Ночи Кабирии как шедевр мирового кинематографа

Пронзительное творение Федерико Феллини, фильм-драма, совершенно заслуженно ставший классикой. Фильм о человеческом доверии и вероломстве, одиночестве и всепобеждающей любви, один из самых сильных в творчестве итальянского режиссера, рассказывающий о неунывающей Кабирии (в роли - Джульетта Мазина). Две награды Каннского кинофестиваля 1957 года, включая приз исполнительнице главной роли.

Премия «Оскар» в категории «Лучший иностранный фильм года». Премия лучшей актрисе МКФ в Сан-Себастьяне 1957 года. Премия «David di Donatello» - Лучший режиссер — Федерико Феллини, лучший продюсер — Дино Де Лаурентис. Также фильм был номинирован в премии BAFTA 1959 года на лучший фильм и лучшую зарубежную актрису — Джульетта Мазина, а также на Каннский кинофестиваль 1957 - Золотая пальмовая ветвь — Федерико Феллини. Фильм находится в списке «250 лучших фильмов по версии IMDb».

Композиция фильма кольцевая – в самом начале Кабирия оказывается в воде по вине своего возлюбленного, который пытается её утопить, чтобы завладеть сумочкой с деньгами. В конце фильма она тоже чуть не погибает из-за денег. После первого предательства Кабирия собирает вещи предавшего её и сжигает их, начиная жизнь с чистого листа.

Фильм следует за героиней, постепенно знакомя зрителя с её миром, желаниями и надеждами. Это они – ночи Кабирии, маленькие события, из которых как бы соткан фильм и которые вместе складываются в жизнь главной героини.
 
Картину можно отнести к никогда ранее не используемому Феллини неореализму. Режиссеру интересна жизнь социальных низов. Рисуя в фильме образ жилища, он показывает его в трех ракурсах: шикарный «дворец» киноактера, скромный дом Кабирии, которым она гордится, и канава, в которой обитают нищие. Но для Феллини не это оказывается главным.

Очень интересна форма фильма  – так называемая нанизанная эпизодичность – это сама жизнь, сюжет условно есть, но как бы его и нет, есть только герои.
Например, мне очень нравится эпизод, который рассказывает о человеке, совершенно бескорыстно помогающем нищим, принося в их землянки продукты.

По легенде, такой человек действительно существовал и даже сыграл в фильме самого себя.

В этом фильме нет четкого, линейного хода повествования.

Каждый эпизод может быть рассмотрен отдельно от других: он самодостаточен, имеет собственное начало и конец, но, в то же время, является частью общего замысла и служит главной цели – раскрыть внутренний мир Кабирии.
 
Главная героиня - невозмутимая и жутко эмоциональная Кабирия, но она другая, не как те, так как, по её словам, в отличие от этих остальных, у неё есть и свой дом, и свет, и даже газ, и лишь пару раз ей приходилось ночевать под забором. Она часто ругается, на каждое слово, как это принято у итальянцев, подбирает особый жест, доходчиво объясняющий весь смысл.

Это одиночка, которая вопреки всему сумела сохранить в себе отзывчивость и доброту, желание любить и быть любимой. В ней гораздо больше детского, чем вульгарного и грубого, каждый поступок ее невероятно искренен. И пусть она вульгарна, драчлива, остра на язык, но она по-детски наивна и добра, надеется найти мужчину своей мечты, стать честной женщиной, она упорна, настойчива, она ищет свое счастье, и не так груба и тяжела, а даже наоборот – весела, оптимистична и очень наивна. Ее сердце жаждет любви, но мир оказывается жесток к ней.

За ее вульгарной внешностью, грубыми манерами, вызывающим поведением скрываются высокие чувства и редкая способность любить.

А сам фильм можно сказать - фильм о ее мечте - пусть несбыточной, пусть утопической, но все-таки мечте об обычном женском счастье и благополучии.

Фильм следует за своей героиней, и зритель наблюдает, как Кабирия непрестанно ищет любовь.

Однако жизнь постоянно преподносит ей неприятные сюрпризы, так что эти поиски оборачиваются для героини горем.

Почти все встречающиеся ей в жизни люди используют её в своих интересах.

Отчаявшаяся, она горячо молится Мадонне о возможности исправить свою жизнь.

«Святая Мадонна помоги!» - слова, произнесённые  Кабирией в церкви, перед святой. Следует сказать, что Коротышка, как зовут её прохожие, не хотела идти в церковь, откровенно говоря, она побаивалась туда заходить. Но под уговорами подруги, она соглашается, и во время ритуала, под стон, крики и слезы, Кабирия целует пол и, всматриваясь в глаза Мадонны, просит её о счастье и помощи всем.

Это переломный момент фильма.

«Пусть моя жизнь изменится, помоги мне найти лучшую долю в жизни», — просит она. В следующей сцене она напивается и обещает, что продаст дом и уедет, чтобы изменить свою жизнь. Кабирия ещё не знает, насколько пророческими окажутся её слова.

Одной из самых значимых сцен, рассказывающая нам о главной героине больше, чем весь остальной фильм является та, где Кабирия попадает на представление, ее зовут на сцену и она, скептический настроенная, временами даже грубая всё-таки выходит, и гипнотизер превращает её в одинокую и беззащитную фигурку на сцене.

Под гипнозом, сама того не желая, она раскрывает свою душу перед смеющейся толпой. В этом часть главной мысли фильма.

По словам Феллини, «Ночи Кабирии» — это фильм об одиночестве. Тема одиночества и наблюдение за человеком, ведущим изолированное существование, всегда занимали меня. – Ф. Феллини о фильме «Ночи Кабирии».

По команде гипнотизера, звучит первый удар по барабану. И вдруг…агрессивная и сильная Кабирия танцует со своим возлюбленным, признается ему в любви, собирает для любимого цветы. Удар второй и всё растворяется. Все это, все эта жизнь, увиденная ею только иллюзия.
 
После Кабирия бесконечно счастлива тем, что у неё появилась возможность исправить свою жизнь, и снова влюбляется. Она продаёт свой домик, и, повинуясь зову мечты, всё приносит своему возлюбленному. Очередной удар судьбы наносит ее сердцу, казалось бы, смертельную рану: столь красивая мечта разбита, ее любимый планировал, забрав у нее деньги, убить ее. Но Кабирия не озлобилась ни на обидчика, ни на судьбу.

Пережив это Кабирия идет по дороге, убитая, раздавленная горем, в слезах, под незабываемую музыку Нино Рота.

Неожиданно её окружает толпа молодых и веселых людей, они смеются и желают ей доброго вечера. Кабирия поднимает глаза и видит мир, шумный, приветливый и дружелюбный. И в ответ она дарит этому миру свою улыбку, улыбку сквозь слезы.

Эта улыбка после поражения, финал фильма, говорит зрителю, что ещё не всё потеряно, осталась надежда, а это главное.

Эта улыбка сквозь слёзы стала символом итальянского кино 50-х.

Игра главной актрисы поражает. Ее героиня из тех простых людей, которые так наивны из-за чего им приходится в жизни несладко.

Несмотря на легкое непопадание в возраст (актрисе на момент съемок было уже 36), Мазина уловила настроение героини и создала один из лучших женских образов мирового кино – наивный, смешной, светлый и добрый.

Самое важное, что в очередной раз теряя и деньги, и любовь, Кабирия находит в себе силы вновь надеяться на чудо. Это не конец, просто Кабирия поднялась и снова отправилась на поиски счастья.

Она не вешает нос, а наоборот, улыбается миру, убеждая и себя и зрителей, что самый темный час - перед рассветом, что завтра обязательно будет лучше.

Эта простая история о добре и зле, переданная черно-белой картиной, оказывается невероятно глубокой, если вглядеться в то, как Феллини играет со светом и тенью, если обратить внимание на метафору смены дня и ночи в жизни Кабирии.

Например, можно сказать, что надежда вновь и вновь зажигает фонари на беспросветном пути, по которому идет героиня.

И зрителю вместе с режиссером остается надеяться на то, что ночи Кабирии закончатся, и для нее настанет настоящий день.

Но Феллини не допускает однозначных «хеппи-эндов», и внимательный зритель всегда задумается о том, что будет дальше с Кабирией, потерявшей абсолютно всё, чем она успела обзавестись. Ф. Феллини говорит о том, что «Кабирия — жертва, какой может стать каждый в тот или иной момент жизни. Однако Кабирии не повезло больше, чем многим из нас. И все же она не сдается. Фильм, тем не менее, не утверждает своей финальной сценой, что теперь за Кабирию можно не беспокоиться, лично я не перестаю за нее волноваться».
 
«Ночи Кабирии» стал очередным триумфом Джульетты Мазины, сыгравшей главную роль так, как не смог бы никто другой. После успеха «Ночей Кабирии» Феллини сказал: «В сущности, я обязан ей всем».

Великий итальянский режиссёр Федерико Феллини так красиво и непринуждённо показал ночи Италии, искусно снял историю любви и раскрытие обмана, а Джульетта Мазина сумела удивительно сыграть запоминающийся и живой образ естественной женщины.

Безусловно, это одна из лучших картин великого режиссера Феллини и его музы - великой актрисы Джульетты Мазины.


Рецензии