Полтергейст

Хочу сделать вам сегодня признание в том, что в жизни своей и в окружающем мире терпеть не могу многого, но прежде всего – лишних слов, особенно когда их смысл непонятен, а сами они произносятся чересчур громко. Короче говоря, пустой звук на пустом месте. Как назвать такое явление? Для него есть громкое и непонятное обозначение – полтергейст. Наверняка вы не раз его слышали (я имею в виду это слово, а не – Боже упаси! – сам полтергейст). Наконец-то пришло время выкорчевать его с корнем. Попробуем это сделать.

Нет, не поддается. Крепко засело. Сразу чувствуется – не наша топорная работа, а зарубежное прочное изделие. И точно – корень оказывается западным, немецким, да еще и не один, а целых два: глагол poltern, что по-нашему означает катиться с шумом, грохотать, перемещаться громоздко и громоподобно, и существительное Geist, переводящееся как дух, привидение, призрак.

У немцев полтергейст – шумное привидение, шалун-домовой, тревожащий в неурочный час покой жильцов, а у нас в роли полтергейста выступает целый город, надсадный шум и гул которого преследует на каждом шагу и не затихает ни на минуту. Куда тут немцам угнаться за нами, когда мы даже немецкую технику – автомобильную, телефонную, электро-бытовую – превратили в настоящий полтергейст. Представляете, с каким грохотом несется по гулким и пустым улицам ночного города немецкий автомобиль с мощным мотором, а с салоне этого гоночного агрегата немецкий же мобильный телефон тщетно пытается перекрыть истошное завывание врубленной на всю мощь автомагнитолы и колонок? И, что всего печальнее, это вовсе не призрак и не кошмар из ночных снов, а самая что ни на есть обычная явь – наш тинейджер-стритрейсер, до бровей нагрузившись немецким пивом «Туборг», мчится на гоночный заезд. Вот за что я так не люблю громкие иностранные слова и нашу безбашенную и еще более шумную молодежь.

Однако если бы явления полтергейста ограничивались только ими!.. Увы, увы – формы и виды нашего доморощенного российского городского полтергейста настолько многообразны, что невозможно изобразить их иначе как в стихах – для краткости. Пусть же хоть для виршеплетства будет какая-то польза от всей этой бесчисленной полтергейстской чертовщины. Иными словами, вашему вниманию предлагается обобщенный поэтический портрет современного полтергейста. Прошу любить и жаловать, раз уж нельзя убить и сжевать. Раз, два, три – поехали!               

Хочешь – плачь, а хочешь – смейся,
Но такая уж беда:
От напастей полтергейста
Нам не деться никуда.

Тут виной не привиденье
Или домовой какой, –
Просто всюду, без стесненья
Шум и грохот день-деньской.

Крохотный источник звука
Плейров и магнитол:
По размерам – меньше духа,
Но по мощи – превзошел.

Через стенку от соседей
Слышно всё, что в доме есть.
То ли радио там бредит,
То ль резвится полтергейст.

Дух и звук – они бесплотны,
Но когда так близко, тут,
День-деньской, – кого угодно
Невзначай с ума сведут.

Или едешь на маршрутке –
До чего же шумный рейс!
Из кабины с силой жуткой
Раздается полтергейст.

До конца поездки нудно
Погружен салон в шансон.
Пассажир ежеминутно
Оглушен и отуплен. 

От мобильных телефонов
И мелодий чумовых
Нет для слуха обороны –
Не укроешься от них.

SMS-ками всё чаще
Задрожит мобильник весь
В самый миг неподходящий, – 
Вот уж чистый полтергейст!

Телевизор часом включишь:
Осторожней надо здесь,
А не то как раз получишь
Сумасшедший полтергейст.

На эстраду не надейся –
Там, теряя голоса,
Наподобье полтергейста
Надрывается попса.

Бесталанны и безлики,
Но зато кураж и спесь!
Как услышишь эти крики,
Сразу вспомнишь полтергейст.

В ореоле сплетен, слухов
И скандалов, может быть,
Как тут этих  шумных духов
На дух не переносить?

С интернетом Билла Гейтса
Всякий безотвязный спам
В скверной роли полтергейста
По модему входит к нам.

Текст, рисунок, фотоснимок,
Всё – с коммерческим душком,
От каких-то невидимок
Получаем прямиком.

Видно, век такой уж вышел,
Сколько у него причуд.
Чуть расслабимся в затишье –
Полтергейст уж тут как тут.

Утомил я вас, похоже.
Всё, молчу. Пора знать честь,
Чтоб программа эта тоже
Не была, как полтергейст. 

Середина 2000-х гг.
      
    


Рецензии