Фанатизм
Впрочем, святыни бывают очень даже разными, и служение далеко не каждой из них приводит людей к духовному просветлению. Иногда такое кумиротворение способно превратить человека в слепого фанатика какой-либо идеи или, чаще бывает, закоснелой догмы, проповедуемой неким непререкаемым и непреклонным авторитетом, ни во что не ставящим отдельную человеческую жизнь, беспощадно требуя принести ее в жертву абстрактной коллективной пользе своих адептов, последователей и верных служителей.
Помимо фанатизма политического или религиозного немало опасностей таит и фанатизм, порожденный массовой культурой или спортом. Всем известно, какие неистовые дебоши готовы учинить нетрезвые фанаты на радостях от победы своей любимой команды или, наоборот, в ярости из-за ее поражения. Чересчур разгоряченные пивом шальные головы нередко приходится освежать полицейскими водометами, а опустошенные бутылки фанатов ожесточенно скрещиваются с резиновыми дубинками стражей порядка. Конечно, это зрелище затмевает даже самые яркие эпизоды только что закончившегося матча, но вряд ли оно имеет какое-либо отношение к настоящему спорту с его гуманистическими заветами и старинными культурными традициями.
Наконец, существует не менее шумная, но зато гораздо более безобидная категория кумиропоклонников – фэны, исправно устраивающие эффектное звуковое сопровождение концертных выступлений своих обожаемых шоу-звезд. И опять-таки – за дикарскими танцами в зале наблюдать бывает куда интереснее, чем за ленивыми телодвижениями безголосой эстрадной звезды, кривляющейся на сцене под откровенную «фанеру», но отношение к искусству всё это имеет точно такое же, как потасовки футбольных фанатов с полицией к спорту. Одним словом, искажение, профанация, оскорбление святыни, а не служение ей – вот что представляет собой фанатизм в любой его разновидности.
На этом примере мы можем со всей наглядностью видеть, как слово оторвалось от своих корней и практически полностью поменяло свой смысл. А ведь изначально в основе слова «фанатизм» лежал латинский корень fanum, означавший святыню, святилище, храм. Однако постепенно поведение поклонников этих святынь, да и служителей храмов тоже, становилось слишком уж беспокойным, экзальтированным, что дало повод для закрепления за ним латинского эпитета fanaticus, прошедшего все градации, точнее – деградацию: от вдохновенного свыше, исступленного до неистового и наконец просто-напросто безумного. Так ложное кумирослужение само вынесло себе приговор.
В наши дни проявления всяческого фанатизма стали излюбленной темой падкой до скандалов и курьезов журналистики во всём мире. Практически ни один спортивный матч, ни один молодежный концерт не обходится без выходок беснующихся фанатов и фэнов. Об оглушительных деяниях фанатиков-террористов говорить было бы излишне – они именно этого и добиваются, поэтому не станем им подыгрывать. Лучше попытаемся хоть немножко образумить тех, кто еще не окончательно оглох к голосу разума и кого можно все-таки вернуть со скользкой дорожки фанатизма на трудный, но жизненно необходимый путь к храму, в котором осуществлялось бы служение не каким-то внешним, чуждым кумирам, а истинной и вечной святыне человеческой души. Пусть поэзия поможет нам в этом возвращении.
Часто в людях – ничего святого,
Храм души, как говорится, пуст,
И нельзя добиться никакого
Проявленья благородных чувств.
Что есть сил гонясь за чистоганом,
Сердце подменятся карманом.
Так самодовольно входит в жизнь
Мелкобуржуазный фанатизм.
Но бывает и еще похлеще:
Вместо идеалов доброты
Идол воцаряется зловещий
Гнева, нетерпимости, вражды.
По веленью догм тогда готовы
Бомбой в клочья разорвать любого.
Слабо утешает средь тоски,
Что и сам фанатик – на куски.
Убежденья – наших взглядов призма.
Только ведь известно с давних пор:
Крайние воззренья фанатизма
Искажают, ослепляют взор.
Ненависть всегда недальновидна
И не отличит людей от быдла.
Фанатизм бесплоден и упрям,
Храмы превращает в мертвый хлам.
Есть и категория – фанаты,
Криком оглушающие мир.
Этим не само искусство свято,
А конкретный маленький кумир.
В музыке и спорте в разных странах
Большинство фанатов – хулиганы:
Обкурившись и упившись вдрызг,
Буйствует командный фанатизм.
Всем таким фанатам или фэнам
Проще разрушать, чем созидать.
Ничего, что можно звать священным,
От нетрезвых толп не стоит ждать.
Мало тут причин для оптимизма
При сплошном разгуле фанатизма.
Что поделать? Значит, надо нам
Строить и беречь самим свой храм.
Середина 2000-х гг.
Свидетельство о публикации №215120600466