Почему ты грустный?

В последнее время я много размышляю о крепостных крестьянах. Из уст историков мы знаем, что после отмены крепостного права крестьяне оставались только со своими руками и навыками, все вещи, которыми они привыкли пользоваться, оставались у их хозяина. После этого часть крестьян остались у барина, а другая часть отправилась в город, где их ждали владельцы заводов. Завод предоставлял этим людям жилье и зарплату, которой хватало на еду и походы в кабак после смены. Купить себе нормальное жилье, скот, сменить место жительства крестьянин позволить себе не мог. То есть он оставался всё также привязан к одному хозяину, который заставляет выполнять его одну и ту же работу. И из всего этого рисуется такая печальная картина: крестьян просто обманули, вся эта свобода - перемена лица, которое тобой командует и менее скотские условия, потому что владельцы заводов были все таки поумнее вымирающего дворянства. Но от чего же мне так тоскливо? Это же было давно, никто не ходит и не плачется: "Как жаль, что динозавры вымерли". А тоскливо мне от того, что я не понимаю, изменилось что-нибудь или нет. У меня нет и никогда не было богатых родственников, которые могут себе позволить владеть каким-либо предприятием. А это значит, что вряд ли я стану человеком, способным на это. Мне также придётся работать на кусок бетона, потому что жизнь под мостом обещает быть недолгой. Единственная свобода, которую я могу себе позволить - свобода мысли и самовыражения. Правильно это или нет, я тоже не знаю, потому что не могу предложить альтернативу. И всё это очень грустно.


Рецензии