Красный директор? Расстрелять!..
В 1929-30 году магнитогорской стройке требовалось около тысячи инженеров и техников, в то время как имелось здесь всего сорок человек.
Комиссариат труда принимает постановление "Об откомандировании инженеров и техников для работы на Кузнецкстрое, Магнитострое, Челябтракторострое". К постановлению прилагался план, согласно которому ВСНХ СССР,ВСНХ РСФСР, НКВД РСФСР обязывались рассмотреть для своих предприятий и ведомств нормы отправки людей для новостроек, в том числе и для Магнитостроя.
Вот тогда и вспомнили о "буржуазных специалистах".
Один из них - Николай Васильевич Клишевич. Родился в июне 1895 года в Брест-Литовской губернии. После окончании гимназии в 1914 году он поступил В Петербургский горный институт, который закончил с отличием по специальности "горный инженер".
С февраля 1923 года до конца 1924 года Клишевич работал мастером доменной печи на Днепропетровском заводе, затем в доменном цехе Мариупольского завода, пройдя все ступени инженерной и руководящей работы от сменного мастера до начальника цеха. В 1932 году правительство направляет его с группой металлургов на стажировку в Германию и Америку для получения высокой квалификации и овладения технологией современного уровня.
В 1933 году он откомандирован из Украины на Магнитку.
Талантливый инженер и руководитель Клишевич много сделал для развития доменного производства комбината.
Он три года работал начальником доменного цеха Магнитки, на который особое внимание обращало руководство страны. В начале 1934 года он был награжден орденом Трудового Красного Знамени. С августа 1935 года по ноябрь следующего года Клишевич - главный инженер, заместитель директора ММК.
В 1936 году Клишевича пригласил на должность главного инженера директор Мариупольского завода Я. Гугель. Но здесь долго поработать ему не довелось.
29 мая 1937 года Клишевич был арестован отделом НКВД Мариуполя за активное участие в "контрреволюционной троцкистской организации в городе Магнитогорске и подготовке подрывной работы в доменном цехе".
Вместе с ним арестованы также коммерческий директор комбината Устругов и инженер Шерстов, приглашенные на завод Гугелем. Эти аресты послужили одним из поводов ареста самого Гугеля, который впоследствии будет расстрелян.
5 ноября 1937 года Н.В. Клишевич приговорен к расстрелу. Приговор приведен в исполнении в тот же день.
19 июля 1957 года Н. В. Клишевич реабилитирован "из-за отсутствия состава преступления".
Судьба другого ведущего инженера комбината Матвея Скобелева сложилась не менее драматически.
Он родился в 1885 году в семье промышленника Баку. С 17 лет - член РСДРП, активный участник бакинских стачек.
В 1912 году он депутат Государственной Думы от Закавказья. В мае 1914 года - один из руководителей 50-тысячной стачки бакинских рабочих.
В мае-августе 1917 года Скобелева назначают министром труда Временного правительства, в июне - председателем ВЦИКа. В августе он сложил с себя полномочия министра и эмигрировал во Францию.
Но молодая Советская республика нуждается в установлении торговых связей с западными странами.
О дипломате, образованном интеллигенте вспомнил народный комиссар внешней торговли Красин. Ему предложили работать представителем наркома внешней торговли России для установления торговых отношений с Францией и Бельгией. Вскоре Скобелев работает во Внешторге РСФСР.
23 февраля 1931 года Матвей Скобелев назначен главным энергетиком Магнитогорского комбината.
Через год и восемь месяцев предоставляют отпуск в связи с болезнью. В Магнитогорск он уже не вернулся...
Есть две версии его судьбы: по первой - умер в 1938 году.
По другой версии, в 1937 году исключен из партии и арестован. Предположительно, расстрелян в Москве 29 июля 1939 года.
Свидетельство о публикации №215120600857
Артем Кресин 04.09.2016 14:26 Заявить о нарушении