Ностальгия по счастливой бедности

21 декабря 1941 года, в четыре часа утра, наш дом вдруг сразу оказался почти в центре  завязавшегося уличного боя. Это войска Красной армии начали действия по освобождению города от немецких оккупантов. В дом попал снаряд, он загорелся и наша семья, только успев кое-как одеться, вынуждена была перебраться в дом к родственникам, откуда  сразу же нас выгнали немцы, в связи с началом боёв и в этом районе. В сорокоградусный мороз, мы долго искали место спасения и нашли его в чужом бесхозном подвале. Бои продолжалиь девять дней, в течение которых мы испытали все прелести полного голодания, потребляя только воду. Желанный хлеб появлялся каждую ночь, но только во сне.
После освобождения города, мы перебрались в пустующую чужую квартиру с печным отоплением и как Робинзоны начали осваивать жизнь с нулевым наличием имущества, только не в тропическом климате, а при морозе 20 – 40 градусов.  Ломали на пожарище полусгоревший забор. Там же нашли чугунный котелок, лезвие ножа. За городом удалось добыть кусок мороженного мяса от убитой лошади. Чтобы употребить бульон ложки вырезали из кусков дерева.
Последующие годы, вплоть до 1948-го,  были бедными и голодными. Голодными до такой степени, что жители города съели почти всех голубей и воробьёв, собирали на помойках картофельные очистки, собирали в поле колоски с зерном, готовили щи из пустой крапивы, пили чай из сушеной моркови или свёклы. В городских дворах сажали картошку, которую было очень трудно уберечь от чужаков. Поэтому хозяева спали ночью на земле в своих делянках.
С одеждой дело обстояло не лучше.
 Современные молодые люди вряд ли могут представить себе, что была проблема не выбрать одежду по моде, а просто прикрыться чем- нибудь для спасения от холода. Зимой типичной одеждой  были самодельные ватные бурки на ногах и желанная для всех армейская телогреечка.
Помню я, шестнадцатилетний парень, был одет в подержанный немецкий военный френч и кованые немецкие солдатские сапоги – раструбы. При ходьбе они цокали так, что слышно было за квартал. Когда я пошел в этой одежде на танцы, подошва одного сапога отвалилась. Пришлось подвязать её проволокой и продолжить танцевать с девушкой фокстрот.
К чему я развёл этот плачь Ярославны. Да просто для того, чтобы показать общий фон тяжелого периода тех лет для советской страны.
Что было потом?.
В 1948 году началась моя трудовая биография, Одет я был уже как все порядочные люди – был костюм, китайский габардиновый плащ, модные в то время шляпы. Был куплен баян. После срочной военной службы, мои запросы стали выше и в 1954 г. был куплен новый автомобиль Москвич-401, сменённый через пять лет на новую Волгу-М21.
Тогда же, после женитьбы, сразу получил квартиру и совершил турпоездку в Чехословакию. Никогда не забуду -  с каким теплом принимали  там гостей из СССР. При виде нас, искренняя радость светилась на лицах местных жителей. Нас поселяли в самые лучшие пятизвездные отели. Запомнился в Карловых Варах отель Москва( ранее и потом кажется «Империал»), где каждый номер был отделан под свой стиль – Барроко или Ампир. При каком-то  мероприятии, проводимом на стадионе, мой товарищ Иван – рядовой турист, подошел к Президенту Чехословакии и запросто поговорил с ним несколько минут. Что удивительно, охрана пропустила его по одной фразе – Я из СССР. Двухнедельная поездка в Чехословакию, с дорогой вместе, помнится обошлась мне в 780 рублей при месячной зарплате в тысячу рублей ( дореформенных, до 1961 г.).
В магазинах в это время уже был полный достаток промышленных товаров и продуктов натурального происхождения, Страна, наверное, уже к 1953 году полностью встала на ноги.

Но, хватит о материи. Теперь о духе.
Это самое главное. Всем понятно, что по голодной бедности не ностальгируют. В теплой памяти воскрешаются светлые образы, портреты, личностные поведенческие характеристики, многих честных, открытых порядочных людей того времени. Трудности жизни преодолевались коллективизмом, взаимной поддержкой и откровенностью в обмене мыслями, советами. Сейчас людей такого поведения отнесли бы к простачкам или  далеко «продвинутые» в новый уклад жизни лица, обозвали бы «совками». Но эти «совки», при внешней простоватости, трудились на совесть, мыслили плодотворно, стремясь познать и приблизить будущее, творили высокое и чистое искусство, что и сегодня мы наблюдаем и ощущаем при просмотре советского кино, чтении литературы, слушая песни и музыку тех времён. Наверное, это было последнее время когда пропаганда чести, совести, морали,долга перед страной проповедовалась сверху и еще находила отклик в людях, их практических делах и поведении. Люди легко входили в общение, собирались родственно-семейными и молодёжными компаниями. Выходные дни и праздники знаменовались песнями застолий.
В ночное время даже женщины не боялись ходить в одиночку по улицам городов и деревням. Очень мало ощущалась разница в материальном благополучии людей. Считаю, что разница между рабочим, служащим и начальником, хорошим инженером составляла тогда 2-3 раза, не более.Директора, ученые получали больше.
Насчёт политики.
Совсем не болела голова. В Сталинское время я знал о политике только одно   - за меня думает и решает все вопросы наш вождь и учитель дорогой Иосиф Виссарионович Сталин и крышка. Так думало большинство советского народа и правильно делали. Наша задача учиться, трудиться, веселиться на отдыхе. Зачем заниматься политикой если видишь, что вокруг всё делается по уму, более менее справедливо. Если моим родителям – отцу рабочему, матери швеи, советская власть дала возможность их детям подняться выше - старшему сыну стать заслуженным художником России, дочери членом союза журналистов СССР и секретарём райкома партии, младшему сыну стать начальником отдела НИИ, кандидатом технических наук. Не думаю, что было бы такое при другой форме власти. Моя тёща выросла в советское время от набивщицы папирос на табачной фабрике до кандидата медицинских наук, заслуженного врача, Главного педиатра области, её дочь  профессор, внук доктор философских наук, мой сын кандидат физмат наук. Не стоит занимать дальше внимания многими перечилениями титулов родственников.
Вот почему я с каким-то благоговеянием вспоминаю о бедной, иногда голодной юности и трудовых буднях далёкого прошлого,  о той свободной для всех дороге к образованию и научному росту. Вспоминаю, прежде всего, о чистоте душ людей окружающего общества, об отсутствии тогда лицемерия власти, казнокрадов чиновников, многоступенчатой спекуляции, которую сегодня украшают почётными словами - бизнес, логистика, менежмент, дилерство и пр.  полумошеннического подхода к каждому делу или операции с целью личной наживы.
Вешишьная мишура, добавленная сегодня техническим прогрессом и глобальным рынком, которую часто принимают за повышение уровня или качества жизни, не может компенсировать потерю того состояния удовлетворения и сбалансированности жизни общества в описываемой мной период. Ведь всё на свете относительно и человек, живя также как его соседи, не чувствует себя ущемлённым в чем-либо и меньше внимания уделяет материаьному достатку, сосредотачиваясь на более интересных и нужных разделах своей умственной и духовной жизни. Человеческое счастье не в вещах, которые тебя окружают. Вещи, часто избыточные, это игрушки для взрослых. Счастье в окружающих тебя людях если они понимают и не предадут тебя.
Вот почему, я бесконечно благодарен судьбе что прожил лучшую часть жизни в период становления и восхождения к победам в военное и в мирное время советской державы и пронесу до конца это нормальное и законное чувство.
Вот почему не люблю всякого рода перевёртышей из нашего прошлого, пытающихся по иудски поливать грязь на самое светлое, что сохранилось в памяти честных и благодарных за хорошее, людей моего поколения.
А молодым людям советую меньше верить антисоветской лжи льющейся на наши головы из многих фальшивых глоток через СМИ. Слушайте воспоминания оставшихся уже немногих очевидцев славной Сталинской эпохи и знайте, что в ней было много хорошего, такого, чего в рыночном мире не купишь за деньги. Совесть не продаётся, но легко теряется. Берегите её, как и честь, смолоду


. Две добавочные иллюстрации.
1945-1946 год.Билеты в кинотеатры стоили очень дешево.  В к/т « Центральный», кроме смотрового зала был большой круглый зал ожидания с паркетным полом,мягкими диванами по стенам и эстрадой для джаз-оркестра с певичкой. После захода в смотровой зал публики одного сеанса, запускались зрители следующего, которые, как правило заходили в полуподвальный буфет принимали чарку вина с бутербродом или конфетами и шли в круглый зал,  где почти два часа слушали певичку и танцевали. Всё дополнительное, кроме просмотра кинофильма,  бесплатно. За всё платил «Кинопрокат» .

1954 год.Я собрался ехать в Москву покупать автомобиль Москвич-401, который стоил 9 тыс.р. Четыре тысячи положил в карманы, пять пошел снимать со сберкнижки в банк.
Первый блин всегда комом. Так и у меня началось обрашение с большими деньгами. В банке я расписался в получении денег и двинул на вокзал. За 3 минуты до отхода поезда в вагон ввалились моя мать и кассирша банка, которая вручила мне разгильдяю забытые в кассе деньги. Пустячок, , но правило поведения советских служащих!
 В магазине «Автомобили» на Бакунинской стояли образцы трех авто : Москвич, Победа кофейного цвета за 16 тыс.р.,  и красавец, представительского класса черный семиместный лимузин ЗИМ, стоимостью 40 тыс.р..Очереди не было. Покупали, в основном, две первые марки.. Роскошный, даже по сегодняшним меркам, ЗИМ был доступен народным артистам и научным академикам. Всё по справедливпсти . По Сеньке шапка, а то сейчас ни какого порядка. Я видел  как бедный Жирик иногда на работу приезжает в Запорожце.
Между прочим, у ЗИМа ход мягче, чем у Мерседеса.


Рецензии