Ленинград

Ленинград.
(историко-философский рассказ о Великой Отечественной и ее героях)

Великая Отечественная – это наша война.

          Шла война. Мы не знали, что это есть на самом деле. Мне тогда было 15 лет и, я был влюблен в свою учительницу. Подолгу слушал ее рассказы о Первой Мировой Войне, потом о нашей войне.

             8 сентября 1941 года началась блокада. Мы недавно пошли в школу, и я перешел в 9-ый класс, поэтому на фронт меня не взяли. Я ужасно сильно хотел воевать. Я не понимал, что такое война. Я думал  это легко убивать людей, бросать снаряды, палить из танка или самолета. Я хотел быть героем, чтобы все меня уважали и любили.

               Наши отцы ушли на фронт. По радио бесконечно говорили о наших потерях, таких как Брестская крепость. Я как наяву представлял себе солдат первыми встретивших фашистов. Но мы были уверены в силе Красной Ар-мии. Думали, что еще немного и война будет закончена.

                Когда наступила зима, наш город был в окружении, мы испытывали голод. Постоянные бомбежки с неба не давали нам спать и жить. Мою маму убило бомбой прямо во дворе. Стены, дома, дрожали от звуков разрываю-щихся бомб. Людей не успевали хоронить. Всюду были трупы. Наш класс тоже задело. Из 30-ти человек в живых осталось 19, остальных либо убило бомбой, либо умерли от голода. Улицы были пусты даже днем. Мы боялись выходить. Люди сходили с ума и истошно кричали днем и ночью. Когда нам стало совсем нечего есть, мы пошли собирать еду по улице. Трупы лошадей были нашей пищей. Вскоре, в городе не осталось ни одной лошади: все были съедены. Начались эпидемии. Люди гибли как мухи.

              Мы воспринимали поражения как личное несчастие. Были взяты Ставрополь, Краснодар, Минск, Новороссийск, Киев, Севастополь, почти вся Европа была у фашистов. Однажды утром на земле мы увидели какие-то листовки. Прочитав их, мы поразились цинизму и хвастовству фашистов. Они приказывали нам сдаться, сказали, что город будет все равно захвачен. Но мы не хотели на них работать в лагерях Освенцима, Бухенвальда, делать оружие, из которого потом будут убивать наших отцов, братьев, сестер.

              Моя любимая учительница впервые не пришла в школу. Вечером я навестил ее. Она умирала от голода. Тогда я принес ей крошечный кусочек хлеба, который спрятал еще со скудного обеда. Она погладила меня по щеке и грустно сказала: « Ешь сам, милый». Утром она умерла. Ей было всего 19. Во мне проснулась злоба. Я слышал песню «Священная война» и готов был врукопашную драться с фашистами!

               Попытка прорыва блокады провалилась. Генерал Власов перешел на службу к фашистам, создав Русскую Освободительную Армию.

                Я недоедал. Во мне остались только одни глаза в теле скелета. Они горели ненавистью и злобой.

                Я плакал от счастья, когда узнал, что русские отбили Сталинград. Я чувствовал, что скоро и наш город будет освобожден. И это случилось зи-мой 1943 года. Наши образовали коридор на Ладожском озере, которой стали называть «Дорогой жизни».

По нему вывозили больных и раненных. По радио постоянно говорили о по-бедах Красной Армии. Я уже еле двигался от голода, но все равно радовался нашим победам. Мой отец погиб на фронте.

                В 1943 году был освобожден Ростов, Воронеж, Курск, Белгород, Харьков, часть Донбасса. А в январе 1944 была окончательно снята блокада нашего города, освобожден Новгород. Не знаю, как я не умер от голода, но остался сиротой.

Моя война.

                Я пошел на фронт, как только позволило здоровье, и подошел воз-раст. Участвовал в освобождении Крыма. Получил легкое ранение. В 1945 году мы пошли на Берлин, мы хотели достать этих фашистов, разорить их страну, как они разорили нашу.

              Я выучился метко стрелять из винтовки, был снайпером. Всегда, ко-гда я убивал фашиста, то видел грустные, почти мертвые глаза моей учи-тельницы. Я мстил. Я уже сбился со счета убитых мною врагов. Их было уже больше сотни. Но даже если б я убил миллиард, этого было бы мало для мщения за ее смерть. Я видел, как гибнут мои товарищи. Но никогда, никогда не теряли мы чувство твердой правоты за то, что мы делаем. Каждый из нас мстил за своих родных. Мы хотели доказать всему миру, что нас невозможно уничтожить, сломать наш дух, вселить сомнения. Мы знали всегда, что враг будет наказан за свое нападение на нашу Родину.

                Когда мы вошли в Берлин, я сказал себе: «Вот оно змеиное логово. Вот, где все гниды прячутся». Я жалел, что не убил Гитлера – врага всех на-родов моей Родины. Я хотел посмотреть в его глаза, как мог этот человек мнить себя, свою нацию лучшей в мире? Он своей войной причинил столько горя людям, что при одном упоминании его чертового имени вянут цветы. Я был рад сказать: «Гитлер капут!», Гитлеру конец, и впервые за полтора года улыбнулся.

                Меня сделали командиром отряда. Мы прочесывали город и убивали оставшихся фашистов.

                Вдруг я увидел маленькую девочку, которая стояла одна. Мой то-варищ уже прицелился в нее. Я остановил его. Он злобно крикнул: «Они на-ших в газовых камерах травят, голодом морят…» «Они звери, а мы люди» - прервал я его и подошел к девочке. Она тряслась от страха, и тихо плакала, глядя на меня.

                - Моего папу убили – сказала она на немецком.

                Я ответил, что моего отца тоже. Девочка удивленно посмотрела на меня и протянула навстречу свои маленькие ручки. Я обнял ее. Ведь, в самом деле, она не была виновата в этой кровопролитной войне.

                Вдруг раздался душераздирающий крик « Инесс!». Девочка вздрогнула, и, обернувшись, увидела женщину, видимо свою маму. В руках у этой женщины был пистолет. Она крикнула мне, что я убийца  и попыталась выстрелить, однако мой товарищ опередил ее. Женщина упала на землю. « Мама» - закричала на немецком девочка и бросилась к ней. « Не стреляй!» - сказал я товарищу. Он пожал плечами и отошел. Я подошел к плачущей девочке и взял ее за руку. Она посмотрела в мои глаза и пошла за мной.

                Мой отряд рассосался по улицам, и я шел один с маленькой девочкой. Я думал: « Разве Гете был фашистом, а Гейне, Шиллер? Да, они немцы, но никогда не стали бы фашистами, даже живя в наше время». По этому я не мог убивать мирных немцев.

                Мои размышления прервал чей-то строгий голос. « Стоять! Руки вверх!» Я обернулся и увидел фашиста шедшего сзади меня с винтовкой

                - Быстра отдать девочка! Я тебя убивать, ты мой враг! – прокричал воинственно он.

                Девочка подошла к фашисту и сказала, что я хороший. Фашист рассмеялся.

                - Тогда я убивать вас обоих. Она – предатель.

                Девочка стала вырывать у него из рук винтовку, этого хватило, чтобы я достал свою и убил его. Девочка подошла ко мне. « Он убийца» - сказала она. « Он фашист» – ответил я. «Мой папа тоже фашист» – удивилась девочка. «Это плохо» - ответил я.

                Когда я смотрел с нею на Рейхстаг, на котором развивался наш флаг, я плакал. Плакал потому, что эта победа была вырвана нами у фашистов с потом и кровью. Мы победили. Победили, благодаря нашей выдержке, идя по трупам своих же товарищей, мы все ближе и ближе подходили к Рейхстагу, видели освобожденные города, счастливые лица людей. Мы не сдались, мы шли до конца. Эта была заслуженная победа.

Страшная цена Победы.

             Я услышал о Юле Савичевой, девочки из моего Ленинграда. Когда я увидел ее фотографию в газете, то вспомнил, что видел ее однажды на Невском. Она еле шла, потупив голову. И мне так захотелось ей чем-нибудь по-мочь, но я сам тогда умирал от голода. Я прочитал в газете ее дневник и вспомнил свою учительницу, которая тоже умерла от голода. У нее тоже не осталось никого, как и у меня, как и у всех нас осиротелых войной.

           Не успела отгреметь Первая Мировая, как началась Вторая, еще более разрушительная для нашего народа. Немыслимый ущерб был причинен нам! Погибли свыше 20-ти миллионов человек, этих мальчиков, не ставших отца-ми, девочек, не ставших матерями, отцов, дедов, братьев, и, наконец, просто людей, живших со мной на одной Земле. Уничтожено или разрушено 1710 городов, 70 тысяч сел сожжены, 31850 заводов и фабрик были уничтожены, 1135 шахт, 65 тысяч километров железных дорого, 46 тысяч паровозов.… А сколько поэтов, художников, музыкантов сражались и погибли?! Вот истин-ная цена Великой Победы! А как же тыл? Сколько героев ковали победу? В чем они себе отказывали, чтобы мы хорошо сражались? Женщины и дети трудились наравне с мужчинами. Все ковали нашу Победу. Это цена нашей жизни, жизни наших детей и внуков. Мы все в ответе за это. Мы должны обеспечить им  счастливую жизнь.


Я вернулся.

                После Парада в Москве на Красной площади я вернулся в Ленин-град. Город восстанавливался медленно, но расцветал с каждым днем. Вер-нулся я Героем Советского Союза, не тем мальчишкой, что уходил на фронт. Война сделала из меня мужчину, хотя мне было 19 лет. Вернулся я не один. Привез из Берлина девочку-сиротку Инессу. Удочерил ее и назвал Инной. Она любит меня, но часто вспоминает о маме, по ночам плачет. Здесь ее не все любят. Некоторые говорят, что я привез дочь врага, ругают меня. Но я люблю ее. Эти белобрысые волосики лежащие на маленьких плечиках, эти голубые глаза, бывает, очень строго глядят на меня. Ей 10 лет, но она все хорошо понимает. Ее тоже научила война. Многих моих школьных товарищей она забрала, другие вернулись калеками. Я часто думаю, почему остался жив. Наверно потому, что за меня погибали другие.

                Мне горько понимать это. Я не хочу вспоминать о войне. О разру-шенном любимом городе, о погибших родных, друзьях. Пусть это будет страшным сном, который кончился. Было бы трусливо жалеть себя на фронте, когда рядом погибали люди.  Ия бросался с гранатой под танк, успевал отскочить, но потом мне в спину летели тяжелые осколки взорвавшегося монстра.…У меня повреждена спина. Раздроблено плечо, из-за засевшей там пули. Благодаря мне, не убили нашу единственную женщину Катю. Не знаю, в каких отношениях я был с ней. Весь отряд ее тайно любил, а от меня она и слова добро не слышала. Была война, не до романов. Она санитаркой работа-ла. Не знаю где сейчас Катя. Бесследно пропала где-то под Берлином. Может, погибла. Тогда пули свистели часто. Я никогда не забуду их свист. Как 9 грамм свинца разрезают воздух и впиваются в нежное тело человека. На по-лях сражений я видел много дырявых стальных касок, кружек, сумок. Дума-лось, если такой металл легко поддается, то, что говорить о хрупких парнях или девушках только что закончивших школу?!

                Все стирается из памяти, но война не сотрется никогда. Этот скре-жет гусениц танка, визг самолетов, предсмертные крики умирающих, ранен-ных.…Все это сливалось в сатанинскую музыку, которую я бывает, слышу по ночам в свисте ветра за окном.

                Я стал тем, кем хотел быть. Я стал героем. Но через что я прошел? Ужасы войны, голод, страх за свою Родину.… За жизнь же страха не было, я бы мечтал умереть героем. Но я рад, что остался жив, и вижу рассвет моей страны.

                Экономика переводилась на мирные рельсы. Восстанавливалась инфраструктура. Особенно плохо была развита пищевая промышленность. Нужно было догонять остальной мир. Теперь СССР в мире  пользовался большим уважением. Попытка разорить, покорить нас провалилась. Те, кто хотел это сделать были расстреляны.

Жена

                Однажды, у меня кончился сахар. Я решил, занять его у Наташи, моей соседки. Она как-то странно ко мне относилась: при разговоре всегда прятала глаза. Жила с матерью, которая работала на рынке. Когда я ушел на фронт, ей было 12. Сейчас 15. Она была красавицей. Мне всегда поражали ее большие зеленые глаза, тогда еще такие любопытные и наивные. Любить я ее не мог: слишком мала была Наташа. А сейчас мне казалось стыдным. Мне глупо мерещилось, что я хочу ее совратить. Свою учительницу я уже забыл. На место, где была ее могила, упала бомба, и теперь там ничего нет. К тому же, у меня была Инна. Я не знал, как она отнесется к Наташе. Они были отдаленно знакомы. Вдруг еще Инна будет меня ревновать. У детей это часто бывает, хотя мачеха ей бы не помешала.

            Я долго стучался к Наташе. Никто не открывал. Мать, наверное, была на рынке, но вот Наташа должна быть дома. Я почувствовал что-то неладное. С трудом, выломав хлипкую, на взгляд, деревянную дверь я вошел. Жили они бедно. В комнатах и на кухне никого не было, тишина. Я зашел в ванную и остановился на пороге. В ванной, наполненной до краев, лежала Наташка, вода почему-то была красной. Я тут же подбежал к ней и увидел, что она по-резала себе вены. Я вытащил ее из ванной, перебинтовал руки и привел в чувства.

           - Зачем вы меня спасли? Я не могу больше так жить. Мне надоела ни-щета. Я не хочу быть в тягость матери… Я все равно это сделаю.

            - Что ты, дуреха? Я на фронте погибал, умирать не хотел, а ты напридумывала себе чего-то. – ответил я ей.

              - Я люблю вас – прошептала она – А вы любите только свою девочку.
               
Я задумался.

                - Инке нужна мачеха. Я мужчина, ничего в женских делах не пони-маю. Инке одиноко, она часто вспоминает мать. Та играла вальсы Штрауса. А вы умеете играть?

                Наташа не ответила мне, а только крепко-крепко обняла меня, и почувствовал ее слезы на своем плече.

                Стали мы жить втроем. Хотели тещу к себе взять, да квартира ма-ленькая. Живем у меня. Наташа такая скромная, добрая, хорошо готовит. Они с Инкой понравились друг другу. Живем мы дружно. Еды не всегда хватает, номы верим, что все страшное уже позади.

После

                Наш народ поистине велик. В ходе пятилеток в 1946-1950 годах было восстановлено и построено 6200 промышленных предприятий. Объем промышленного производства  превысил довоенный уровень на 73%, тяжелая промышленность увеличила производство в 2 раза, легкая и пищевая на 23%. Восстанавливались города не только строителями, Нои населением. В 50-тых грандиозные стройки по всей стране: гидроэлектростанции на Волге и Днепре, каналы в пустыне Каракумы между Волгой и Доном. Еще в 1947 году была запущена первая советская баллистическая ракета. А в 1949 году в Семипалатинске первого советского атомного оружия. Это оружие итак при-несло много горя, сброшенное Америкой на Японию.

              А 5 марта 1953 года умер Сталин. Это потрясло всех. Теперь я вздохнул свободнее. Раньше боялся репрессий против воевавших. В апреле были снижены цены на продукты питания и потребительские товары. Новым руководителем страны стал Хрущев. Его кукурузная политика запомнилась многим.

                Инка вышла замуж за студента политехнического института и пе-реехала жить к нему. Мы с Наташей остались вдвоем. Из-за поврежденной спины меня парализовало. Наташа ухаживает за мной. Я стал инвалидом. Мне уже трудно писать, почти не двигаются руки, совсем не чувствую своего тела.

                Наташа очень переживает за меня, ночами не спит, сидит рядом. Говорит, что во сне я говорю какие-то имена два женских, и с десяток муж-ских. Я сказал, что это имена моей мамы и учительницы, а другие имена то-варищей погибших на войне. Я часто вижу их во сне. Они зовут меня к себе.

                Наташина мама недавно умерла. Наташа вся осунулась, почти не улыбается, еще я лежачий. Ей наверно больно видеть, как я умираю. Руки со-всем не двигаются. Пишет за меня жена. Мне с каждым днем становится все хуже.

                После войны мир изменился. Изменились не только границы, но и люди. Мы ценим жизнь, и хотим, чтобы ее ценили все. Мы не делим людей по расам и национальностям, мы жители Советского Союза, уважаем всех. И пусть на Земле будет мир и покой, и никогда больше не повторится эта ужасная война, не будет Третьей Мировой. Будущее поколение должно сделать все, что не допустить ее. В этом заключается долг гражданина, долг патриота, и, наконец, долг Человека.


Алексей Качанов умер 2 марта 1960 года, ему было 34 года.
Наталья Качанова 3 апреля 2000, дожив до 71 года.
Инна Качанова 21 мая 2008 года в возрасте 73 лет. Ее муж жив поныне.

Рассказ не является документальным.

Были использованы:

Большая энциклопедия.
Справочник школьника.
Фильмы: « Ленинград», « Мы из будущего», « Два капитана».
Учебники по истории, документальные фильмы, материал по лекциям по истории.
Художественные произведения: военные романы Бондарева, Быкова, Шоло-хова.

Посвящается всем погибшим во время войны, а так же ветеранам и труженикам тыла. А так же обездоленным по вине войны и без вести пропавшим в ходе боев. Пусть земля им будет пухом, и найдут успокоение их души. Они погибли, чтобы жили мы.
               


Рецензии