13
(рассказ о поэме Блока «12» и вообще о жизни)
- Я думаю, что Блок ошибся, назвав свою революционную поэму «12». Ведь их было не 12, а 13. Он забыл Христа. 12 революционеров во главе с Иисусом. Конечно, если считать его Богом, то поэма названа, верно. Но разве Бог будет ходить с убийцами по одной земле, делить с ними трапезу, учить их? Но ведь – 13 –это чертова дюжина, нехорошее число, особенно если выпадает на пятницу. Однако, вернее всего Иисус и 12 революционеров, или просо 12 – как сократил Блок. Не мне судить нашего поэта. Но как он, в такие суровые времена мог написать о Христе? Наступал век атеистов, которые сжигали церкви, а он так просто пишет об идущих людях с Христом. Словно они пришли посмотреть на весь этот хаос, и даже принять в нем участие. Поэма революционна. Но я бы назвал ее религиозной. Никто в истории литературы не осмелился, кроме Булгакова в «Мастере и Маргарите» с его слабаком Иешуа, писать о Христе так просто, как об обычном учителе. Иисус с флагом в руке, будто оправдывая этих убийц, ведет их дальше в бой. Разве это Иисус? Друг мой, я сомневаюсь в этом. Если вы читали Библию, то поймете, что Христос был другой, не такой как у Блока. Он ведет за собой потерявшихся и раскаявшихся, но не упорно идущих убивать. По-моему, поэма была призвана еще больше очернить Христа в глазах атеистического общества.
- Ваша теория любопытна – сказал друг профессора, выдержав паузу. – Но не кажется ли вам, что вы немного сгустили краски? Иисус в поэме Блока выступает не как персонаж из Библии, а как символ новой жизни, открывающейся перед людьми.
- Да, поэма бесспорно противоречива, потому что затрагивает вечные темы. Люди всегда пытались найти Бога, как и найти смерть. Но Он сказал: «Я есмь жизнь». Я же думаю, что есть и смерть телесная, мой друг, не духовная. Главное, что все это есть в самом человеке. Это как ангел, толкающий на доброе и бес, толкающий на плохое. Ангел – жизнь. Бес – смерть.
- Вы правы, профессор. Но как же Бог, живущий на небесах? Вы пытаетесь сказать, что его нет, что он есть в каждом из нас, и его нет как такового вообще?
- Справедливый вопрос, мой любопытный друг. Я отвечу на него. Бог, живущий на небесах, есть, и частичка его есть в каждом из нас. Судный же день устраивают себе сами люди. Все мы в той, или иной мере отвечаем за свои грехи.
- Спасибо, профессор. Однако мои убеждения еще не совсем сформировались, и поэтому я не могу полностью согласиться с вами, хотя вы говорите убедительно. Мое чувство Бога такое. Бог – это все добро и любовь, что есть в мире. И мы проявляем свою божественность, даря людям это. А Христос в поэме символ нового, может и символ революции. Ведь его не смогли убить, он воскрес, как не смогли белые остановить революцию. Я не согласен с большевиками в одном: в их вере в отсутствие Бога. Они сами себе его создали – Ленина и поклоняются ему.
- В этом вы правы – грустно улыбнулся профессор. – Если же нет Бога в сердцах, то это не значит, что его нет на небесах.
- В этом я вами совершенно согласен – закивал головой молодой человек.
Свидетельство о публикации №215120602129