Рыболовы

Вряд ли когда про это забуду. Каждую пятницу, сразу после работы, бежишь скорее накопать червей, жена, получив «инструктаж», своего супруга, то есть меня, принимается парить пшеницу, горох, варить кашу. Да так, чтобы не подгорела!   А мне приходиться, чтобы накопать достаточно червей, много перекопать земли. Здесь-то и рождается зло-ирония. Рыболов рыболову обязательно скажет: «Ты, браток, старательно огород перекопал?!».
 Покончив с червями, умывшись и наскоро переодевшись, «рыцари удилища» собираются у двух заядлых рыбаков, у маляра Игната  Капустина и слесаря Виктора Николаева. Так сказать, все здесь или «жильцы», или «болельщики», или отменные рыбаки. В целом же такие, что «и мы когда-то на крючок брали!». На рыбалку, конечно, не прямо сегодня ехать нужно. Рыбалка в субботу, а пятница – это день подготовительный. Но уж очень всем не терпится быстрее  договориться о завтрашнем дне. Кто-то предлагает «забить козла»? То есть, сыграть в домино? Очередь получилась длинная. И пока одни играют, другие их поторапливают. Только кому же хочется вылезать из-за стола «козлом»? Обязательно нужно отыграться! А отыгрываться не дают люди, стоящие в очереди. Особенно много горьких минут пережил слесарь гаража Василий Борзёнков.      
Пока одни играют, другие «заливают» всякие рыбацкие истории и байки. « До войны я жил в деревне, – рассказывает один из рыбаков,  – И речка-то была у нас воробью по колено, но рыбёшки в ней водились! На леску в один волосок я вытаскивал щук вот таких! ..–  И рассказчик показывает руками метра полтора, – Такая щука, и современный «Сатурн» в 0,6 она оборвёт!..».
 – Это что, подхватывает переплётчик Павел Петрухин, – у нас в Осколе сазаны –  вот такие чушечки водились, что операционный шнур вил в двенадцать и рвало! Помню, стою под мельницей на свае, всё вокруг бурлит, аж голова кружится ( для убедительности он крутит перед носами слушателей руками), И тут вдруг потащило. Удилище в дугу!  Леска звенит!.. И сам я согнулся, голову чуть ли ни в воде держу!..
 – Ха-ха-ха! –не выдержал Виталий Некрасов из контрольно-измерительной мастерской.
 –  Что, не веришь?! – огорчился Петрухин, – спроси у Мишки!
 – А где Мишка?
 – До войны в Осколе жил, а где сейчас живёт, не знаю…
И так жо темноты, когда, вооружившись фонариками, всё, побросав домино, идут за «ресниками».
 – Игнат, ты много набрал?
 – Штук пятьсот, а ты?
 – Даёшь десяток?
 – Здесь нет, не дам. А на речке по рублю штука.
… Суббота. Рабочий день заканчивается на два часа раньше. Так что в три часа дня можно и выходить на рыбалку. С удочками, вещмешками, с провизией, и обязательно с «горючим». Без которого, как сказал павел Петрухин на рыбалке делать нечего. Все бегут к машине. Народу много, а машина мала. Что делать?
Наконец решаем: кто не член рыболовной секции, тот не поедет. Но и это не помогло: таковых не оказалось! Секция-то растёт и уже насчитывает 60 человек! Рыбная ловля дело увлекательное. Стоило дважды фитинговцу Сергею Романову половить чужой удочкой и поймать полуторакилограммового леща, как он приобрёл хорошую снасть и не боится теперь надевать червя на крючок. И, конечно, в выходной день ищи его теперь у воды.
Наконец в кузов автомобиля влезли все и мы отправляемся на Упу. Косогорские рыболовы хорошо изучили эту реку. Они не раз уже бывали в Ярцево, в Веригине, Никольском, Селиванове, В Прокудине. В дождь приходилось и пешком ходить, и машину, вместе с шофёром, возить. Пднажмёшь дружно – и машина выскочит из грязи. Только Павел Петрухин имеет привычку лишь держаться за кузов, боясь запачкать рыбацкую гордость – меховую доху, с которой он не расстаётся даже в тридцатиградусную жару.
Приехали. Выбрали место. Закинули удочки. Через некоторое время взаимная проверка.
 – Поймал?
 – Нет…
 – Ловить уметь надо!
Василий Проничев поймал двух лещей и большого линя.
 – На что поймал?
 – Линька на живца, а лещей на сардельку,  – шутит он.
Некоторым не везёт . Но браконьерствовать нельзя. Не поймал на удочку. Так на «серебряный» крючок поймаешь , то есть, за деньги купишь. У тех, кто поймал. Зато отдых, так отдых! Ночь, вода, костёр, воздух. И рыбацкие побасенки, кто круглее соврёт. Вдруг затрещала катушка: «тр-р-р…». Сломя голову бежишь к удочке. Подсечка и пошли, ты снова к костру, а рыба в воду.
Но вот Петрухину повезло – лещ килограмма на два на крючке! А Володя Дзельзит спит непробудным сном. Да ещё кричит во сне: «Давай под сачёк!..». Наконец лещ в садке. В понедельник он будет весить уже три кило, а то и больше. А в к пятнице вырастет до пяти. Конечно, в рассказах его поймавшего.
Окончена осенняя рыбалка, когда на лягушонка «шёл» хороший голавль, когда просыпаясь на заре ты видел , что всё вокруг покрыто уже инеем, и тогда, размяв коченеющие суставы, ты бежал проверять донки. Пришла зима. И на Косой Горе нашлись любители подлёдного лова. Это Николаев, Волков, Некрасов, и другие. Пошли таскать из лунок окуней, плотвиц, ершей. Пусть всё больше будет на Косой Горе любителей рыбного спорта, приносящего людям здоровье.
«Ведь здоровья нет в продаже,
А на воздухе, в тиши,
Нам дают его ерши!

Значит, дело рыболовье
Сохраняет  нам здоровье,

Зачит,  вот чем хороши,
И плотвички, и ерши!
Владимир Дзельзит.
1957.    




 


Рецензии