Хрестоматия

Позвольте полюбопытствовать: что вы сейчас читаете? Вопрос этот отнюдь не праздный, ведь хорошее чтение ограждает нас от неприглядной жизни. Когда окружающее таково, что просто глаза бы на него не смотрели, тут-то как раз можно перевести взгляд на книгу, авось и полегчает маленько. И хоть я понимаю, что в наше время лучшая книга – это банковская сберкнижка, но, по старой привычке, еще иногда пробегаю глазами по книжным корешкам.

И знаете ли, какую закономерность я заметил? Чем быстрее прочитываешь книгу, то есть чем меньше затрачиваешь на нее личного времени, тем большую пользу это приносит и даже тем более удовольствие доставляет. Вот почему я не пишу длинных романов, а предпочитаю лаконичные афоризмы.

Кстати, о романах. Помню, когда-то давно, в дни наивной студенческой юности, мог у меня завязаться один любовный романчик, но проклятая страсть к чтению всё испортила.

Дело было так. Ехал я по городу в автобусе и от нечего делать приглядывался к симпатичным пассажиркам. Вдруг вижу прекрасную незнакомку, увлеченную чтением. Я сразу ободрился: ого, похоже, у меня есть шанс, ведь я как-никак – книжный человек. Наклонился я над плечом красавицы и заглянул в ее книгу, чтобы узнать, что именно она читает. Вы не поверите, но это действительно была «Война и мир» Льва Толстого. Фантастика! Читать Толстого – в городском автобусе! Вот это встреча! Таким знакомством нельзя пренебрегать. Я уж начал лихорадочно обдумывать, как бы половчее предложить незнакомке увлекательное занятие чтением вдвоем, в более располагающей к этому делу обстановке, но тут (о, роковое невезение!) я к ужасу своему заметил, что роман Толстого, который она сосредоточенно читала, какой-то странный: уж больно там короткие главы, всего по одному-два абзаца. И это у Толстого, который, как известно, славился тем, что способен был сочинить одну фразу чуть не на полторы страницы.
 
Нет, тут что-то не так: дело, похоже, нечисто. Я вгляделся в ее книгу повнимательнее – и представьте мое разочарование, когда я убедился, что это была «Война и мир» в кратком изложении для абитуриентов вузов. О, нет, подумал я, такой футбол нам не нужен, – ведь вся прелесть любого романа именно в длинной прелюдии, в неторопливом рассматривании деталей, в увлеченном смаковании подробностей, а тут что? Не успеешь и вчитаться, как книга уже кончена и пора приниматься за другую. Нет, подумал я, такое непостоянство в чтении не по мне – и с гордым видом отошел от незнакомки, так и несостоявшийся роман с которой оказался даже еще короче, чем роман Толстого в кратком изложении. Хорошо, что я вовремя заметил подвох. Все-таки правду говорят, что лучшее средство от любви с первого взгляда – внимательнее посмотреть во второй.

Вот оно как бывает. Тогда я гордился собой, а сейчас – жалею. Да, да, только сейчас, когда я стал уже настолько стар, что юные красавицы сами уступают мне место в автобусе, я наконец-то понял, что зря забраковал читательницу. Ведь у нее была не просто книга, а суперкнига, то есть хрестоматия. Знаете ли вы такое слово и догадываетесь ли о его значении? Вряд ли. Небось, еще со школы в вас укоренилось предубеждение, что хрестоматия – это пособие для лентяев, не способных и не желающих осилить произведение целиком. Я грешным делом тоже раньше так думал, но теперь покопался в корнях этого слова – и знаете ли, что обнаружил? Два чудесных греческих слова: chrestos – что означает полезный, образцовый, отличный, и matos, то есть знание, наука, ценная информация. А буквально получается – лучшие знания в самой удобной форме.

Так-то! На то она и Греция – ведь недаром сказано у классика, что в Греции всё есть. О, если бы я вовремя об этом вспомнил! Но теперь делать нечего – поезд, то бишь автобус, уже ушел, и в одиночестве на пустой остановке мне остается только отводить душу в бесплодных сожалениях да желчных виршах, вроде тех, что предлагаю вам прослушать. Надеюсь, они когда-нибудь станут хрестоматийно известными и я благодаря им получу возможность вдоволь читать их всем, кому захочу. Итак, с Богом!

Кто удобства и выгоду ловит повсюду,
Кто не любит читать многотомные груды,
Кто зубрежку отнюдь не считает за честь, –
Предложить ему можно не способ, а чудо:
Всё узнать и освоить нисколько не трудно –
Для ленивых чтецов хрестоматия есть.

Вот уж книга из книг! Просто – чтиво на славу!
Все мы страстно и пламенно любим халяву,
Нужно нам поскорей и побольше всего.
Значит, книга для нас и назначена лично,
Образцовые знания даст на отлично:
Так нам слово сулит, смысл буквальный его.

И не важно, что в книге одни лишь отрывки –
Снимем пенку, получатся общества сливки.
Мы хватаем верхушки, чтоб быть на виду.
Наши книжные полки пестрят корешками.
Мы заглавия знаем – и смело понтами
Пыль всем пустим в глаза, без привычки к труду!

Путь кратчайший – всё вкратце пройти, как по нотам.
От поверхностных знаний восходим к высотам
Кабинетов, постов, а дипломы – не в счет.
Любим быстрый успех. Только, может быть, хватит
Скороспелых дельцов и чтецов хрестоматий?
Как бы с книгой такой не попасть в переплет.

Бизнесмены, чинуши, политики наши –
С отделений заочных, со справкой бумажной,
Заменяющей знания, опыт, талант.
Столько бед натворили, с лихвой накутили
И ошибок наделали хрестоматийных,
Что задать бы пора им хороший диктант.
А чтоб кодекс законов читали и чтили,
Посадить бы их всех… за большой фолиант.

Середина 2000-х гг.


Рецензии