Румынский опыт

Конец сентября ... Бухарест встретил нас теплой, солнечной погодой.  В середине 70-х в эпоху «железноно занавеса» Румыния хоть и считалась заграницей, но какой-то,  неполной, что ли...Но мы были и этому чрезвычайно рады!  Наша команда и так не часто выезжала на заграничные «гастроли», так что  известие о том, что едем в Румынию приняли без капризов и нытья.

Ощущение другого мира было каким-то ущербным, возможно из-за окружавшей наш бедноты и какого-то безнадега в глазах гостеприимных румын. Поселились на стадионе в больших комнатах, человек на 6-7.  За исключением утренней зарядки и довольно скучных игр с приглашавшей стороной мы большей частью были предоставлены самим себе.  Местые магазины не оправдали наших ожиданий: почти такой же унылый дефицит, как и в наших магазинах той поры, единственно что поражало, так это обилие китайских товаров.
 
Телевизора у нас не было, а через репродуктор доносилась в основном, местная музыка,  одновременно заунывная и предлагавшая пуститься немедленно в пляс.  Периодически из репродуктора доносилось бодрое : «Рэдио букурешти, программул унул» ("Радио Бухарест, первая программа"), что было понятно и без перевода. Как это часто бывает, эта фраза запала  в душу одному из нас - Виталику - и он постоянно произносил эту фразу и беззлобно смеялся.  Через какое-то время он записал эту фразу мне на «корочку» и я поймал себя на том, что тоже без всякой причины произношу это магическое «Рэдио букурешти, программул унул»… С тоски чего только не происходит…

Наши с Саней кровати стояли рядом, он  был на 6 лет старше и его женатый стаж исчислялся уже несколькими годами. Саня был настоящим альтруистом,  чем и представлял большую ценность для одиноких женщин.  На экраны только  что вышла картина «Афоня» и фраза  героя Куравлева «...у Виктора ночевал!» была у нас в большом ходу, а уж подначить Саню каждый считал своим долгом.

Однажды он сильно «прокололся»,  поскольку в течении долгого времени поддерживал дома миф о продолжительных сборах… Жена же позвонила тренеру и попросила  отпустить ее супруга домой на день рождения дочери, которое должно было быть через пару дней. Каково же было ее изумление, когда тренер сказал, что  сборов у нас нет уже пару недель...

Но, в принципе, Саня был хорошим парнем, дружелюбным и с хорошим чувством юмора. Однажды вечером, когда мы уже лежали в наших казематных кроватях, Саня заговорчески обратился ко мне:

- Поможешь мне завтра?
- В чем?
- Хочу презервативы купить, ты ведь английский знаешь – поможешь с переводом.

Что касается английского, то я знал только Good Morning и Good Night и слыл за полиглота в нашем коллективе.

- Так я не знаю, как будет по английский презерватив – искренне посетовал я.
- Да? – с недоверием произнес Саня – Так какого ж ты английский учил, когда элементарных вещей не знаешь… - пристыдил он меня.
- Ну вот так вот… - извиняющимся тоном произнес я.
- Ладно, придумаем что-нибудь завтра – сказал Саня и вскоре заснул.

На следующее утро Саня заговорчески произнес:

- Я знаю что делать.
- Что придумал?
- Это только у нас в стране  все говорят «гандон», а по всему миру говорят – «кондом» – по фамилии того, кто его изобрел…
- Да?  - неуверенно произнес я.
- А то! – произнес Саня тоном не подразумевающим сомнений. – Пошли!

Через десять минут мы стояли около аптеки, которая располагалась на первом этаже серого здания, очень похожего на нашу «сталинку».

- Ну, что? Пошли? – сказал я.
- Подожди…- молвил Саня – дать покурить…

Он стал нервно курить держа сигарету указательным и большим пальцами. В этот момент он был похож на сварщика-орденоносца, которому доверили сварку «золотого» шва на стыке трансконтинентального газопровода…

- Ладно, пошли… чего там…- сказал Саня и толкнул дверь аптеки.

Внутри аптека была на удивление похожа на московскую аптеку :  деревянные прилавки со стеклянными витринами, деревянные шкафы и запах лекарств, смешанный со слабым запахом паркетной мастики… Саня подошел к прилавку, за которым на нас приветливо смотрела румынская аптекарша…

- Вот ведь…- пробормотал Саня.
- Ну, давай! – подбодрил я его.

Но, толи Саня сильно перенервничал, толи забыл, как произносится «гандон» на эсперанто,  но наклонившись к аптекарше и понизив голос до доверительного шепота Саня произнес на чистом русском:

- У вас гандоны есть?
- Се? (- Что?) – не поняла молодая аптекарша.
- Чего таращищься!  – начинал «закипать»  Саня - Гандоны, говорю, есть у тебя?

Желая как-то разрядить ситуацию я изрек:

- Рэдио Букурешти, программул унул…

- Si ce? ( - И что?) – произнесла аптекарша, с трудом сдерживая испуг.
- А чего ты говорил, что по румынский  не говоришь? – удивился Саня – ты про размер спроси, а то зря деньги потратим!
- Да не знаю я по румынский! Тем более про размер! – в отчаянии произнес я.
 …aaa..- он безнадега махнул на меня и мы покинули аптеку, оставив аптекаршу в полном недоумении.

Среди своих мы договорились особо не распространяться о нашем походе, но решили поделиться с Николаем, который был у нас непрерикаемым авторитетом во всех житейских делах. Выслушав нас он долго хохотал, а потом назидательно произнес:

- Молодежь! Газеты надо читать и интересоваться внешней и внутренней политикой, в особенности тех стран, куда едите. Вы чего, не знали, что в Румынии запрещены аборты и уже тем более не продают презервативы? Они за демографию борются!

Вот такой, румынский опыт...


Рецензии