Судьба чернокожего слуги

творческий перевод с английского еврейской сказки The Slave's Fortune

В большом городе Дамаске жил купец, которого знал и уважал весь город, за его богатство, мудрость и доброту. Был у купца сын Ахмед, в котором купец души не чаял. Он исполнял любое желание сына, но воспитал его так, что богатство не испортило мальчика, которому были присущи только достойные добродетели. У купца был любимый раб: чернокожий, молчаливый гигант Педро. Который практически всю свою жизнь служил купцу. Педро очень трепетно относился к Ахмеду, и вскоре сын хозяина и черный слуга стали друзьями.
Прошло время, Ахмед стал юношей, и отец решил послать его в Иерусалим, на учёбу. Услышав эту новость, Ахмед растерялся. Ему впервые в жизни приходилась покидать отчий дом, да ещё и одному.
«Отец! Пусть со мной поедет Педро!» - попросил Ахмед отца.
«Нет, сын мой.  Твои сверстники в Иерусалиме воспримут это негативно, уж поверь мне. Они подумают, что ты кичишься богатством своего отца и будут насмехаться над тобой. В Иерусалиме не принято ставить себя выше других, тем более, что другие могут быть равными тебе, а может и превосходить тебя»  - сказал мудрый купец.
И вот, Ахмед уехал в Иерусалим и с головой погрузился в учёбу, и надо сказать, что весьма преуспевал. Ахмед постоянно переписывался с отцом и  никогда не имел поводов для беспокойства. Но однажды он получил письмо, которое не было написано рукой его отца. Ахмед с тревогой открыл конверт и прочитал письмо, написанное лучшим другом его отца:
«О, достойный сын самого достойного отца, приветствую тебя, и пусть Господь даст тебе сил, чтобы услышать эту ужасную и печальную новость, которую я обязан сообщить тебе. Знай же, что всемогущий Господь призвал к себе твоего отца, чтобы он сидел рядом с Ним среди самых достойных людей на Небесах. Здесь, в великом городе Дамаске, повсюду царят глубокая печаль и скорбь, ибо твой отец был самым достопочтенным человеком в городе и прославился своей мудростью и добрым отношением к людям. Однако, наше общее горе, глубокое и сердечное, не может идти ни в какое сравнение с твоим горем. Мы все потеряли верного друга, хорошего и мудрого  советчика. Но ты потерял несравненно больше. Ты потерял своего отца. Ты его единственный сын, и теперь на твои плечи будут возложены все дела твоего отца. Знай же, что мы разделяем с тобой твоё глубокое горе. Мы передаём тебе наше искреннее сочувствие и с нетерпением ждём твоего возвращения. Мы, друзья твоего отца и твои друзья, всегда будем помогать тебе, Ахмед».
Ахмед вернулся в Дамаск вместе с рабби, который хорошо знал законы и согласился помочь юноше в делах отцовского наследия. В Дамаске Ахмеда встретило множество людей, и все они выразили глубокие симпатии и соболезнования. После похорон отца, Ахмед пригласил многих влиятельных людей Дамаска на чтение завещания отца. Завещание начиналось с того, что покойный купец оставил большие суммы денег на благотворительные цели, что было встречено приглушенными, но искренними аплодисментами. Завещание зачитывал лучший друг отца. Неожиданно, он сделал паузу и шепнул Ахмеду: «Здесь, должно быть, какая-то ошибка....»
«Продолжайте читать!» - потребовал кто-то из присутствующих, и друг покойного зачитал:
«Руководствуясь своим постоянным стремлением оказывать помощь бедным, я завещаю всё своё имущество моему черному негру Педро».
«Педро?!» - выдохнули удивленные гости.
Сам Педро стоял неподалеку совершенно с невозмутимым видом, не проявляя никаких эмоций. А вот Ахмед был ошеломлён и пролепетал: «А что же отец завещал мне....?»
Друг покойного продолжил чтение завещания: «До того, как всё моё имущество перейдёт к бенефицианту, мой сын должен выбрать всего одну вещь из моего имущества, которая должна быть передана ему в течение двадцати четырёх часов с момента провозглашения моего завещания».
Среди присутствующих возник ропот и удивленные возгласы: «Похоже, бедняга потерял рассудок, когда составлял своё завещание».... Тут рабби, прибывший с Ахмедом из Иерусалима, попросил разрешения ознакомиться с текстом завещания. Он долго изучал его и, в конце-концов, сказал: «С юридической точки зрения, придраться совершенно не к чему....»
«Но как же я? Как же я? Это какая-то ужасная ошибка....» - растеряно проговорил Ахмед.
Рабби подошел к нему и  успокаивающе произнёс: «Твой отец был очень мудрым человеком. Очевидно, что завещание содержит какую-то головоломку, которую надо попытаться разгадать за 24 часа».
Ахмед провёл тревожную, тяжелую ночь, полную кошмарных сновидений. Утром его с улыбкой приветствовал рабби: «Какое прекрасное утро! День обещает быть замечательным!»
Ахмед был совершенно подавлен, чтобы разделять столь радужное настроение рабби. А рабби ласково сказал: «Твой отец, был воистину великим мудрецом. Почувствовал приближение смерти, он опасался того, что пока ты в Иерусалиме, слуги разворуют часть его имущества. Вот почему он завещал всё своё имущество своему верному слуге Педро, который надежно охранял добро до твоего возвращения.»
«Я ничего не понимаю! Ну а что мне-то делать?» - сердито спросил Ахмед.
«Так ты ещё не понял? Тогда я скажу тебе, что ты должен делать и что потребовать из имущества отца....» - сказал рабби.
Вновь собрались люди, чтобы услышать, что же выбрал Ахмед из имущества отца, и Ахмед сделал заявление: «Следуя воле моего отца, я выбрал одну вещь из его имущества. Это черный слуга Педро!»
Педро не проявил ни каких эмоций, а гости одобрительными высказываниями оценили мудрость покойного купца. Между тем Ахмед продолжил, обратившись к Педро: «А ты, мой друг Педро, получишь свободу и будешь жить в полном достатке до конца своих дней!»
Педро посмотрел в глаза Ахмеду и сказал: «Я желаю только одного: служить тебе, Ахмед, так же верно, как я служил твоему великому отцу!»
Вот так, чернокожий слуга  сам выбрал свою судьбу.


Рецензии