Хабанера
Это так я выглядела внешне. А внутри у меня всегда звучала радостная нотка. Я почти всегда была в прекрасном расположении духа. А сила любви моя к детям была очень велика. В младших классах я дисциплину держала. На уроках была тишина. Каждая минута тратилась продуктивно.
- Я так соскучилась за вами со времени прошлого урока, что с трудом дождалась сегодняшнего дня! - говорила я свои четвероклассникам, и они сияли, улыбались, кивали мне своими головами.
- Уж не заболел ли кто-нибудь со времени нашей последней встречи?
- Нет, в классе все.
И начинался наш праздник. Это были и путешествия во времени, и строительство городка в уголке Сибири - острога, и урок в абсолютной темноте, когда на столике у доски стояло изображение иконы Владимирской Божьей Матери, а дети слушали рассказ о ней и совершали сквозное путешествие во времени. Обыкновенные уроки были для меня скучными.
Я с ними даже делала горшки глиняные прямо на уроке без гончарного круга, веревочным способом и обжигала их в школьной кочегарке. Мы анализировали русские сказки как исторический источник.
Детям казалось, что мои уроки - игра. А на самом деле я тихонько учила их составлять простой план текста, находить в нем главную мысль, рисовать с помощью условных знаков логическую схему любого текста. Дети овладевали понятийным материалом. Словарный запас их расширялся.
В старшем - восьмом классе я допустила ошибку. Я решила, что ребята - достаточно взрослые люди, и поэтому делать им замечания по поводу их неправильного поведения на уроках - просто неприлично. Я пришла на урок - изложить материал. Я выбрала форму подачи материала - лекционную. Они вроде бы должны слушать. Но если и не слушают - это их личное дело. И я стояла возле доски и заливалась соловьем. Сама себе задавала вопросы, сама на них отвечала. А в классе стоял гул от детских голосов. На меня мало кто обращал внимание.
- Слушайте её! Она чистую правду говорит! - произносил Толик Показиев, повернувшись в полуоборот к классу.
Дети смеялись. Легкомысленно смеялась и я!
Дело дошло до крайности. Дети поспорили на тему: "А можно ли вывести из себя хоть чем-то молодую учительницу?"
Вывести меня из себя решил Сайкин Лёня. И вот однажды на уроке он демонстративно достал пачку папирос, открыл её, вытащил папироску, постучал ей по парте, сунул себе в рот, чиркнул спичкой, прикурил и стал выпускать колечки дыма в мою сторону.
Он своего добился. Я из себя вышла. А был он мальчонка маленький. А я была девушка спортивная и крепкая. Говорят, что я подошла к нему, взяла его, курящего, вместе со стулом на руки и вынесла в школьный коридор. Там я его аккуратно поставила посередине коридора, стряхнула руки, как-будто прикоснулась в чему-то нечистому, и спокойно вернулась в класс. Внешне спокойно.
- Ну, кто ещё хочет следом отправиться? - почему-то шёпотом спросила я.
В классе стояла тишина.
В этой тишине я завершила урок.
В учительском общежитии в своей крошечной комнате я поплакала от души.
Никакие они не старшеклассники, такие же дети, как и все. Нужно перестроить преподавание и предъявлять им требования. Нет другого способа в обучении. Единственный способ - предъявлять разумные требования.
Я никому не пожаловалась на выходку Сайкина и наивно думала, что об этой истории никто в школе и не узнает никогда.
Как же, не узнает! Каждый ребенок дома рассказал о том, что произошло у них в классе на уроке.
Многие матери воспылали гневом и на утренней дойке высказали бедной матери Лени все, что они думали про её сына.
Они все успели полюбить меня вслед за своими детьми.
- Такую учительницу обижать грех! Она ведь вся, как солнышко. На уроках истории они даже поют старинные русские песни! Каждый урок - праздник.
На следующий урок Сайкин пришел притихший совершенно. Он сидел за партой и ждал, что я начну его ругать.
Я не стала.
Перед Новым годом в школе был педагогический совет по итогам второй четверти.
Директор школы неожиданно похвалил меня.
- Вот. Учитесь у молодого педагога. Наладила она дисциплину в восьмом классе. И помощи ни у кого не просила.
Мудрый, пожилой директор школы улыбнулся лукаво.
И я вспомнила, как однажды шла на урок по широкому школьному коридору, пританцовывала и пела негромко: "У любви, как у пташки крылья!" Я всему миру демонстрировала своё прекрасное настроение. При этом я еще и вырабатывала неповторимую походку. Помня, что настоящая девушка должна ходить плавно, я несла классный журнал на голове и держала баланс.
Директор школы вышел из своего кабинета неожиданно, я сильно смутилась. А он только укоризненно покачал головой и широко улыбнулся.
Какое счастье - любить дело, которому ты служишь. "Но крыльев ей вам не связать!" Тарам-там-там!
Свидетельство о публикации №215120600393
Спасибо очень большое за отзыв! Добра!
Валентина Телухова 28.03.2016 04:02 Заявить о нарушении