту несколько мгновений, кусочек как-то нежно и плавно проваливался в желудок, лишь слегка потревожив кадык. Тот же процесс происходил с гарниром, которым он в том же порядке заедал каждый кусочек мяса.
     После каждого третьего кусочка мяса и сопровождающего его гарнира наступала очередь глотка вина. Бокал подымался нежно, как величайшая драгоценность, затем медленными и плавными круговыми движениями руки вино прокатывалось по стенкам, и только после этого бокал медленно подносился к носу. Вдыхание запаха вина походило на вдыхание бесценного аромата, каких-то экзотических благовоний. Затем отпивался крошечный глоточек, который несколько раз прокатывался во рту из-за одной щеки в другую, и после короткой паузы нежно-вибрирующим движением кадыка вино опускалось в пищевод. Явственно ощущалось, как оно омывает, все уголки и закоулки души Мессии.
     Трапеза протекала медленно и величественно – скорее она напоминала священнодействие. Сам Мессия был похож на святого, вкушающего хлеб и вино на Тайной Вечере. В какой-то момент мне даже показалось, что вокруг его головы, как на иконах святых, сияет голубовато-серебристый ореол.
     Покончив с трапезой, Мессия кивком головы подозвал меня к своему столику и жестом пригласил присесть к нему за стол. Поняв, что отказаться невозможно, я подозвал старшего официанта и приказал ему заменить меня у конторки на время беседы с Мессией. Так же кивком головы Мессия дал знак стоящему за его спиной официанту наполнить вином второй бокал для меня и, подняв свой, произнес: – Блюдо и вино были неплохими, мэтр! Я благодарю Вас за тот маленький праздник, который вы подарили мне сегодня! Я знаю, что обычно обслуживающий персонал ресторана дает посетителям характеристику, в большинстве случаев нелестную. Хочу, чтобы у Вас не сложилось впечатление, что я похож на хомяка, который в жизни должен сделать только три вещи - пожрать, поспать и сдохнуть. Желаю каждому человеку в жизни получать наслаждение от всего того, что он делает, будь то работа, искусство, или какая либо другая сторона человеческой деятельности. Но особенно я желаю человеку получать удовольствие во время трапезы, чтобы человек поев, мог сказать – жизнь действительно прекрасна.
     Недаром говорят, что как человек ест так он и работает. Плохо ест – плохо работает, хорошо ест – хорошо работает. Наслаждение от самого процесса еды должно радовать все чувства и гармонично развивать душу человека. А не быть простым и нудным физиологическим процессом введения в организм необходимых для жизни белков, жиров, углеводов, витаминов, калорий и прочей чепухи, которой забивают головы себе и людям эти «копающиеся в желудках яйцеголовые», так называемые ученные-диетологи и другие – копающиеся в чужих головах – «торцеголовые», именующие себя психоаналитиками. Хуже них только дантисты и воры. Первые копаются во рту и зубах своими бормашинками, вторые – в чужих карманах своими ловкими пальчиками.
     Умных и честных людей больше, чем тупых, но видно расставлены они Богом так, чтобы не путались под ногами и потому встречаются редко. Простых людей вообще нет на свете – есть просто глупые и потому глубоко несчастные особи рода человеческого.
     На основании собственного жизненного опыта я сделал для себя один очень важный вывод – никогда не давай советы простым людям. Вы помните бравого солдата Швейка, который сидя в камере тюрьмы играл в карты с «сокурсниками», а за его спиной на стене была надпись углем: - «не лезь советчик к игрокам, а то получишь по зубам». Правда, слово «зубам» было аккуратно перечеркнуто и исправлено на: - «по фалдам». Это исправление, как видно, было сделано одним из интеллигентов, ранее обретавшегося  в «кутузке».
     Как известно, за советы, советчики берут деньги и должны отвечать за них головой. Но в жизни, ни один советчик не ответил за свою некомпетентность – во всяком случае, я таких примеров не знаю. И поэтому, когда у меня просят совета по какому-нибудь делу – я отвечаю, послушай, я дам тебе не совет, а только выскажу свое мнение. Ты можешь его выслушать и поступить так, как сам считаешь нужным. Ведь только ты сам лучше всех знаешь все «перипетии и нюансы» своего дела, и сам же будешь отвечать за результаты принятого тобой решения. А за мое мнение ты никогда не предъявишь и не сможешь предъявить мне претензии.
     Поэтому благодарю Вас за то, что вы не стали давать мне советы, предлагая те или иные блюда исходя из их пищевых ценностей – баллов и калорий, проставленных в меню, а сразу же поняли и подали то, что соответствовало моему сиюминутному желанию и настроению. Пью за Ваше здоровье!

     Арт Ангелуа 05.12. 15 г.


Рецензии