М. Л. Ростропович - виолончель это я!

   Тихо, чуть слышно: пиши!  «Все мы должны делиться с другими лучшим, что в нас есть!» (Г. Х.Андерсен).
   Сегодня это прочитанная книга Элизабет Уилсон «Мстислав Ростропович композитор, учитель, легенда». Элизабет Уилсон - студентка М. Л. Ростроповича по классу виолончели (1964-1969), стажёр (1969-1971). «Композитор», «учитель» можно менять местами. Эти слова равно значимы - не распространённое в публике  «виолончелист», а сочинитель уже написанного произведения и прародитель ученика. Пересказывать книгу было бы непростительной погрешностью; я вправе только на неё указать.
   Я была под гипнозом от прочитанного об исполнительской и педагогической карьере М. Л. Ростроповича, а всё, что случилось после истории с А. И. Солженицыным, меня в буквальном смысле вывело из этого состояния. Пришлось книгу читать заново. При повторном чтении я пыталась что-то пропускать, но это было невозможно.

   Профессор в 31 год, заведующий кафедрой виолончели и контрабаса в 34 года. Мстислав Леопольдович был профессором всех музыкальных дисциплин.
   Я всматривалась в педагогические приёмы Мстислава Леопольдовича. Главное, к чему он стремился, это  привить ученику музыкальный вкус, полюбить музыку. Исполнителю нужен музыкальный импульс и сосредоточение на музыке. Он учил слушать. Слух диктует качество звука и стимулирует поиск инструментальных решений.  Росторопович требовал полного знания партитуры. "Если играть только по нотам, как хорошо бы ни играли, это будет как вторичное отображение подлинника". Сам он помнил всё. На уроке он объяснял, пел, дирижировал, показывал на фортепиано: «Помните это место из симфонии (Чайковского, Брамса, Прокофьева или Шостаковича)?». У него была удивительная способность точно определять, что нужно каждому. Чего не мог терпеть, так это лень. Всё делать наилучшим образом было его правилом: "Если бы я был лифтёром, то был бы лучшим лифтёром на свете!".
   Абсолютная уверенность в своих силах позволяла Мстиславу Леопольдовичу быть искренним и щедрым по отношению к коллегам. Люди преображались под влиянием его личности. Я обратила внимание на то, как в музыкальной среде люди поддерживают друг друга: знакомят, договариваются, устраивают встречи, благодарят. Ведь на сцене, как на арене цирка, всем видно, что можешь, а что нет.

   Есть, и вы можете в этом убедиться, прекрасный биографический очерк о Ростроповиче советского музыковеда Льва Николаевича Раабена (1913-2002) в книге "Жизнь замечательных скрипачей и виолончелистов", вышедшей в 1969 году в Издательстве "Музыка", Ленинград. Соответственно, он заканчивается более ранним годом жизни Мстислава Леопольдовича - словами, резанувшими горькой непредсказуемостью: "Ростропович это безбрежное море искусства. Кто знает, какие ещё дары оно нам принесёт?". 
   Закончить мне хочется в тон Г. Х. Андерсену словами М. Л. Ростроповича: "Человек должен знать, как впитывать в себя окружающее".



М. Л. Ростропович (1927-2007)


Рецензии
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.