Обычный рейс

                Обычный рейс.
 
Предвылетная суета, заправщики, машины подвозят багаж, люди заглядывают с открытые люки, что-то там делают. В одни люки загружают контейнера с сумками и чемоданами в другие попутный груз. В один из люков подавали деревянный ящик, около метра в ширину и высоту и метра два длиной. Наклеенная на боку бумага и более никакой надписи.
  Груз «200» сразу всё понял.
 Много лет назад, молодой парнишка выбрался из самолёта, осмотрелся, всё в новинку. На его, родной гомельщине всё было иначе. Сосны и берёзы, кувшинки в тихих речках, аисты…
 Жизнь сразу подхватила его в охапку, на раскачку времени не было. Ценились каждые умелые руки. Завертелось и закружилось.
  Когда он рассказывал мне о своей жизни, оказалось, мы бывали в одних и тех же местах, только в разные времена. Я родился под Семипалатинском, а он служил в армии неподалёку от моей деревушки. Во времена Чернобыльской катастрофы, я работал не далеко от его родных мест.
 Был он несколько моложе меня, но по северным меркам такой же, как и я пенсионер. Хорошо разбирался в технике, знал много тонкостей в ремонте и наладке. Весёлый и неконфликтный, всегда находил слова, сто бы успокоить спорщиков. В общем: Свой, в доску, парень.
 Рассказывал, как много раз ходил по тундре в составе санных поездов, развозили контейнера с грузами по дальним посёлкам. Летом готовили трактора, делали капитальный ремонт, утепляли.
 Я видел один такой трактор, с одной стороны кабины даже старый ковёр прикрепили, чтобы не дуло, вместо сиденья - диван, на стоянке добавляли пару досок и почти как в вагоне-купе. Всякие кармашки для ключей, спичек. Как он обрадовался, когда я отдал ему старый примус, это же чай, умеючи, можно и на ходу согреть.
 Езда по зимникам, покажется механизатору с материка, адом. Они не верят, что гусеничный трактор может без серьёзной поломки пройти полторы тысячи километров, что  можно весь маршрут не глушить двигатель. Если вовремя заглушить проваливающуюся под лёд машину, достав её, довольно быстро реанимировать… Часто зимние дорого проходят по замёрзшим рекам, пролетая ранней весной над тундрой, я видел след зимника по льду озера. Главное уметь по виду льда определять его толщину и возможности, риск тут лишнее, только проверенное жизнью и опытом действие. Романтика, скажут наблюдатели, жители Севера считают это обычной жизнью. Рассказал мне как один из маршрутов длился двадцать два дня, это означает: Дорога в оба конца и разгрузка на месте. Сон короткий в работающем тракторе. Спят все разом, прислушиваясь, не заглох ли чей трактор. Заглохнет, замёрзший двигатель мороз не позволит завести вновь.
  Была у него мечта, взять лицензию на зимний лов рыбы, поставить коптильню, бросить поездки по зимней тундре.
  Прошлой зимой, собрав из двух неисправных тракторов, один работающий, вновь отправился в тундру, возили с берега реки горючее в посёлки. Когда почти всё вывезли, весна поймала их в тундре, лёд на реках стал слабым и трактора остались в небольшом лиственном лесу, вернулись самолётом. Этот неугомонный человек, отыскал среди брошенных складов три полу разобранных бульдозера, свёз их в одно место и стал готовится к сборке очередного трудяги. Его отговаривали, сколько можно, старый ты уже для таких дел. С иронической улыбкой отвечал, возить надо, молодые уже не хотят делать тяжёлую работу, а людям грузы надо доставлять, им жить надо.
 Месяц назад, их отправили в маленькую командировку, заготавливать песок для строительства. Несколько машин, экскаватор и бульдозер. Когда отправили последнюю баржу с песком в Анадырь, устроили футбольный матч. Он как мальчишка защищал ворота, а играли болотной кочкой, это клубок травы приличных размеров.
 Привёз мне сувенир, позвонок кита-белухи, и множество смешных баек, как им там работалось.
   В понедельник мне и сообщили - Петруха умер….
Сразу не поверил, ещё в воскресенье  он договаривался со сварщиком о переделке рамы трактора. Хотелось ему ещё разок в тундру съездить, не отпускает тундра, однажды её познавшего.
Вместо тундры он поехал на свою гомельщину.
  Я не видел его мёртвым, в моей памяти он и останется смеющимся, шубутным и помогающем раньше, чем об этом просят. Так будет лучше.
         
                Все по - иному в оленьих краях, воздух, и тот другой!
                Здесь не работают кое - как и не знаком покой.
                Своеобразны привычки и речь, даже походка, взгляд.
                Пробы высокой на всем печать - Северный вариант.
 Слова нашего барда очень хорошо подходят к таким парням, Вечная тебе Память, Петруха!!!
 


Рецензии