Аллюзии и коллизии

В дальнем углу рынка небольшого провинциального городка стоит ничем не примечательный одноэтажный домик. Узкие окна в готическом стиле выходят на крытую галерею. Магазин "Бытовая алхимия" значится на вывеске, и буквы на этой вывеске тоже готические, мрачные, средневековые.
     Хозяин заведения аль Малик ибн Хусейн слывёт алхимиком, но, несмотря на арабское имя, носит почему-то фригийский колпак. Длинная серая борода аль Малика походит на паклю, и даже зёрнышки конопли просматриваются в волосах.
     Окружающие называют алхимика Аликом Маликовым.
     "Али-Мали, а ну не шали!" – кричат ему вслед окрестные ребятишки.
     Он и не шалит.
     Серьёзный человек этот аль Малик, и заведение у него солидное – в нём случайных посетителей не бывает. Люди - важные, денежные. Впрочем, иногда попадаются зеваки, клюнувшие на завлекательную вывеску стародавнего свойства. Вот и сегодня один из таких пожаловал к магазину.
     Стоит… –
     смотрит…
     Долго стоит, долго смотрит, разве что в носу не ковыряет. Ироническая улыбка гуляет по лицу – сама по себе, как заблудшая кошка…
     Наконец, решившись, толкает дверь… -
     медный колокольчик звякает над головой…
     Входит…
     В помещении никого, и только в дальнем углу, у кассы, хозяин заведения и покупатель невразумительной внешности, видимо из числа постоянных клиентов, тихо, как заговорщики, ведут неспешную беседу.
     - Порошок проекции, - говорит аль Малик покупателю, - туго заверните в бумагу, потом закатайте в воск в виде небольшого шарика и поместите в тигель, содержащий смесь свинца и ртути. Раздуйте огонь, достаточный, чтобы расплавить эту смесь, после чего, сняв тигель с огня, остудите – и вы увидите металлическую массу, окрашенную в разные цвета…
     Любопытствующий субъект оглядывается по сторонам…
     Над дверью, чуть выше колокольчика, он видит гипсовую змею, кусающую себя за хвост, - нетленный символ незабвенной алхимии.
     Шелестят голоса в дальнем углу зала.
     - Трансмутация действительно может быть не только физической, но и ментальной, - говорит аль Малик.
     - И даже сентиментальной, - добавляет посетитель, похожий на постоянного клиента. - Странно, - говорит он чуть позже, - но в таблице Менделеева нет философского камня. А ведь был – я точно это помню.
     Об аллюзиях и коллизиях говорят они, о должном образом приготовленном антимонии…
     Картины и плакаты украшают стены магазина. Одна из картин привлекает внимание субъекта. "Жаренный Гус" называется она, и изображена на ней казнь знаменитого чешского бузотёра.
     - Однако, - говорит, улыбаясь, субъект, - однако…
     И продвигается далее – к ещё одной картине, на которой бурлит взбудораженный космос, и дыбом встают созвездия зодиакальные и не очень, и просто звёзды - сверхновые, сверхстарые, разные…
     Тут же под картиной, на ватмане, плакатными перьями перечислены сочетания алхимического и астрологического соответствия: золото - Солнце, серебро - Луна, ртуть - Меркурий, свинец - Сатурн, олово - Юпитер, железо - Марс, медь - Венера.
     Ангелы, архангелы, херувимы и серафимы смотрят на посетителей со старинных гравюр. Смотрят строго, словно подозревая в чём-то нечестивом.
     Плакат советских забойных времён висит на противоположной стене. Краснопёрый забияка привычно тычет пальцем в наших современников и грозно вопрошает: "А ты записался в адепты?"
     И чего только нет в магазине: и циркули, и глобус на изящной подставке, и толстые манускрипты с ломким пергаментом в виде страниц, и керамические колбы, и стеклянные реторты, и перегонные аппараты. Тигли в форме креста, щипцы, кочерга, молотки, меха для раздувания огня в алхимической печи атанор…
     Фолианты в переплете из свиной кожи с застежками разложены на полках. И черепа: конские, кошачьи, человечьи…
     На каждой полочке – по черепу…
     Майская роса в прозрачном пузырьке. "Шанель № 5" значится на этикетке - воистину: не верь глазам своим…
     И он не верит.
     Кровь младенцев в литровых склянках, кровь, которая почему-то не сворачивается – лейкоз, да и только…
     - Ничего стоящего, ничего значащего - сплошная фикция, - негромко, себе под нос произносит любопытствующий субъект…
     И прислушивается к разговору. А, кроме него, внимает неспешной беседе ещё один посетитель, стремительно вошедший в зал под алхимический звон колокольчика.
     - О, блаженное первозданное состояние материи! – говорит между тем аль Малик ("О!" - это его любимое восклицание). - О, ритмы природы! О, времена года! О, расположение планет! и извечные межпланетные магнетизмы! О, озарение!  О, аскеза!..
     - Полкило философского камня, пожалуйста, - перебивает его излияния покупатель № 3. - И без озарений, если можно, - добавляет он сухо. – "Что? – не понимает с разбега аль Малик, но потом, видимо, разобравшись с вопросом, требует пояснения: - Вам в каком виде философский камень – в виде порошка, полужидкой субстанции или в твёрдом виде?"
     - А какая разница? – растерянно спрашивает покупатель, мгновенно растеряв весь свой аристократический апломб. – Я, вообще-то, новичок в этом деле и потому, уж будьте любезны, разъясните цель подобного разнообразия.
     - Полужидкая субстанция в виде взвеси быстро кристаллизуется как в реторте, так и в тигле, - с показным равнодушием излагает обидчивый аль Малик. - Проще всего эту своеобразную суспензию превратить в эликсир, обладающий чудодейственными лечебными свойствами.
     В твёрдом состоянии философский камень имеет, как правило, форму многогранника. Смотрите…
     И он достаёт из ящика коробочку с россыпью мелких камушков, которые излучают то ослепительно белый свет, то ярко-красный, то весёлую гамму разнообразных оттенков.
    - Нюхайте, - просит он посетителя. Тот наклоняется и громко, не стесняясь, втягивает в ноздри воздух. – Чем пахнет?
     - Морем, - говорит дилетант.
     - Точно! – восклицает аль Малик. – Морем и пляжем, на котором лежат голые адепты, адепицы и симпатичные адепчики – имя им легион… А теперь дайте руку…
     Дилетант послушно протягивает длань, и аль Малик осторожно кладёт на его ладонь крошечный кусочек философского камня, и тот исчезает. Был - и, вдруг, –
     нету…
     - Оп! – говорит аль Малик и мигом смахивает с ладони всё тот же самый многогранник. - Философский камень, если положить его на ладонь, становится невидимым, - поясняет он.
     - Ну, надо же, - говорит поражённый увиденным (и не увиденным) покупатель. – Ну, надо же…
     - Порошковая форма тоже имеет разные цвета, - продолжает разъяснительную беседу продавец. – Белый порошок способен превращать падшие металлы – свинец, например, - в серебро, красный порошок – в золото. Гран порошка красного цвета может превратить в золото тридцатикратно большее по весу количество свинца. Были случаи, золота получали в сотню раз большее, чем самого порошка, и даже в тысячу. Всё зависит от чистоты опыта…
     А ещё у нас имеются философские яйца по тысяче рублей десяток - из обожженной глины и по десять тысяч - из хрусталя… Вот, смотрите, целое лукошко…
     Так что выбирайте то, что вам надобно – у нас в наличие любые виды философских изделий.
      - Ой, - говорит растерянно покупатель, - я уже и не знаю на чём остановить свой выбор… Скажите, а гомункулы у вас есть? я бы взял – парочку.
     - Увы, все гомункулы проданы. Заходите завтра – должны подвести. А, впрочем, есть засушенные – хотите?
     - Нет уж, увольте, засушенные гомункулы мне ни к чему.
     - Ну и зря. Великолепные экземпляры - их ещё Парацельс засушивал…
     - Парацельс? А кто такой Парацельс?
     - Да, дорогой, вы действительно дилетант… - говорит аль Малик, лезет под прилавок и вынимает из-под полы брошюру. "Алхимия – это просто" – значится на обложке. - Тут всё – и о кальцинации, и о сублимации, дистилляции, коагуляции, фиксации, ну и, конечно же, о Парацельсе. Вникайте, соображайте, пробуйте – Бог в помощь.
     - Спасибо, - с чувством говорит посетитель и, отойдя в сторонку, начинает листать книжицу.
     - Слушаю вас, - обращается аль Малик к мужчине  невразумительной внешности. – Так на чём мы остановились?
     - Если уж речь зашла о Парацельсе, - отвечает ему собеседник, - то меня интересует набалдашник его шпаги.
     - Увы, - отвечает продавец, - это такая редкость, что я его никогда в глаза не видел, даже на фотографии.
     - А сколько он может стоить?
     - Дорого. Очень дорого.
     - Ну, сколько? Хотя бы примерно?
     - Думаю не менее миллиона. А зачем вам этот набалдашник?
     - Надо… - уклончиво отвечает проситель. – А есть ли у вас в наличии что-либо иное столь же значительное?
     - Есть волшебное кольцо царя Соломона, тоже, кстати, не дешёвая штука.
     - И чем оно замечательно?
     - Кольцо представляет его владельцу возможность отдыхать от повседневных забот…
     - Ну, я и без кольца не очень-то загружен.
     - А ещё оно позволяет путешествовать через любые небесные сферы. – "Как это?" – А вы купите – и узнаете! Недавно один из моих клиентов приобрёл это кольцо за баснословные деньги, а спустя несколько месяцев вернул. Я, говорит, потерял чувство реальности, получив взамен фантастическое чувство собственного достоинства, справиться с которым не имею ни сил, ни возможности. Заберите, говорит, его обратно, а иначе я с собой что-нибудь сотворю – здесь или на какой иной виртуальной планете…
     Так что можете воспользоваться моментом и начать жизнь, для которой не существуют физические пределы пространства и времени.
     - А что – я, пожалуй, воспользуюсь вашим предложением. И сколько стоит это удовольствие?
     Аль Малик берёт калькулятор и быстрым движением пальцев набирает на нём искомую сумму.
     - Как с вами рассчитаться? – спрашивает клиент.
     - Да как вам угодно! Не думаю, правда, что у вас в наличии необходимый кэш.
     - Это точно, - соглашается покупатель. – Прибегнем к помощи кредитной карточки.
     Через некоторое время, кланяясь и говоря: "Спасибо, спасибо", он покидает магазин.
     - Слушаю вас, - обращается аль Малик к любопытствующему субъекту.
     - Что бы купить такое-эдакое? – спрашивает тот. - Скажите, красная ртуть у вас есть?
     - Красная ртуть проходит по другому ведомству.
     - В смысле?
     - Красная ртуть – производное современной науки. К алхимическому ряду она не имеет никакого отношения.
     - Жаль, - говорит покупатель, - очень жаль, а я надеялся… В классической химии я разочаровался, до этой, видимо, не дорос…
     - Могу предложить вашему вниманию "Немую книгу" французского алхимика де Мареца, в которой он посредством символических фигур изобразил алхимические секреты со всеми мельчайшими подробностями.
     Или чашу святого Грааля, вырезанную из гигантского изумруда, упавшего со лба Люцифера в момент его низвержения архангелом Михаилом. Раритет, разумеется.
     Или статуэтку апостола Иакова – покровителя христианских алхимиков. Видите, вот здесь, на основании выгравирован математический знак бесконечности?
     А, может быть, вы хотите песочные часы пятнадцатого века – из венецианского стекла? – "А песок?" – Что – песок? – "Песок откуда?" – Из Аравийской пустыни разумеется – откуда ещё?
     - Песочные часы мне ни к чему, - говорит покупатель, - у меня уже есть греческая клепсидра. А, впрочем, сколько они стоят?
     Аль Малик опять набирает на калькуляторе искомую цифру и, молча, показывает клиенту.
     - Угу, - говорит клиент, - я подумаю…
     И отходит в сторону.
     - Расскажите, пожалуйста, - обращается к аль Малику покупатель № 3, - если, конечно, это вас не затруднит, о лечебных достоинствах философского эликсира.
     - У него необыкновенные свойства, - говорит аль Малик. - Добавив двенадцать или четырнадцать капель в вино, бульон или любую иную жидкость, вы почувствуете странный эффект: поначалу вас удивят тревожные симптомы, как-то: выпадение волос, зубов и ногтей, вслед за которыми последуют иные явления, символизирующие полное обновление организма, включая ранее выпавшие атрибуты человеческого тела.
     - Не может быть! – восклицает проситель. – "Бля буду!" – произносит аль Малик магическую формулу страны Кеми. – Кстати, столь же эффективен приём питьевого золота. Девять капель четыре раза в год, а именно 22 марта, 22 июня, 22 сентября и 22 декабря, и вы будете всегда в добром здравии.
     - Беру! – кричит посетитель.
     - Что именно? – любопытствует аль Малик.
     - И то, и другое…
     - И третье, - ехидно добавляет любопытствующий субъект.
     - А что третье? – удивлённо спрашивает первый.
     - Что третье? – вторит ему продавец.
     - Да что угодно, - отвечает субъект, - хвост от мёртвого осла, например… И не забудьте сопоставить покупку с расположением звёзд на небосклоне: благоприятно оно или нет?
     Аль Малик меняется в лице. Идёт к двери, распахивает её настежь и говорит зарвавшемуся нечестивцу:
     - Покиньте помещение… Я прошу вас… Очень прошу…
     Посетитель понимает, что спорить бесполезно и с независимым видом, гордо вскинув голову, выходит из магазина на крытую галерею. Потом осторожно, едва ли не на цыпочках, подкрадывается к приоткрытому готическому окну и жадно прислушивается к разговору аль Малика и его визави.
     - Веточку от древа познания он привил к дереву жизни, - слышит любопытствующий субъект голос Алика Маликова. – "А где он взял эту веточку?" – Разумеется там же, в Раю. – "И что из этой затеи получилось?" – Да кто же знает, – удивлённо произносит адепт, – если его и её сразу же после нечестивого поступка выгнали вон?


Рецензии