Мамины песни
-Молодая пряха у окна сидит...- Я не знаю, кто такая пряха, но мне кажется, что это мама.
-Молода, красива, карие глаза.
-По плечам развита русая коса...- рассказывает песня. Конечно, это о моей маме. Правда, сейчас у неё коса обвита вокруг головы. Мне очень хочется потрогать косу, но нельзя мешать. "Русая" я понимаю как"тёмная"и шёлковая,как у мамы.
Вот моя "пряха" взяла обеими руками то, то шила, встряхнула, расправила на столе. Это было платьице! Красное, с мелкими голубыми цветочками, с пышными оборочками на груди и на подоле. Мама придвинула меня ближе к себе и приложила ко мне платьице. Я боялась дохнуть от восторга и смотрела на маму так, как, наверное, Золушка глядела на фею.
Странно, что я не помню тогдашнего маминого лица. Её молодое лицо я помню только по фотографиям.
Вот она в украинском костюме: в высоком венке из цветов, в белой кофточке с вышивкой на груди и на длинных пышных рукавах. На плечи спускаются ленты, на груди несколько ниток бус. У мамы лукавое лицо. Пальчиком правой руки она подпирает щёку, а кистью левой руки придерживает локоток правой. Видно, что мама или пела, или танцевала.
Тогда она ещё не была моей мамой, а была студенткой педучилища Нюрой Белянушкиной и выступала на смотре художественной самодеятельности. Потом мама рассказывала мне,что после концерта с ней говорил дяденька "из области" и предлагал ей поступить в музыкальное училище, чтобы стать певицей. Мама решительно отказалась, потому что ,как считали в селе, артистки - дурные, легкомысленные женщины.
А на этой пожелтевшей фотографии с отломанным уголком мама стоит у берёзы, обняв её ствол, и ,наклонив головку, мечтательно смотрит вдаль. Она похожа на артистку Валентину Серову, снимавшуюся в кинофильмах о войне. Только мне мама кажется красивее. Худенькое лицо, большие темные глаза. тоненькие брови, лёгкая улыбка. Короткие волосы слева заправлены за ухо, а справа чёлкой падают на лоб и косым углом ложатся на щёку. На обороте фотокарточки надпись: "Дорогому мужу Ване от Нюры"
Отец в то время служил в армии, а мама с двумя сынишками - Женей и Олегом - ждала его дома. Канун Великой Отечественной войны. Меня ещё нет на свете... В то время любимой маминой песнью была "Студенточка, заря вечерняя. Под липами я ожидал тебя.." Когда, уже после войны, мама пела это, голос её срывался , и она отворачивалась,чтобы спрятать слёзы. Потому что ей сразу приходило на память:"На позицию девушка провожала бойца.Тёмной ночью простилися на ступеньках крыльца.." Эти две песни ассоциировались у неё с войной и разлукой...
Не помню, чтобы мама как-то специально "воспитывала" нас, вела нравоучительные беседы. Ей всегда было некогда. В детстве я ни разу не видела, чтобы мама ложилась спать или вставала утром с постели. Было впечатление,что она вообще не спит. Мама работала учительницей начальной школы в соседнем селе. Туда и обратно - пешком. Она кормила,обстирывала, обшивала, лечила шестерых детей. Отец у нас был, но как-то не запомнилось его активного участия в домашней жизни.
Жили мы в деревне. Запомнилось из раннего детства , как всё семейство мыли в бане. Старшие мальчики, Женя и Олег, мылись сами под присмотром отца. А потом мама мыла остальных четверых: вымоет одного, оденет, а в предбаннике дожидается следующий; отец забирает вымытого и ведёт домой, а мама обрабатывает следующего. И так в четыре захода. А потом маме надо было постирать бельишко на всю ораву и самой вымыться. Домой она приходила, когда мы, дети, уже спали.
Я любила, когда мама по выходным стирала дома. Она разрешала мне сунуть руки в мыльную пену и полоскать какую-нибудь тряпочку. Я "стираю" и слушаю, как мама выводит протяжную песню:
-На Муромской дорожке стояли три сосны,- поёт мама. и мне представляется дорожка, заросшая прохладной травой-муравой, по которой я люблю бегать босиком, когда летом гощу у бабушки Кати в Таволжанке.
-Прощался со мной милый до будущей весны,- продолжается заунывная песня. Ну, кто такой "милый",я уже знаю и не люблю его .И вот почему.
Была у меня в Таволжанке любимая подруга Настя Гришина. Она была старше на пять- шесть лет,но всё-таки "водилась" с нашей "малолетней" компанией: Валей Кувшинниковой, Мусей Мистрюковой и со мной, Лиркой Белянушкиной( в Таволжанке я числилась по фамилии бабушки Катерины). И вот однажды наша любимая Настя Гришина прошла мимо нас, даже не взглянув в нашу сторону. Что такое? Мы пытались вернуть её расположение - тщетно. Настя бросила нас! И вдруг оказалось, что у неё появился этот самый "милый" и что она вечером ходила с ним " под ручку"! Она променяла нас на "залётку",как презрительно мы называли Настиного кавалера.
Поэтому, слушая финал маминой песни("он видно догадался, что жизнь мою разбил"), я испытываю некоторое злорадство:"Что, Настенька? Променяла нас на"милого"? И что получила? Так тебе и надо!"
Песней сопровождала мама все домашние дела. Помню,каждое воскресение она пекла пироги. С вечера творила тесто в деревянной ведёрной квашне. А рано утром пекла "пылушки",которые пеклись на сковороде у "пыла",когда дрова в русской печке жарко пылали. Для нас, ребятишек. не было ничего вкуснее этих пышных горячих лепёшек-пылушек с холодным молоком.
А потом начиналась основная стряпня: все лепили пирожки с картошкой, с морковью,иногда с зелёным луком и яйцами. Говорили за работой мало, больше сопели от старания и слушали мамины песни. Бывало, она поёт:
- На речке, на речке,на том бережечке
Мыла Марусенька белые ноги...
Нет, это не какая-то чужая Марусенька, а я бегаю "на том бережечке" у Барыша по жёлтому песочку, шлёпаю босыми ногами по мелководью, стараясь поднять как можно больше брызг, и восторженно взвизгиваю, когда брызги окатывают меня. И ножки у меня не белые,а загорелые, обветренные до цыпок. И всё равно песня про меня: чувствую комок в горле и готовые закапать слёзы.
-Плыли к Марусеньке серые гуси,-неспешно тянется песня. Мне хочется подпеть маме, но я стесняюсь, да и горло ещё не совсем поджило после ангины , и я боюсь захрипеть и испортить песню. А Марусенька тем временем гонит гусей прочь:
-Кыш вы,плывите, воды не мутите..-Она боится, что гуси разбудят свекра, который "Марусеньку будет бранити". И я её хорошо понимаю, потому что свёкор мне представляется дядей Семёном Дуниным, который пришёл с войны на круглой деревяшке вместо ноги и которого мы, ребятишки, очень боимся...
...Шестьдесят лет прошло, а песня про Марусеньку звучит в душе с мамиными интонациями. Много раз я слышала её в исполнении профессиональных певиц,но самым трогательным для меня остаётся пение мамы. В моём детстве не помню, чтобы мама просто сидела и отдыхала. Она постоянно что-то делала и пела. Думаю, это был наилучший способ влиять на внутренний мир детей: через песню, непосредственно из своей души переливать в душу ребёнка что-то самое главное, заветное, чего порой и словами не выразишь...
Мне лет 12- 13. Какой-то праздник. В сельском клубе концерт художественной самодеятельности. Обычно в первом отделении выступали мы, школьники, а во втором - взрослые. Среди них моя мама.
Когда она вышла на сцену в своём зелёном крепдешиновом платье с рукавами фонариком, с вырезом в форме сердечка на груди, я испытала странное чувство. Мама была здесь не моя мама, а учительница Анна Петровна Аксёнова. Очень красивая, с гладко зачёсанными и собранными сзади в узел волосами, с большими яркими глазами, с незнакомой улыбкой,эта женщина показалась мне чужой. Сильный. глубокий голос стремительно летит куда-то вдаль, за пределы тесного зала:
Над полями да над чистыми
Месяц птицею летит.
И серебряными искрами
Поле ровное блестит...
Чувствую: внутри холодеет, словно вдохнула много-много морозного воздуха. Сердце бьётся сильно, рывками. А незнакомая колдунья на сцене, чуть подавшись в сторону зрителей, подзуживает:
Н-ну-у, зво-о-ончей. звончей, бубенчики-и,
За-аливные голоса-а!
А потом. вскинув голову.взмахнув рукой.весело, залихватски выплёскивает:
Э-эх ты,у-удаль молодецкая!
Э-эх ты-ы, де-эвичья краса!
Я покорно следую за песней - мчусь по снежному полю под луной:
Гривы и-инеем кудрявя-аца,
Па-арашит снежком в лицо...
И до конца песни я уже не я,а добрый молодец. Мчусь на тройке к своей красавице. Слышу звон бубенцов,чувствую студёный ветер, бьющий в лицо...
"Просыпаюсь" от аплодисментов. Мама раскланивается и идёт за кулисы. Потом опять выходит и кланяется. Мне хочется плакать, как будто у меня отняли маму. И почему-то стыдно за неё, словно она притворялась на сцене или будто показалась перед всеми раздетой...
С годами, по мере становления моего "я", отношение к маме изменилось: она уже не была для меня идеалом и непререкаемым авторитетом. Я отдалилась от неё. Многие мамины поступки мне казались уже неприемлемыми и посягающими на мою свободу и чувство собственного достоинства. Теперь-то я понимаю, как нелегко было маме со своей строптивой дочкой! А тогда меня стали раздражать и её командирский тон, и манера громко говорить, и привычка петь за домашними делами.
Но всё чаще я стала ловить себя на том, что тоже напеваю, когда никого рядом нет. И оказалось, что под мамины песни всякая работа становится легче: руки делают своё дело,а душа уносится ввысь, прочь от житейской суеты. Тогда-то и пришла ко мне смутная догадка, что я существую в двух измерениях: в земном и, так сказать, в горнем, трудно объяснимом, но отчётливо ощутимом.
Чистые, прозрачные ручьи маминых песен выносили меня в широкую, полноводную реку популярной музыкальной классики. А потом мне открылись и великие океаны оперной и симфонической музыки...
Передо мной фотография моей уже старенькой мамы. Стоит она на лесной поляне. На маме старенькое самодельное платьишко, на голове светлый старушечий платок. На ногах шерстяные носки и высокие галоши. Обычная русская старушка.
Но смотрит она молодо и лукаво, а улыбается хитро и задорно. Кажется, я слышу мамин голос:
-Я-то допела свою песню, как смогла. А ты?
-Да,моя родная. Ты допела свою песню жизни до конца. Песню гордую и трагическую, тоскливую и удалую. Вот и я свою допеваю. Какой она услышится дочери моей и внукам? И услышится ли?
Свидетельство о публикации №215120501865
Владимир Викто 02.04.2017 13:15 Заявить о нарушении