Время смыслов. Глава вторая
2. От разрушенных дворцов Микенской Греции до осажденного ассирийцами Иерусалима, до позднереспубликанского и позднеимперского Рима с его самодовлеющей сенаторской аристократией, до аббасидского Халифата в 10 веке, до Китая времен конца династии Минг, до позднемугальской империи в Индии, до конца 19-начала 20 века в Британской, Российской, Германской и Австро-Венгерской империях.
3. Лучше всех,с ему одному присущей смесью умудренной ироничности и до наивности откровенного цинизма,эту ситуацию описал знаменитый английский экономист Джон Майнард Кейнс во второй главе своей небольшой книжки Экономические последствия мира (1919),посвященной критике Версальского мирного договора:
Что за чрезвычайный эпизод в экономическом прогрессе человека была эта эпоха, которая закончилась в августе 1914 г.! Правда большая часть населения занималась тяжелым трудом, и ее благосостояние было на сравнительно низком уровне,но она была, насколько по крайней мере, можно было судить по поверхности,в разумной степени довольна своим жребием.
Но для любого человека с характером и способностями,превышавшими средние,возможен был выход в средние и высшие классы, для которых жизнь по низкой цене и без всяких
хлопот открывала удобства,роскошь и возможности наслаждения,превышающие те которые были доступны самым богатым и могущественным монархам других эпох. Обитатель Лондона мог по телефону,прихлебывая в кровати утренний чай,заказать разнообразные продукты со всей планеты,в том количестве,какое он считал удобным. Он мог рационально ожидать их ранней доставки на его порог.Он мог в ту же минуту и таким же способом вложить свое богатство в естественные ресурсы и предприятия в любой точке земного шара...Он мог,если хотел,обеспечить себе дешевые и удобные средства передвижения в любую страну или климат без паспорта и прочих формальностей.Он мог отправить своего слугу в соседний офис банка за тем количеством драг. металлов, какое было ему удобно и мог потом отправиться в другие страны,не зная их религии,языка или обычаев,храня при этом при себе богатство в монетарной форме.Он был бы очень удивлен и недоволен малейшим вмешательством. И что важнее всего,он считал это положение вещей нормальным,несомненным и неизменным (кроме как в направлении улучшения)и всякое отклонение от него возмутительным,ненормальным и подлежащим устранению.
Проекты и политика милитаризма и империализма,расового и культурного соперничества,монополий,ограничений и исключений,которой было суждено сыграть роль змея в этом раю,была для него не более чем развлечением в ежедневной газете,и,казалось,совсем не влияла на обычное течение социальной и экономической жизни,интернационализация которой на практике была почти полной (конец цитаты Keynes 1919, 11-12)
4. Давайте теперь посмотрим,каким образом мы можем представить на нашей схеме то положение вещей,которое описывает Кейнс.Для этого в дополнение к уже названным линиям нам придется по мере необходимости вводить новые линии и новые понятия.
Первое,что бросается в глаза в этом отрывке это уже упомянутое выше отсутствие связи между общим и отдельным:для Кейнса существуют с одной стороны желания и прихоти отдельной личности, его героя,а с другой стороны общая безличная власть денег обладание которыми позволяет герою удовлетворять свои желания. Общее и отдельное таким образом стыкуются без всякого опосредования обществом,культурой и т.п.
Единственное,что в какой то мере ограничивает желания героя это рациональная возможность их реализации.Но эта рациональность чисто инструментальная,речь не идет о связи желаний с Добром, Красотой или Истиной/Справедливостью,а только об их осуществимости,возможности их эффективного исполнения,какими бы они ни были. Иными словами герой отрывка соприкасается с сигнификативной линией АВ только там, где она пересекается с центральной вертикальной инструментальной линией FH,т.е. в точке F, связанной с контекстным полем субъекта власти.
5.Власть F в данном случае это власть денег Н, она соответствует центральной вертикальной линии FH. Поскольку речь идет о личности С мы имеем дело с треугольником FHC. Полувертикальную линию СF,соединяющую индивидуальную личность с субьектом власти,мы называем диссоциативной линией CF. Обратим внимание,что она расходится с диагональной нормативной линией CA. Это расхождение отражает то,что индивиды, ориентированные на властную (административную,деловую,политическую)карьеру вынуждены постоянно отходить от нормативных принципов,ради накопления односторонних преимуществ,связанных с причастностью к власти.
Кроме того диссоциативная линия выражает разрыв старых социальных связей и образование новых, тот самый выход из низов в элиту,о котором пишет Кейнс в этом отрывке. Треугольник CFH таким образом представляет собой определенный тип идентичности,ее специфическую разновидность, которую мы в дальнейшем будем называть хрематономикой (та хремата по древнегречески означает богатство)
6. Но это не единственный тип идентичности,который так или иначе явно присутствует или подразумевается в отрывке Кейнса. Как мы увидим ниже,используя нашу матрицу,мы можем выявить присутствие по меньшей мере еще трех типов идентичности,каждый из которых соответствует определенным отношениям между обозначенными буквами
контекстными узлами (контекстными полями).
7. Какую роль играют в вышеприведенном отрывке те страны и народы, куда отправляется лондонский турист или куда он думает вложить деньги? Очевидно, что эти "они", "иные" интересуют его только в качестве поставщиков нужных ему продуктов, обьектов для туристского любопытства (столь популярные в начале 20 века человеческие зоопарки, куда европейцы свозили представителей не белых рас)и возможно объекты для доходных инвестиций. Ни язык, ни религия, ни обычаи этих народов его нисколько не занимают,о чем ясно пишет Кейнс.
8. Таким образом в наше схеме положение "иных" в данном случае лучше всего выражается супплементальной/снабжающей линией ЕН,которая представляет собой одну из угловых диагоналей и соединяет ценности Н с "иными" Е. В точке Н продукты, услуги и ценности,доставленные другими обмениваются на деньги лондонского туриста.
9. Для такого снабжающего отношения необходима определенная договоренность между туристом и "иными", или теми лицами, которые их представляют, например их местными работодателями, колониальными чиновниками и т.п. Этот факт договоренности в нашей схеме соответствует рекогнитивной линии ВЕ, соединяющей "иных" Е с формами В. Почему с формами? Как член элиты наш турист отождествляет себе с высшей,"прекрасной" расовой и социальной группой. Это чувство расового и социального превосходства, непосредственно выражается дифференциальной линией ВН,соединяющей идеальные "прекрасные" формы В и ценности Н. Таким образом мы выявили второй тип идентичности, представленный треугольником ВЕН. Этот тип идентичности мы назовем хреономикой от греческого хрейа, что значит нужда. Чужие народы интересуют лондонского туриста только в той мере в какой они удовлетворяют его нужды и потребности. Давайте же теперь посмотрим на эту ситуацию в более широком историческом контексте, отражающем положение этих народов в системе Британского имперского господства. Лучшим примером здесь может быть самая большая колония Великобритании Индия конца 19-начала 20 века,то есть той эпохи, о которой пишет Кейнс. Что касается других еще не раскрытых типов идентичности о присутствии которых я писал выше, мы можем лучше понять их после конкретного знакомства с колониальной реальностью.
Конец второй главы. Продолжение будет в новом файле.
Свидетельство о публикации №215120600403