Авария

Однажды случилось невероятное – в Торонто погасли все светофоры. Все сразу, без исключения. И не только в Торонто, но и во всем Онтарио. И не только в Канаде, но и в восьми штатах Америки. Электричество вырубило напрочь. Произошла небывалая по своему масштабу авария.

Сначала в связи с большой перегрузкой вышел из строя один генератор в штате Огайо, что на первый взгляд не должно было повлиять на работу светофоров в Торонто. Но дело в том, что Торонто, как и Онтарио в целом, входит в зону единого Североамериканского Восточного Энергетического Межсоединения. В тот день по причине каких-то помех в программном обеспечении компьютерной сети система управления не получила своевременной информации об аварии и не были приняты соответствующие меры. В результате после первого генератора мигом, в каскадном порядке полетели все остальные, как в Америке, так и в Канаде.

Был жаркий августовский день 2003 года. Я ехала по хайвею, слушая по радио рапсодию Листа, не подозревая, что в Огайо уже сгорел первый генератор. Съезжаю с хайвея – светофоры на перекрестке не функционируют. И нет полицейских. Еду дальше – и там все вымерло, еще дальше – такая же картина. И это в час пик! Машины толкутся на перекрестках, все спешат, гудят, возмущаются. И ни одного полицейского – невероятно! Что же, думаю, происходит, куда они все подевались? А их в срочном порядке дислоцировали в банки и магазины, чтобы народ в темноте не прихватил чего лишнего. Это я уже после домыслила.

Доехала до даунтауна. Смотрю, на перекрестке стоит бомж – регулирует движение. Стаканчик с кофе пристроил рядом и размахивает руками, как полицейский. И все ему подчиняются, радуясь, что хоть кто-то взялся за дело. Подъезжаю к другому перекрестку – и там бомж наводит порядок. И дальше по ходу – всюду стоят бомжи, каждый на своем участке, спасая положение. Водители им благодарно машут руками, проезжая мимо.

А дома – о ужас! – лифты стоят, а мне пешком идти на 16-й, точнее, 15-й (ведь 13-й здесь корректно зовется 14-м). На лестничной клетке как в колодце – тьма тьмущая, ни окон, ни единой щели. Народ цепочкой бредет на ощупь, отсчитывая пролеты. Кое-кто успел обзавестись фонариком или свечкой. Я примкнула к мужчине с фонариком, но он шел до 9-го, дальше я шла в кромешной тьме и пропустила свой этаж.

Стучу в дверь. На той стороне замерли, не узнав моего стука. Я поняла, что это чужая дверь. Мне не открыли, конечно, кто же откроет в темноте чужому человеку. Я только спросила, какой это этаж. За дверью ответили: 17-й. Я спросила: 17-й, который по сути 16-й, или 17-й, который и есть 17-й, но считается 18-м? Они притихли. Видно этот вопрос раньше не вставал перед ними. Тогда я спросила их по-другому, я спросила, на какую кнопку они нажимают в лифте? Они, взбодрившись, ответили: на 17-ю. Я поняла, что стою на 16-м, и побрела вниз на 15-й, хватаясь за стены.

А дома меня ожидали: приунывшая семья, бесполезная плита и потекший холодильник. Вечером мы зажгли свечи. Забытое, казалось бы, прошлое вновь всплыло и стало явью. Воды тоже не было. Вода без насоса едва доходила до третьего этажа.

Бедные канадцы и американцы, привыкшие к кондиционерам и холодному пиву, страшно мучились от жары и тяжелых бытовых условий. Некоторые сошли с ума, семеро умерли... Надо сказать, что на душевном и физическом состоянии иммигрантов из бывшего Союза отсутствие электричества особенно не отразилось. Что такое два дня для людей, закаленных годами, чей инстинкт выживания, многократно усиленный опытом, обострен до предела. Наши люди тащили воду ведрами из бассейна. Во многих домах есть бассейны. Канадцы, увидев это, тоже взялись за дело. Но не каждый канадец, тем более канадка, потянет ведро с водой и на полпролета по лестнице. А наша женшина (нет, не даром ее воспевают поэты!) повесила на шею фонарик, взяла в руки два полных ведра и пошла на 20-й этаж, кряхтя и охая. У нас в доме тоже был бассейн, но воды в нем не было (ну да, он стоял на ремонте). Мы несли воду с третьего этажа, где проживала семья из Киева, их дочка дружила с нашей. К концу второго дня авария была ликвидирована и энергоснабжение восстановлено.

Больше в Торонто ничего подобного, к счастью, не происходило. По мелочам, правда, случаются неисправности, но их быстро устраняют. Недавно на нашем перекрестке появилось новое усовершенствование – для слепых пешеходов. К светофорам подключили звуковое устройство. Как загорится зеленый, так оно и включается, и производит довольно приятный звук – птичий щебет. Переходишь улицу, а над тобой: тив, тив, тив, с частотой 60 в минуту. Всем понравилось. Правда, вначале звук шел со всех концов перекрестка с одинаковой силой, затрудняя ориентацию. В результате слепых заносило куда-то в центр, где они бесцельно топтались, сбившись в кучку и мешая движению транспорта. Потом на одном конце звук поубавили, и все пошло как по маслу. А на днях в этом устройстве что-то испортилось, и звук изменился. Как в старых проигрывателях, когда пластинка замедляет вращение и колоратурное сопрано съезжает в бас. Короче, вместо чириканья пошел сиплый собачий лай – с той же частотой. Такая вот интересная метаморфоза. Граждане в недоумении переглядывались, одни находили это забавным, другие открыто возмущались. Слепые вообще не понимали в чем дело, и с опаской спрашивали, есть ли у собаки намордник.

Через два дня звук починили, и опять пошло щебетание. Здесь беспорядка не терпят.


Рецензии
Дочитал рассказ и невольно задумался: интересно, когда я в последний раз болезненно реагировал на отключение электричества? Когда после одного из них, в начале 2000-х, скоропостижно скончался мой достаточно дорогой компьютер?.. Нет, тогда я был уже тверд, как кремень, даже, помнится, не матюгнулся ни разу… Может, в конце 90-х, когда мы однажды праздновали чей-то день рождения при свечах, без телевизора и без музыки? Да нет, тогда тоже все уже были закаленными, и никто не огорчился, даже когда хозяйка квартиры призналась, что из всех видов свечей в доме есть только анальные. Дружно и весело бегали тогда по соседям в поисках источников света… Там, где я живу (вернее, выживаю… а еще вернее – пытаюсь выживать), с ранних лет привыкаешь к тому, что отключение электричества, прекращение подачи воды (или, наоборот, усиленная ее подача – в виде ручьев, струящихся по потолку и стенам после очередной аварии у соседей сверху) и даже прекращение подачи денежных средств, продуктов питания и кислорода, – всего лишь «пустяки, дело житейское», норма жизни, неизбежные атрибуты земного существования. Я, к примеру, смирился уже очень-очень давно. Даже теперь, под самый Новый Год в очередной раз оставшись без работы и без денег, и без особой надежды на сохранение брака, и, что греха таить, без особой надежды на выживание, – даже теперь я сохраняю атарактическое спокойствие, невозмутимо докуриваю последний блок сигарет и думаю: ерунда, прорвемся, не впервой. Бедные слепые, бесцельно топтавшиеся в центре перекрестка под дружный щебет светофоров, в конце концов всё же нашли выход из сложившейся ситуации. Значит, и я найду. Недаром же я из тех мест, где даже женщина запросто может поднять два полных ведра воды на 20-й этаж, а еще коня на скаку остановить и в горящую избу войти – и выйти обратно со всем домашним скарбом на плечах и мужем подмышкой! Вечная слава русской женщине! И низкий поклон Вам – за очередную порцию позитива! В последнее время только Вам и удается поднять мне настроение, Маро! Спасибо!

Александр Десна   12.12.2016 10:18     Заявить о нарушении
И я с очередной порцией позитива, подсела на Ваши рецензии, без них уже жить не могу... что делается! )
Насчет работы, денег, и прочих неприятностей - все наладится, за темной полосой пойдет светлая, куда денется, а в конце туннеля забрезжит свет (нет чтобы и внутри включили лампочки!) )
Елку купили? Это главное. )
С безмерной благодарностью и теплом, Маро.

Маро Сайрян   13.12.2016 07:45   Заявить о нарушении
Нет, ёлочку не купил, я в новогоднюю ночь в лес пойду – там она бесплатная стоит, – буду вокруг нее хороводы водить, песенки петь, детство счастливое вспоминать:))

Александр Десна   13.12.2016 09:23   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.