Репертуар
А вот то, что мир – это театр… С этим трудновато согласиться. Если уж на то пошло, то мир можно скорее уподобить какому-нибудь ночному клубу, молодежной тусовке, полупритону-полумалине, а то и попросту исконному русскому кабаку, особенно если учесть, какое неприглядное обличье стало всё чаще принимать современное театральное искусство. Какой уж тут храм искусства при подобном хламе репертуара!.. Откуда только берутся эти бесчисленные, бесконечные и бессвязные похмельные вариации на мотивы мировой театральной классики? Ну как не стыдно выворачивать наизнанку всем известные тексты и беззастенчиво кривляться на сцене, пародируя образы благородных героев прошлых, гораздо более цивилизованных и культурных времен? Что это за хипповатый Гамлет с косячком марихуаны, что за Офелия с панели, что за Чацкий в драных джинсах и Фамусов в кителе отставного генерала КГБ? Какое отношение этот низкопробный маскарад имеет к благородному искусству, дошедшему до наших дней из глубины тысячелетий?
К великому сожалению, приходится признать, что главной причиной нынешнего кризиса театра, помимо падения общего уровня культуры в обществе, является, скорее всего, чересчур буквальное понимание многими режиссерами самой сути слова «репертуар». Да, если обратиться к корням этого слова, то там действительно присутствует античная латынь – глагол reperio, переводящийся как отыскиваю, нахожу, придумываю. Видимо, иные наши режиссеры видят в своих вывертах и ухищрениях творческие поиски, художественные находки. Ну что ж, как говорится: блажен, кто верует. Однако при этом надо знать, где именно искать, а самое главное – иметь четкое представление о том, что является объектом поисков. Далеко не всякому повезет, как петуху из басни Крылова, разгребая навозную кучу, найти в ней жемчужное зерно. Увы! Количество таких куч лишь увеличивается, а улов жемчуга что-то вовсе не возрастает. В итоге получаем на сцене гремучую смесь КВНа с кордебалетом.
Жаль, очень жаль. Нет, такой театр нам не нужен! А виновата во всем, как всегда, проклятая политика, только на сей раз – политика репертуарная. Вот о ней и скажем в завершение пару ласковых...
Мир театральный очень стар,
Театров множество начтется.
Однако их репертуар –
Ну впрямь: откуда что берется?
Какой шедевр! Какой кошмар…
Когда не могут отыскать
Хороших современных пьесок,
То классику спешат сыграть
На диалекте SMS-ок,
Понятьям публики под стать.
Театр не вылетит в трубу,
На фарсы зал битком набьется,
Но классик десять раз в гробу
От ярости перевернется
И проклянет свою судьбу,
Увидев новый эталон
Для Гамлетов и прочих принцев:
Таскать по сцене саксофон
И щеголять в линялых джинсах.
Все роли – на один фасон.
Конечно, изменился мир,
И дело не в стереотипе,
Но ведь изображал Шекспир
Совсем не панков и не хиппи,
И высший сорт ведь не сортир!..
Так выискан репертуар,
Что непонятно будет скоро,
Виной тут что: хмельной угар
Артистов вкупе с режиссером
Иль антрепризный гонорар?
У нас (чего таить греха)
Подчас зовут репертуарной
Ту пьесу, что совсем плоха,
Бездарна и насквозь бульварна,
А весь сюжет – хи-хи, ха-ха.
Мура проходит на ура
И с пошлостью составит пару.
Давно бы приискать пора
Замену их репертуару.
Где ж вы, театра мастера?
Явите свой талант и дар,
Направьте в творческое русло
Неугомонный зуд и жар,
Внесите честный вклад в искусство,
Чтоб людям не было так грустно
За ваш смешной репертуар.
Середина 2000-х гг.
Свидетельство о публикации №215120600443