Крещение, первая просфорка самая вкусная!

О том, что меня крестили, я узнала только повзрослев. В памяти остались лишь обрывки церковного обряда. Меня, трех годовалого ребенка нарядили в тот день необычнее, чем в другие, - длинная белая рубашка с кружевными рюшами понравилась мне необычайно. Так меня одели во все новое и красивое, сверху застегнули синее с розовым шерстяное пальтишечко с хлястиком и обули в красивые новые боты. Но на прогулку повела не мама, все взрослые собрались вместе, приехали еще родственники - братья и сестры моей бабушки, тоже одетые, как на праздник. Все собрались вокруг меня. Дедушка взял меня на руки, и мы торжественной толпой человек пять-семь вышли из дому. Дорогу я не запомнила, мои мысли как всегда отвлекли какие-то впечатления, но вот мы вошли в высокий темный зал, весь в свечах, потом в простую горницу с деревянным дощатым полом. Посредине горницы стояла большая серебряная чаша, полная воды. Священник в черном длинном платье с крестом на груди, в черной шапке и с окладистой бородой взял меня за руку и повел в хоровод детей вокруг купели. Я казалась себе очень взрослой, потому что младенцы на руках у своих родителей надрывно голосили, и гордилась тем, что мне ни чуточки не страшно. Поп водил и водил нас по кругу, что-то красиво читая нараспев. Мои родители и родные стояли кругом шире нашего, детского, вместе со всеми родителями и родственниками, я смотрела на них мельком, захваченная любопытными событиями. Вдруг поп стал подводить нас, детей, по одному к купели и поливать водой, а самых маленьких голышом окунать прямо внутрь чаши. Потом я увидела, что и некоторые взрослые подходили и крестились. Девушка с длинными распущенными волосами и взрослый мальчик, выше меня намного. Наконец настала моя очередь, от волнения, я почти ничего не видела вокруг. Но и меня окатили целым кубком холодной воды и перекрестили крестом. Священник положил мне ладонь на светлые кудряшки, творя молитву.
Потом, уже переодетая женщинами  в маленькой комнатушке во все сухое, я снова оказалась в церкви. Там уже была толпа народа, и я, маленькая, затерялась среди взрослых прихожан. Неожиданно, у меня в руке оказалась круглая булочка, такая хорошенькая, словно детская - ко мне снова склонился священник, с которым мы, дети, водили хороводы.
- Умница, смелая девочка, вот, возьми просфорку, скушай!
Я улыбнулась, смутившись от его вида, и вида больших ладоней, в которых было блюдо с такими же булочками.
Ах, ну и вкусным же мне показалось это лакомство! На всю жизнь мне запомнилась неземная сладость христова хлебца! С тех пор, заходя в церковь, я не могу не вспомнить ту первую крестильную просфору, хотя знаю теперь, что это простое пресное тесто, и каждый раз, пробуя ее, я удивляюсь, как она могла показаться мне в детстве слаще медового пряника.


Рецензии