Первый роман ужасов

(Алексей Атеев "Загадка старого кладбища", 1992)

Мне импонирует попытка Алексея Атеева написать роман ужасов на отечественном материале. Для русскоязычной прозы этот жанр практически неведом. Разве что отдельные произведения А.Пушкина, А.К.Толстого, А.Грина, А.Чаянова (ну еще 2-3 примера можно назвать).

Наверное, дело в нашей ментальности, в славянской душе, в православных традициях. И средневековье у нас было другое, и страшных замков с их стенами со скелетами и таинственными подвалами не было, и пережитки язычества с их тайными обрядами изживались по другому. В то время, как в Европе проходили «процессы против ведьм», зверствовала инквизиция, у нас нечто похожее если и было, то эпизодически. Поэтому, основы для таинственности и мистичности почти не было.

События «Страшной мести» Гоголя с его колдуном или более современного «Рубежа» Олди, Дяченко и Валентинова(с его паном Мацапурой-Коложанским) так или иначе имеют выходы на Запад, соединения с тамошней тематикой и традициями.

А.Атеев берет за основу советский период, в котором таинственного и мистического, как оказывается, было очень много, но время от времени строит мостики в период существования Российской империи, в средневековую Испанию. История заплутавшей в лесу советской женщины Валентины Петуховой, ее блуждание по заброшенному кладбищу(где на могиле она видит собственное имя), пережидание грозы в заброшенной часовне, читалось летней ночью далекого 1995 года взахлеб.

Неупокоенные души старого кладбища нашли свое пристанище в таинственном колдовском ордене А.Чернопятнова, которому пытается противостоять неутомимый исследователь всего паранормального профессор Струмс. Сцены в парке, когда к Петуховой подсаживается женщина, пахнущая землей, в экспедиции Струмса, написаны великолепно.

На месте Лиходеевки атеистически настроенные власти советской страны воздвигли город Светлый. Но полностью уничтожить иной мир они не в силах. Начинаются таинственные явления(некоторые страницы 2 части немного смешные и даже напоминают пародию на «романы ужасов»).

Уходя из этого мира Чернопятнов все же назначает приемника — мальчика Стаса Недоспаса, которому предстоит продолжать «мистическую работу» в очень сложных условиях. Для своего времени -хорошая книга.

2004.


Рецензии