История про Женю и фашизм

История эта происходила в конце 90-х, когда сложилась подходящая  почва для процветания националистических группировок, когда с Россией не особенно считались на мировой арене, когда экономика внутри страны разваливалась, а коррупция и организованная преступность расцвела пышным цветом…
Но я не об этом, не о решении мировых проблем…

   -И чего ты согласилась взять историю и обществознание в этом 11А? Тем более, что уже почти месяц прозанимались?… Класс слабый, выпускной, да ещё там этот Женька Ч. с фашистскими высказываниями смуту сеет… Пусть Елена сама их и выпускает, она у них уже несколько лет работает, - говорили коллеги.
    Я не вдавалась в причины…  Если коллега просит взять класс, не привыкла отказывать,  (значит, она обдумала своё решение). Кто-то ведь должен вести у ребят уроки, а, к так называемым, «слабым» классам и «проблемным» детям мне не привыкать. Иногда казалось, что мне сама судьба их подбрасывает, чтобы интереснее работалось…   С годами я поняла, что классов без проблем не бывает, даже если в классе «сильные» дети учатся…  пожалуй, с ними ещё больше проблем решать приходится, только они другого рода…
    Надо сказать, что О.А. - классный руководитель 11А отнеслась к перемене учителя без паники,  так как сама была с политехническим образованием,  соответствующим чувством юмора и позитивным взглядом на жизнь…
- Они славные ребята и добрые, правда, учатся слабо, куча проблем по математике и русскому, но есть и сообразительные – Женя Ч., Наташа Л., Володя М., Наташа Г. и другие…
   Ну что ж, праздник очередной Встречи не за горами! Всегда радуюсь новым знакомым! Особенно неожиданным! Традиционное экспресс-интервью…  Это когда у ребят пять минут на обдумывание и написание на маленьких листочках самых важных вопросов для знакомства со мной и мои ответы тут же, на уроке... Не жалею для них одного, а иногда и двух уроков. Лучше, как говорится, открыть все карты сразу и договориться о чём-то в начале совместного пути, тем более что у нас он будет коротким, меньше одного учебного года -  узнавать друг друга долго не получится, а две оценки в аттестате будут заработаны на наших уроках…
   Да. Как я и думала - большинство вопросов про то, за что я ставлю двойки, будет ли возможность пересдачи, много ли задаю на дом, считаю ли «за людей» плохо успевающих и зачем согласилась взять их слабый класс? А вот и вопрос – Как я отношусь к тем, кто открыто высказывает в классе симпатии к фашистам? -  (написан явно девчоночьим почерком)… Бывали вопросы и потруднее, отвечаю на все, но подробнее останавливаюсь на двух последних:
-А с чего это вы взяли, что вы «слабый класс»? Плохие оценки по двум предметам – это ещё не показатель. Про историю и обществознание я ничего плохого от вашего учителя не слышала, да и в журнале пока ничего не вижу страшного.  А вот то, что вы сами себя называете «слабым классом» - это плохо! В каком-то смысле это, конечно, удобно – мол, мы слабенькие, чего с нас спрашивать, с туповатеньких, троечку поставите – и хорошо… Но вы уверены, что это ваш предел на моих уроках? А ещё – неужели вам хочется, чтобы новый для вас человек увидел вас именно такими?   Что касается вопроса – Как я отношусь к тем, кто открыто высказывает в классе симпатии к фашистам? (Женя при этом как-то напрягся и покраснел). Думаю, что писал этот вопрос не тот, кто симпатии высказывает, а тот, кого это по-настоящему беспокоит и кто переживает за одноклассника (теперь уже покраснела Наташа Г.) – это очень хорошо, что вы не безразличны друг другу.  А о фашизме мы обязательно поговорим на уроках, тем более, что Первая мировая у нас не за горами…
-А причём тут Первая мировая? Фашисты в 30-е годы заявили о себе в Германии! – заинтересовался Володя М.
-Ну, так то в Германии! Ничего не появляется на пустом месте! Вот мы с вами и поищем причины и корни этого явления. Судя по всему, с оценками по истории  у нас будет всё в порядке! – уверенно сказала я, и все засмеялись (кроме Жени).
  Каждая наша последующая встреча с 11А сближала меня с ребятами  всё больше. Они были открыты и эмоциональны, с удовольствием размышляли, радовались маленьким успехам друг друга. Вообще, они были очень дружные. Юноши и девушки были симпатичные, и кое-кто поглядывал в сторону кого-то, что было вполне естественно в 11-м классе.  Несколько пар девчоночьих глаз наблюдали и за Женей.
    Однажды, когда все мальчишки куда-то ушли на большой перемене, девчонки рассказали мне, что Женька у них был очень классный, отличный парень!
 -Мальчишки тоже его по-своему любят, но в последнее время он связался с  баркашовцами - членами партии Русское Национальное Единство, а потом стал всех убеждать в том, что русские должны отстаивать своё превосходство на своей земле и прогонять отсюда всех приезжих, что Россия – только для русских! На наши возмущения он внимания не обращает, всюду рисует разновидности свастики, кельтские кресты и Гитлер у него кумир, - сказали девчонки, а ещё они сказали, что  очень беспокоятся за него и не хотят терять с ним дружеские отношения, а ссорятся, тем не менее, всё чаще. Ещё они не хотят, чтобы я его считала только плохим, если вдруг что-то случится на уроке.  Я их успокоила, и пообещала, что обижаться на Женю не буду?
     Женю я никак не задевала и внимание на нём не акцентировала, он тоже никак не проявлял агрессии или неприязни к тому, о чём мы говорим на уроках, но слушал очень внимательно, молчаливо наблюдал. Надо сказать, что внешне он, по-своему, выделялся среди ребят высоким ростом, шириной плеч, чёрными волосами, карими глазами, круглым лицом и румянцем на щеках – этакий Кузнец Вакула (кто смотрел фильм «Ночь перед Рождеством»).  Отнюдь не арийская внешность, явная смесь нескольких национальностей, что вполне естественно для жителей нашей страны…  Одет он был всегда в чёрную рубашку, с закатанными до локтей рукавами,  и чёрные брюки, что роднило нас с ним, так как я уже лет двадцать, если не больше, предпочитала ходить в школе в юбках и кофтах разного покроя,  этого же, столь любимого мною, цвета.   Так как с длинными рукавами трудно работать на доске, то я их тоже частенько закатывала. Только в праздничные дни изменяла своей «униформе». И хотя тогда ещё не было движения готов, но, появись они в нашей школе, нас бы с Женькой тут же взяли в свою компанию по  этому внешнему признаку.
    Ребята в классе тоже выжидали, но чувствовали, что столкновение наше неизбежно. Мне казалось, что они даже готовы были его спровоцировать сами.  В конце концов,  на одном из уроков речь зашла о годах депрессии в Германии, о настроениях населения в связи с поражением в войне, о безработице и других проблемах -  о надеждах народа на перемены, о поджоге Рейхстага и приходе фашистов к власти… Мы  провели параллели с нашей страной в конце 20-х-30-е годы, и тут Женька не выдержал и обрушился с монологом о том, что в такой ситуации Гитлер поступил совершенно правильно, захватив власть, потому что, он знал, как вывести свой народ из кризиса, и что в этом смысле он Сталина тоже уважает, потому что и тот хотел сделать свою страну сильной и сделал. А теперь у нас этого нет, и снова встать с колен мы можем только таким же  путём! Путём сильных личностей во главе государства и молодёжи, готовой бороться за это!
-Значит, ты с фашистами, которые убивали наших дедушек и бабушек, сажали их в концлагеря, заодно?! Значит, ты за третью мировую войну? Тогда чем ты от фашистов отличаешься? – закричали девчонки.
-Ну, всё смешали в одну кучу! Будем разбираться! – сказала я. - А пока дома подумайте – Почему национал-социалисты Германии так легко пришли к власти и задержались на этом месте? А ещё попробуйте составить свои программы вывода Германии из кризиса в 30-е г.г. и подумайте над тем, какие силы могли бы это сделать? Можете работать не в одиночку, а группами, с друзьями.  И тут прозвенел звонок с урока… Женька, красный, как рак, выбежал из класса.
-Видали, Юлия Эдвардовна? А ещё он про Ницше упоминал и про книги какого-то писателя Иванова. Вот откуда понабрался? – беспокоились  девочки.
-Со сходок РНЕ, - дополнили мальчишки.
-Его просто очень беспокоит то, что происходит вокруг, но должны быть и другие причины, я думаю. Вы его  не трогайте пока. Никуда он от вас не денется, он свой класс тоже любит, как и вы, - успокоила я ребят.
   На очередной мой урок Женя не пришёл, хотя в школе я его видела. Я пошла к классной руководительнице -  узнать что случилось, а она с этим же уже шла ко мне:
-Иду по лестнице во время урока, а на площадке Женька стоит и в окно смотрит. Я его спрашиваю, чего это он на историю не пошёл, а он оборачивается, а в глазах слёзы замерли. Я, честно говоря, опешила. А он мне говорит: «Просто теперь Юлия Эдвардовна будет тоже думать, что я фашист, а я не хочу, потому что она мне нравится, как учитель, но на английский дальше я пойду, не волнуйтесь». А я ему сказала, что ничего подобного ты про него думать не будешь, потому что, он у тебя такой не первый.
-Молодец, правильно сказала. Спасибо тебе, Оля! – поблагодарила я её.
   На следующее утро перед началом первого урока у своего кабинета истории я встретила проходившего мимо Женю:
-Доброе утро, Юлия Эдвардовна!
-И тебе дорого утра, Женя!
Оставшиеся дни до осенних каникул каждое утро он проходил мимо меня и желал доброго утра. Я понимала, что так он прокладывает путь к разговору, который важен для него… Но дозреть до него он должен был сам… Иногда не стоит торопить события. Уметь ждать, уметь слушать, не торопить того, кто тебе хочет довериться, или уже  доверился… В первые годы моей работы в школе я этого не умела,  это приходило с годами…
   В последний учебный день перед каникулами он просунул голову в дверь моего кабинета и сказал:
-На целую неделю расстаёмся!  Я буду скучать…
-И я буду тоже, - сказала я, - Только кто мешает нам встретиться на каникулах? Приезжай ко мне домой с ребятами или вдвоём с кем-то, а если хочешь, один. Поговорим…
-Я завтра забегу ещё в школу и точно договоримся, можно?
-Можно.
Голова его исчезла, а я улыбнулась и записала на листке:
           ***
-Я буду скучать… -И я буду тоже.
Обычная фраза…  и всё же… и всё же…
-Я буду скучать, - звучит на прощанье…
Как жаль, что на несколько дней расставанье!
И радостно как, что оно не навечно,
И за расставаньем опять будет встреча!..
Опять будет: «Здравствуй!»… Улыбки и споры…
О чём-нибудь этаком разговоры…
Есть люди, с которыми тянет встречаться,
И грустно бывает, порой, расставаться…
-Я буду скучать… - это так объяснимо!
Ведь в жизни все встречи неповторимы!

   На следующий день Женя зашёл в школу и сказал, что обязательно приедет.  Я ему написала адрес и отдала листочек со стихом, продолжая оформлять журнал. Ушла сдавать очередной отчёт, а когда вернулась в кабинет, то нашла на столе записку:
«Спасибо! За стихотворение. Мне очень понравилось. Я рад, что ещё кто-то хочет поспорить со мной, попытаться понять меня. Последние несколько лет мало кто к этому стремится. Я рад просто до поросячьего визга, что вы у нас ведёте уроки. Вы мне очень нравитесь как учитель и как человек. Оставайтесь такой же весёлой, интересной.
P.S. До скорой встречи!»
   Скажу честно (для всех, кто это читает), что никакого плана предполагаемого разговора у меня не было. В таких ситуациях лучше ничего не планировать. Ты ведь не знаешь, с чем к тебе идёт человек, что именно у него на сердце, чем он готов поделиться с тобой? Может, его действительно волнуют  до глубины души страницы нашей истории и сегодняшнего времени, а может, его гораздо больше волнует что-то другое, о чём ты даже не догадываешься?   Ты должна всего лишь сделать так, чтобы стремящийся к разговору  захотел высказаться.
   В первый раз ребята обычно боятся приезжать ко мне в одиночку. Приезжают вдвоём, или втроём с кем-то… Незнакомый дом, неизвестно, как себя будешь чувствовать, удастся ли вообще поговорить?..  Потом, когда осваиваются,  могут нагрянуть и в одиночку, когда невмоготу оставаться наедине со своими переживаниями. Почему-то мне показалось, что Жене уже невмоготу, и что приедет он один. Так оно и получилось. Я как раз заканчивала утром жарить пончики, которые уже начал уплетать младший сын, сетуя, что сейчас их не ест старший, который недавно ушёл в армию, и папа, который рано ушёл на работу, как в двери раздался звонок,  и на пороге появился Женя. Как только он переступил порог и увидел в коридоре стену с фотографиями моих учеников, то сразу заулыбался и почувствовал себя, как мне показалось, облегчённо.
-Здесь все, кто бывал в моём доме не раз, в школьные и послешкольные годы…
-Что, все? – он с интересом стал разглядывать ребячьи лица.
-Пойдём чай пить с пончиками, ты ведь наверняка не позавтракал ещё.
-А откуда вы знаете? Пончики – это здорово!
-Да ко мне в гости так рано никто не приезжает. Спать любят в каникулы. Так что, ты первый, можно сказать! Но я всегда рада, когда пораньше встречаемся – больше времени на общение!
-Да я ранний, мы же в своём доме живём, в Никольском, работы много, огород… Ремонтируем часть дома, отцу помогаю, он у меня строитель, а мама шеф-повар в заводской столовой.  Пончики у вас вкусные!
-На здоровье! – встревает мой младший сын, шестиклассник. – Мам, я на баскетбольную площадку, мы с ребятами там сегодня встречаемся…
   Теперь нас никто не отвлекает. Женя потихоньку осваивается, я наблюдаю…
-Сколько у вас книг дома! И все такие разные!
-Это у нас интересы у всех разные в семье, поэтому у всех свои полки на стеллажах. А вот этот стеллаж почти весь мой -  исторический, а там ещё шкаф с детской литературой. Не могу расстаться никак, даже со своими любимыми детскими книжками…  А ты что-то любишь читать?
-В детстве любил, а сейчас чаще некогда, но кое-что почитываю, кроме школьной программы. Хотите, вам принесу?
-Хочу. Мне частенько ученики приносят почитать то, что их заинтересовало…
-А если вам не понравится?
-А я так и скажу – что понравилось, что не понравилось? И почему… Ребята говорят, что ты Ницше читал? А что именно?
-Да ничего я не читал толком. Просто знакомые рассказывали про него.
-А рисуешь ты неплохо, правда, тема одна – знаки и символы на полях тетрадки по истории…
-Разве это рисунки? Я вам в следующий раз свою папку с рисунками захвачу…
(Так, человек уже про следующий раз подумал, хорошо).
-Идёт. И книги не забудь. Ты знаешь, а мне всегда интересны были книжные иллюстрации. В детстве я тоже рисовать пыталась, но мы жили в глухих военных городках, а там не было художественных школ, да и уроков рисования часто не было. Но зато папа подарил мне как-то коробку  - 100 карандашей. Я её очень берегла и рисовала карандашами.
-Я тоже больше карандаши люблю.
-Я тебе сейчас книгу покажу с чёрно-белыми иллюстрациями, думаю, тебе интересно будет.
Достаю со стеллажа старую книгу Данте Алигьери «Божественная комедия АД» с иллюстрациями Гюстава Дорэ в переводе М.Лозинского.  Мы усаживаемся в удобные кресла в большой комнате.
-О! Смотрите, Юлия Эдвардовна! Ещё до войны напечатана! Москва «Художественная литература» 1940 год!
Женя с интересом разглядывает иллюстрации, картины ужасов Ада.
-Интересно! А вы знаете, мои рисунки чем-то на эти похожи, и манера, и сюжеты. Что-то знакомое такое…
-У тебя тоже склонность к графике, а Дюре отличный график был. Между прочим, первые иллюстрации к «Божественной комедии» он уже в 10 лет сделал. А видеть ты мог детские книжки с его иллюстрациями -  «Красная Шапочка», «Мальчик с Пальчик», «Приключения барона Мюнхгаузена»…
-Точно! Я  «Барона Мюнхгаузена» читал с такими картинками!
-Между прочим, папа у него тоже строитель был, мосты строил…
-Вот это да!
-Но ты знаешь, Дюре так и не получил художественного образования. Зато, какой самоучка!
-Потому что, исключительный человек! Сразу видно!
-Ну, по этой логике многих художников можно считать исключительными людьми!
-Нет, ну тут же очевидно! Посмотрите на эти сюжеты, кругом смерть, смерть уничтожает старое, привычное. Десятилетний ребёнок разве уже готов уничтожать?
-А ты? Ты помнишь себя в 10 лет?
-Помню. В семь лет я ещё играл на нашей улице среди таких же, как и я, а сейчас я выхожу на свою улицу и не вижу ни одного русского лица. Кругом одни черноголовые с Кавказа.
-А ты – блондин?
- Не блондин. Но я здесь родился и не еду к ним туда.
-А может, если бы ты с ними поговорил, то понял бы, что не такие уж вы разные? Бывает так, что ты не знаешь чего-то или кого-то и неизвестность чем-то пугает, настораживает, а когда подойдёшь поближе и рассмотришь получше, то страх и неприязнь проходит…
-Не знаю, я над этим не думал, но не хочу, чтобы они по моей улице ходили.
-А в 10 лет что с тобой было?
-А в десять лет я влюбился, только ей было 14 лет. Она приезжала на лето в Никольское. Мы тогда часто с дачниками гуляли, да и теперь летом с ними гуляем. Только теперь все выросли.
-А тогда?
-А тогда она не знала, сколько мне лет, но не обращала на меня внимания всё равно. Мы все вместе бегали и по вечерам собирались. Я был рослый, выглядел старше своих десяти. Как я переживал!
-Знаешь, есть такой исторический роман Язовицкого – «Иван Третий – Государь Всея Руси».  Иван  тоже выглядел всегда старше своих лет, влюбился в 10 лет в девчонку постарше, но жениться на ней так и не смог, хотя и вспоминал её долго…
-А она?
-А её выдали замуж за воеводу, который погиб в сражении, после чего она ушла в монастырь… А Ивана женили на Тверской  княжне, которая потом тоже умерла, оставив ему любимого сына, который потом тоже умер…
- Вот это да! А потом?
-А потом Ивана уговорили жениться на Софье Палеолог из Византии, от которой и появился следующий царь, названный в честь отца Ивана – Василием, от него потом тоже Иван родился – Грозный.
-А почему нам на истории это не рассказывали?
-Может, рассказывали в седьмом классе, но ты забыл?
-Ну да! Такие страсти я бы не забыл! Это же человеческая жизнь, тем более, наших предков!
-Так ты – сторонник старых традиций или сокрушитель всего старого и поклонник сверхчеловеков?
-Но ведь что-то всё равно отживает, иногда само умирает, а иногда помочь надо, чтобы место для нового расчистить. Вот в саду старые деревья, загнившие, приходится рубить, чтобы новые посадить? А ведь ухаживать за ними я по правилам буду, как родители учили. Получается, что и новое и традиции вместе – и без этого никак! Но это в нашем саду-огороде. А если это государство? Тут человек без воли ничего не добьётся!
-А если таких людей с волей, стремящихся к власти,  появится несколько? И всем ВЛАСТЬ подавай?!
-Всё равно, победит сильнейший!
-«Падающего толкни»? Как говорил Ницше?
- Он ещё говорил: «То, что не убивает нас, делает нас сильнее!»
-А тогда какая разница, какой национальности будет сильнейший?
-Как какая разница? А Дух какой нации он будет возрождать? Мне важнее, чтобы это был дух русской нации!
-А остальных куда? Право господ только у русских?  Для остальных – право рабов? Немцы, помнится, на этом уже погорели…
-А почему русская нация не может построить своё собственное государство? У армян есть Армения, у грузин – Грузия, у азербайджанцев – Азербайджан… Чем мы хуже?
-А сам как думаешь? Чем мы отличаемся?
-Ну, у них территория маленькая. Они там все вместе, с одними традициями, там старики командуют – что кому делать. Они их слушаются. В семьях, поэтому, порядка больше. А наши же ходили в завоевательные походы, присоединяли новые территории. Кто-то там на новых землях оставался, наши порядки устанавливал. Страна получилась большая, управлять ей трудно. Тем более, ей всегда был нужен сильный вождь!
-А цари?
- Царь не вождь. Он не проходит путь борьбы за власть, не закаляется в борьбе. Ему легко трон достаётся. А ещё проблема в том, что русские со всеми подряд в браки вступали и вступают,  мужики-то ладно, а вот девчонок я совсем не понимаю, их-то что толкает? Продажные все, за деньги себя продают и нацию свою предают, а другие народы больше о чистоте своей крови думают.
-Тем более, как же ты предполагаешь русских от других национальностей отделить? Столько веков смешивались разные народы!
-Вот зачем они это делали?!
-Так, может, в этом наше преимущество и есть? Мы легко приживаемся в новых местах, входим в новую среду общения, быстро учимся понимать людей разных культур, мы достаточно любознательны…  Если требуют обстоятельства, быстро учимся новому. Нам бы принципиально другую систему образования и  – и мы бы многих ещё удивили! Думаю, что достоинств у нас не мало. Конечно, и проблемы есть…
-Это плохо, потому что, мы не сохраняем при этом своё особенное, то, что нас от других отличает.
-А мне кажется, что это внутри у нас, и внешне всё равно проявляется, только, пожалуй, в Москве меньше, а в других городах больше. Здесь культурный салат, а вот уедешь подальше и попадаешь в самобытность. Мы много на автомобиле путешествуем семьёй, поэтому и видим это. А Москва – международный мегаполис! Здесь трудно сохранять самобытность, и всё же, Кремль, музеи…  архитектура города о многом говорит.
-Вас послушать интересно, но получается, что я просто ещё очень мало видел. Я ведь почти никуда  не выезжал отсюда.
-Жень, а правда, что ты на молодёжные сходки РНЕ ездил?
-Правда.
-А как ты там оказался?
-Да надоело на бардак в стране смотреть! Отец без работы в начале 90-х оказался, это сейчас он уже работает на постоянной работе, а то нас мама одна кормила. Заводы у нас  позакрывались, остались только отдельные цеха, чужих понаехало, а тут ещё и опять влюбился неудачно. Опять в дачницу и опять она старше! Вроде бы, сначала я даже радовался, мы разговаривали мирно, вечерами собирались, она на меня внимание стала обращать, а потом узнала, что я младше её на три года и сказала, что ничего у меня не выйдет с ухаживаниями.  Вот как-то всё навалилось, а тут ребята позвали на сходку. А там все вместе, лозунги правильные. Я вам принесу листовку.  За Россию! За перемены к лучшему! За освобождение от тирании!
-Стоп! Ты за сильную власть, но против тирании… Но любая сильная власть и порождает тиранию! Ведь она начинает диктовать свои правила!
-Ой, Юлия Эдвардовна, а вы меня прямо ловите на слове! Если она диктует хорошие правила, то что в этом плохого?
-А кто определяет, что это хорошие правила? Та сила, которая пришла к власти? Но ведь наверняка найдутся и те, кто будет с ними не согласен? Если их мало, то сильная власть от них быстро избавится, найдёт способы, а вот если их много, если их большинство? Это же надо как-то обосновать, что-то придумать, что-то про исключительность нации, дух нации, да?
-Это вы на Гитлера намекаете? Или на диктатуру евреев, что во главе с Лениным власть захватили, а диктатурой пролетариата прикрылись?
-А евреи-то тебе что сделали?
-Да мне-то ничего. Только они после смерти Ленина так лидера сильного и не выдвинули, а как к власти рвались! Сталин их и задвинул.
-Помнится, что Сталин тоже не очень на русского похож…
-Зато он не только о личной власти думал, но и о независимости всей страны. Между прочим, он же был против самостоятельности республик и хотел, чтобы Россия оставалась такой же по устройству, как Российская империя, считая, что другие народы более отсталые, чем русский, и им нельзя отделяться от России, пропадут. Да интервенция это и показала…
-Ты молодец! Задумываешься над важными моментами истории, но выделение отдельных народов в прокажённые – это неправильно. Кстати, по Конституции запрещаются любые ограничения прав граждан по признакам расовой, национальной, социальной, языковой, религиозной принадлежности.
-Ой, ну это  написано, а кто у нас законы соблюдает?
-Так, пока не научимся соблюдать, и порядка не будет!
-Да чего мы всё про историю?! Давайте я вам лучше про свою последнюю неудачную любовь расскажу!
Примерно что-то такое я и ожидала…  Было видно, что что-то мучает его и это совсем не Ницше и Гитлер…
-Может быть, я невезучий какой, но у меня это уже в третий раз такое сильное чувство и в третий раз полный облом. Чувство как-то само пришло. Она мне давно нравилась, но как-то не захватывало сильно это меня. А в конце десятого класса понял, что не могу и дня прожить, чтобы не видеть её. Стал из школы за ней ходить, хотя мне совсем в противоположную сторону, но она через лесопарк ходит домой, вдруг, кто напугает. Она сначала не обращала внимания, а потом поняла, что это я за ней хожу, посмеивалась. Но мы-то в одном классе, вот и спросила – чего это я не в ту сторону после школы хожу. Я и сказал, что хочу с ней встречаться. А она сказала, что у неё нет на это времени и желания. Я на этом не успокоился, провожал её до подъезда, разговаривать начинал, а она молчит по дороге домой, а потом быстро уходит, чтобы со мной в подъезде не стоять. Я уже к ней и в гости набивался «на чай», конфеты приносил, а она отказывается приглашать. Летом устроился на работу. С отцом на стройке работал. Думал, заработаю денег и куплю ей что-то красивое в подарок. У неё в сентябре День рожденья. Купил, упаковал красиво, с ленточками, открытку подписал со всеми лучшими чувствами, нёс, радовался, а она равнодушно посмотрела и сказала, что ей не надо никаких подарков, что она в них не нуждается. Ну что это за человек! Колода дубовая что ли?! Я просто не знаю, что мне теперь делать. Злой такой стал. Ребята в классе обижаются, думают, что это я из-за своих взглядов на национализм и русский патриотизм свихнулся, а это всё  из-за Наташки Л. Ну как я им про это скажу?! У нас ведь полкласса после школы на Полянке собирается и все видят, что я такой прибабахнутый стал. Наташка, правда, там не бывает, но я её не раз звал туда, уговаривал с нами погулять хоть раз, просто с нами посидеть у костра.
 ( Полянка это отдельный рассказ…, напишу позже о ней).
-Женя, а ты не задумывался над причинами Наташиной занятости?
-Да отговорки всё это, просто не нравлюсь я ей – вот и всё!
-А ты знаешь, она ведь пятая из их семьи, кто у меня учится. Я всех её трёх братьев и старшую сестру учила, а теперь вот и её. Она была у них самая маленькая, с ней нянчились все старшие… Теперь и она выросла. Большая семья, много забот. А недавно её сестра родила, Наташа ей помогает, потому что, долго сидеть в декретном отпуске сестра не может, деньги нужны… Думаю, что по этой причине со временем у неё плохо дела обстоят, а ещё так бывает, что не всегда человек готов принять сильные чужие чувства. До понимания их тоже надо дозреть эмоционально. А Наташе в последний год совсем не до того было.
-А я и не знал ничего про это. Она ведь очень немногословная. В классе о себе ничего не рассказывает, а у девчонок мне не хотелось спрашивать. А раньше мы в разных классах учились, нас только в десятом объединили.
-Жень, а ты ей пробовал предложить какую-то помощь, по хозяйству, например, чтобы время освободить для общения хоть иногда? У неё мама очень хорошая, познакомься…
-Надо попробовать. Вы извините, что я вас своими проблемами загрузил... Но в следующий раз мы с вами про Гитлера обязательно поговорим, я его портрет дорисую и приеду.
-Не забудь книги и рисунки.
-Не забуду! Спасибо вам! До встречи в школе!

   Это была наша первая встреча с Женей. Когда я пришла в школу после каникул, то на моём учительском столе лежало письмо, вот оно, без редактирования, дословно, пусть немного пафосное, но это выплеск юношеских эмоций:
«Здравствуйте, Юлия Эдвардовна!
Я хочу поблагодарить вас за разговор. Мне было очень интересно поговорить с вами. За свою, пока не длинную жизнь, я ещё не встречал такой интересной женщины… Как жаль, что в наше время таких людей, как вы, практически не ценят. Есть некоторые люди, с которыми можно поговорить на разные темы, но не быть с ними до конца откровенными, у вас же, помимо внешней, присутствует какая-то душевная красота, которая притягивает к вам и позволяет раскрыться. Жаль, что с этой стороны узнал вас только в 11-м классе (последний школьный год). Понимаете, когда я попадаю в новые места, у меня всё время ощущение, как будто я попал в другой мир (в сказку), может из-за того, что я ещё очень мало видел в жизни, но мне понравился этот сказочный мир, где меня не пытаются в чём-то переубедить, чему-то учить (достали все), где меня просто могут попытаться понять. Общаясь с вами, с каждым новым разом открываю для себя всё новые и новые ваши лучшие стороны, и мне это нравится, потому что, общаясь с другими людьми, я для себя открываю в них только плохое. Если когда-то были люди, избегавшие общения с вами, они просто дураки. Они очень много потеряли.
P.S. Оставайтесь такой же неповторимой! Евг. Ч.»
   А мне подумалось, как важно не потерять человека в трудную минуту жизни, когда обида и разочарование первой любви могут толкнуть его на путь национализма  и агрессии только для того, чтобы ощутить себя уверенным и правым…
   Конечно, потом ещё было несколько важных встреч и разговоров, общения с друзьями Жени из его класса.
   На Последнем Звонке произошло неожиданное для меня. После всех официальных поздравлений, запланированных по сценарию, вдруг вышла невысокая полная миловидная женщина с букетом и сказала, что она хочет поблагодарить от всей их семьи лично учительницу, которая очень помогла им, возможно, сама того не зная, и назвала моё имя-отчество. Мне было неудобно, потому что, я даже не знала, чья это мама? Тем более  что такой персональной публичной благодарности со стороны родителей  я тоже до этого не получала. Когда я узнала, что это мама Жени, то поняла, что, видимо, оказалась рядом с ним в очень нужный момент его и их семейной жизни тоже. Но мы ведь не всегда это понимаем сами…


Рецензии