Возраст любви. Становление офицером и поиск любви

               
               
По  выходным  дням,  когда  нас не  задерживали  в  части, и  не  было  никаких   вводных,  наша  компания   офицеров  после   ужина  в  Доме  офицеров  шла    на  танцы. В  один  из  выходных  дней  где-то  в средине  августа  мы пошли    на  танцы  в  городской  Дом  культуры; он  располагался  в  центре   города.  Видимо,    до  войны  у  финнов  в    этом здании  тоже  был   Центр  культуры  и   отдыха:  основное   помещение   было  отведено  под  танцевальный   зал,  просторный  светлый,  хорошо освещенный. 

Своим  даже  внешним  видом    Дом  культуры     отличался  от  других  зданий.  Как  и  во  всех  Домах  культуры   страны  в  нем    была   хорошая   библиотека,    комнаты  для  занятия  кружков  художественной  самодеятельности,  ресторан.    Поскольку  Дом  офицеров  находился    недалеко   от  Дома  культуры,  мы  сначала  зашли  в     ресторан,    затем    пошли  на танцы.      

Нужно  сказать,  что  офицеры  никогда    не  ходили  на  танцы  в  форме.  Видимо,  трудно  представить,  чтобы    офицеры  в  военной  форме  танцевали  быстрые  танцы.  По  крайней  мере  мне  даже  сейчас  в  наше  время  трудно  представить  офицера  в  военной   форме   в  быстром  темпе бегающего   по    большому  танцевальному  залу.    Уже при   приближении  к  Дому  культуры  с  улицы  были  слышны  звуки  духового    оркестра,  выводящего   звуки  вальса   «Голубой  Дунай».   Раздевшись  в  гардеробе,  мы  поднялись  на  второй   этаж,  зашли  в   зал.  Народу   было  много,    разного  возраста.  Сейчас   молодежь     отдыхает   в  кафе.  В  те  далекие  пятидесятые  годы  прошлого  века    даже  в  таких  крупных городах,   как    Москва  и  Ленинград, кафе  было   мало.   Поэтому  молодежь     отдыхала  на  вечерах  танцев  в  Домах  культуры.  Студенческая  молодежь    отдыхала  на   вечерах  в  своих  ВУЗах.

Зайдя  в   танцевальный  зал,   мы,  внимательно  осмотрев  всех,    стали  искать   своих  знакомых.   Я  подошел  и  поприветствовал  знакомую  девушку Валю  Ковалеву,  студентку  стоматологического   института.    Мы поговорили    несколько     минут,   она   ушла  танцевать,  но по дороге   подошла  к  незнакомой  мне  девушке;   было  видно,  что  они  старые  знакомые.  Эта   девушка  выделялась  среди  всех  других  своей   яркой  внешностью.   Одета  она  была  в  серую  юбку,  черную  кофточку   с  оголенными  руками ,  и     вокруг  шеи   был  повязан  желтый  шелковый  шарфик. Но  не   одежда  выделяла  её.  Все   тогда   одевались    довольно  скромно,  а     выделяло - её   лицо.  Большие  серые  глаза  излучали  какой-то  теплый  свет,  на  губах  таилась     загадочная  улыбка.  Весь  её   облик  напомнил  мне  знаменитую  аргентинскую   актрису  и певицу   из  музыкальной  комедии    «Возраст  любви»    Лолиту     Торес.  Около  девушки  стоял  скромный  молодой  человек.  Я  понял,  что  сегодня   я   без неё  не  уйду,  и я был  полон решимости  познакомиться  с ней .  Я  попросил  Валю представить  меня  своей  подруге,  что  она  и  сделала:  -  Моя  школьная  подруга,  студентка  института  из  Ленинграда, Римма-  будущий     химик-технолог - представила   девушку  Валя.  -   А  это -  будущий  генерал, а  сегодня  пока  лишь лейтенант,   Иван   Иванович.- шутливо  сказала она   и   убежала  танцевать,  оставив   нас  наедине.

 - Откуда   здесь,   почти на  севере  страны,    у   вас такая      аргентинская   улыбка?- обратился я к  новой  знакомой.

 Нужно   заметить,  что  имя  этой   знаменитой   аргентинской    артистки  и   певицы в  пятидесятые  и  даже  в   шестидесятые   годы  прошлого  века    было     хорошо   известно  каждому  советскому  человеку.  Большинство  нашей  молодежи  знаменитую   музыкальную  кинокомедию  « Возраст  любви»   смотрело  по  несколько  раз.  Замечательные   песни   из  этого фильма  часто  звучали  по  радио.  Даже  многие   сюжеты  из  этого  фильма  были   использованы     режиссером  Эльдаром  Рязановым  в    советской  музыкальной   комедии    «Карнавальная  ночь». По- моему ,  своим  успехом  «Карнавальная  ночь»  обязана   тем,  что в этом  фильме, как  и  в  «Возрасте  любви»,  звучало  много    песен,  групповых  танцев,  шуток.  А  наша   великая  актриса  Людмила  Гурченко   признавалась  в  своих  воспоминаниях,  что  фасоны своих   костюмов  и в  фильме,  и  в  обыденной  жизни,   она заимствовала  у  Лолиты  Торес.   Широкий пояс перетягивал тонкую  осиную  талию, а платье   разлеталось   широким   веером книзу. 

Поэтому     сравнение   моей    новой  знакомой  студентки  из  Ленинграда не  было  ошибочным,  её  талия  была  такой  же  тонкой   и   перетянута  так же широким  поясом,  как  у  Лолиты  Торес  и  Людмилы  Гурченко.   Во   время  танца  я  напевал  отрывки  из   аргентинской    кинокомедии.  Правда,  южноамериканские  красавицы   очень  быстро  отцветают.

Когда  много позже, мы  с Риммой,  уже  моей  женой,   пришли  в Ленинграде    в   семидесятые  годы  на  концерт  Лолиты  Торес,  приехавшей  на  гастроли  в   Советский  Союз, то  увидели  располневшую  женщину,  которая  во  время  концерта  часто  садилась  на  стул,   хотя   голос  её  оставался  таким   нежным  и  звонким.   Правда,  у  неё  уже  к  тому  времени  было  пятеро  детей. Я  прошу  прощения  за  моё  лирическое  отступление  от  главного  сюжета, но  это  была  наша  жизнь.

Итак,  я  возвращаюсь  к  нашему  танцевальному  вечеру    в  Доме  культуры   Выборга,  который  оказался    для  нас  двоих  важной  вехой   в  жизни. И  нечего  потом  уже  говорить,  что  зря   мы  пошли на    эти танцы, которые  соединили  наши   жизни, и  получилась   общая  судьба,  которая      длится  уже  несколько  десятилетий,  и за этой  судьбой  стоят и  дети, и  внуки и  уже  и   правнук.  А  начиналось  все  со  случайного    вечера  танцев  далекого   пятьдесят  шестого  года  прошлого  века. 

Вот  и  Вы,  дорогой  мой  читатель,  оглянитесь  назад  на  прожитые  годы  и  прочтите их как  большую  книгу;  в  этой   книге  вы  найдете  много  интересного,  все  в ней  было -  и  радостное  и  печальное,  были  приобретения  и  потери,  но  все  это  наше  совместное.  Может быть, после прочтения  моей  истории  вам  захочется  еще  раз  оглянуться  на  свою  жизнь  и,  если  не  поздно,  где-то  её  поправить  или  изменить.

Я  же    вновь  возвращаюсь  к  тому  вечеру,  ибо    с  этого  вечера  началась  моя   новая  дорога  в  жизни.  А  мне  еще предстояло в  этот  вечер  завоевать  сердце  красавицы.  Ведь  на  вечере   танцев  стоял     молодой  человек,  с  которым  пришла  наша  красавица, и  ждал,  что  же  будет  дальше.  А  я не  ждал.   Я  шел в наступление,  ибо  как  говорил  классик:    «Оборона – смерть,  главным  видом  боя  является  наступление».  Вот  я и  наступал.     Римма  жалобно  сообщила  мне,  что  номерок  от  её   пальто  находится  у    Володи -  её  спутника.  Я   подошел  к  Володе,  вежливо  поздоровался  и  сказал,  что  его  спутницу  сегодня  домой  буду провожать  я.  Володя   оглянулся  на  Римму,  она  в  знак  одобрения  моего  поступка  кивнула  головой,  подтвердив, что  я  поступаю  с  её  согласия.  Забрав  номерок,  мы   решили  покинуть  вечер  танцев  и пройтись   по  улице. 

Августовский  вечер  был    свежим,  но   тепло  еще не  покинуло   город.    Мы  шли  по  широкому  парку  из  лип  и  кленов,  высаженных  еще  старыми  хозяевами  города  лет  сто  пятьдесят  назад,  протянувшемуся  вдоль  главной  улицы  от  площади  Ленина  до  рынка.  Этого  пути  хватило  нам,  что  мы  могли  все  рассказать  о  своей  жизни.    Я  рассказал   своей  спутнице,  что   родители  мои  погибли  в  годы   войны,  что  я  воспитывался  в  двух  детских  домах  и  суворовском  училище,  что  у  меня  есть  две  сестры,  старше  меня.

Римма  рассказала  о  своих  родителях,  которые  работали  вместе  на   электромеханическом  заводе,  что  её  отец  в  годы  войны  был  подводником,  что  у неё  есть  младшая  сестра. Я  проводил  Римму  до   её  дома,  высокого   одиннадцатиэтажного   дома,  в  котором    лифт  работал  только  до   войны  с  Финляндией, а сейчас  все  жильцы   поднимаются  в  свои  коммунальные   квартиры    своими  ножками.

Как   вспоминала  мне   потом  Римма,   в  этот  вечер  я  успел   пересказать  ей  биографию  и  стихи  выдающихся  поэтов   серебряного   века.  Любовь  к  поэзии  была  и  остается  моей  слабостью   на  всю  жизнь. Нужно  сказать, что  мне повезло с  моими   педагогами  и  в  школе,  и  суворовском  училище;  они  привили  нам такую  любовь  к  поэзии,  что   впоследствии  в каких  бы  сложных  условиях жизни, а  в  армии  таких  условий  пришлось  пережить  немало,  поэзия   всегда   была  моим  лучшим  спутником  жизни. Немудрено,  что   поэзия  и  в  тот  решительный  вечер  объяснения  в  любви,  помогла. Мне  никогда  не  хватало  простых   слов  о  возвышенных  чувствах, на помощь  мне  приходили  А.С Пушкин,  М.Ю.  Лермонтов,  Ф.И.  Тютчев ,  С.  Есенин.

Мне кажется,  что  антология   русской  поэзии  помогала  в  жизни  не  только  мне,  а  всем  романтикам  и  любителям  поэзии.

Договорившись  о  завтрашнем  свидании,  я  быстро  пошагал  к  своему  автобусу,  иначе  мне  бы  пришлось  идти  несколько  километров  до  нашего   гвардейского    поселка,  где  я  квартировал  со  своими друзьями.

А  поселок  наш  действительно   носил  название   «Гвардейский»,  так  как  в  нем   располагались  все   артиллерийские   части  корпуса.
На  следующий  день  обычные  дела  и  заботы  в  части:  совещания  у  командира  полка,  беседа   комиссара   полка  с  политработниками,  в  их  числе  был  теперь  и я.  У  нас  подобрался  замечательный  состав  политработников  полка:  парторг  полка  майор  Палагин  Юрий  Константинович,  лет  сорока,   характер  прекрасный.  Он никогда не  унывал,  из  любой  ситуации  он  мог  найти  выход.  В  годы  войны  Юрий  Константнович      во  время  боя  оказался  один на  один с  вражеским  танком. Вы  можете  себе  представить,  каково     любому  воину,  когда на него  катится  стальная    бронированная  махина,  стреляя на  ходу.    Юрий  Константинович,  сохраняя  хладнокровие,  подпустил  бронированного  зверя   поближе и  нажал  на   рычаг   «выстрел».  За  этот  подвиг  Юрий  Константинович   был  награжден  орденом  Красной  Звезды. 

Это  он   увидел    во мне -  молодом  лейтенанте,  только  что   прибывшим  из училища  будущего   политработника  и   убедил  меня  стать   комсоргом  полка.   Он  давал  мне  первые  уроки  моей  будущей  профессии:  найти  в  молодом  воине  какие-то  особые   положительные  черты  характера и  раскрыть  их  самому  молодому  человеку. -  Спасибо  вам,  Юрий  Константинович,  что и  во  мне  вы    разглядели  будущего военного   педагога,  умение  работать  с  людьми. 

Вторым  моим  старшим  товарищем  по   коллективу  политработников  полкового  звена   был  пропагандист  полка  майор Лукьянов   Анатолий    Павлович.  Он  тоже был  участником    великой  Отечественной   войны,  после  войны,  окончил  военный  педагогический   институт  имени   М.И.Калинина.  Из  этого   института  выходили  высокообразованные  военные педагоги -  политработники  в  широком  смысле  слова.  Я  потом,  во время  своей  службе  встречал    многих  выпускников  этого   института,   занимающих  высокие  должности  в  армии.

Да и  с  Анатолием  Павловичем  мы  встретились  через  много  лет  в  Политическом  управлении  Ленинградского   военного  округа.  Я,  будучи  уже  полковником,  заместителем  начальника кафедры   общественных  наук Ленинградского  высшего     общевойскового  командного  училища, а  он - Начальником   управления  пропаганды  и  агитации    округа.  Но  это  будет  потом. 

А  пока  наш  меленький  коллектив  политработников    8—го  гвардейского  артиллерийского   полка    дружно  и  слаженно  трудился,  решая   сложные  задачи   организации  партийно-политической  работы  в  полку.  Как   хорошо  вспомнить,  когда  в  начале  армейского  пути  ты  встретил  таких   грамотных,  душевных,  честных,  преданных  своему  делу людей. Я  всегда  помню  вас,  дорогие  мои  старшие  друзья,  которые  радостно  приняли  меня  в  свой  коллектив, протянули  руку  помощи и  направили на  верный  путь,  которым   я  верно  шел  все  тридцать   шесть   лет  в  армейском  строю  и    оправдал  оказанное  мне  доверие.

Я  все  честно  рассказал на  следующий  день  в  партийном  бюро,  где  у   каждого из     нас  был  свой  рабочий  стол,  все  случившееся  со  мной  т.е.  то,  что  я  встретил  здесь  в  Выборге  свою  любовь.  Мои  коллеги-друзья  расспросили  меня  о  моей  избраннице и    пожелали  мне  удачи  на  этом  сложном  пути  жизни. Я  был  уверен  в  своих  старших  друзьях,  что  они   помогут  мне  решить  все  задачи,  которые  стояли на  моем  пути. 

А  задач  у  секретаря  комитета  комсомола  полка  было  много.  Практически  ведь на    90%   полк  состоял  из   молодежи,  т.е.  из   комсомольцев.   Нужно    было  на заседании   комитета  комсомола  решать   вопросы  укрепления  воинской  дисциплины методами  и  формами,  присущими  работе   комсомольских  организаций  подразделений,  нужно  было  отдельно  решать   вопросы  дисциплины  среди   молодых  офицеров,  которые    были  моими  «подопечными»,  т.е.  комсомольцами,  вопросы организации   художественной  самодеятельности  и др.   Я думаю  достаточно  перечислять  мои  обязанности, их  было  много.  И  теперь  мне  предстояло  каждый  вечер  спешить  на  свидание,  закреплять  полученный   успех,  думать,  как  бы  разнообразить  наше  свидание,  чтобы не  отпугнуть    девушку, ссылаясь на  свою  занятость   по  службе.

Закончив  работу   около    17.00, я  бежал на  свидание  с  Риммой.  Иногда,  (теперь  она  уже  говорит  «почти  всегда»)  я    садился на  автобус  в  поселке и  ехал   на  свидание.  Местом  встречи  у  нас  был  парк,  она  терпеливо  меня  дожидалась  на  скамеечке  в   парке.     Поскольку  Рима     в  конце  августа   уже  уезжала  в  Ленинград  на  занятие,  то  я   остановлюсь   только на  некоторых    событиях   августа.

 В  один  из  дней  мой   хороший  знакомый   командир  взвода  связи  Свистунов  Виктор    сообщил  мне,  что  у  него  в  воскресенье  состоится  свадьба,  и  он  приглашает    меня.  - Я  приду,  только не  один, а  со  своей   невестой,- ответил  я.  -  Хорошо,  Ваня,  жду  вас  вдвоем.  Я   сообщил  Римме,  что  мы   приглашены на  свадьбу.  Кстати,  это  была  первая  свадьба среди  моих  молодых  друзей  офицеров,  которые  завершали  свою   холостяцкую  жизнь.  У  Виктора  отец     был  полковник,  профессор  в  академии   связи.   Его  прежнюю   девушку, студентку   Ленинградского        медицинского   института    Валентину  я  хорошо  знал.  Красивая   умная   девушка,  производила на  всех   потрясающее  впечатление.    У  них    произошла   какая-то  размолвка.  Они поссорились,  и  Виктор    в  отместку  Валентине  решил  тут же  жениться  на  девушке,  работавшей  продавщицей   в  магазине.   С  Валентиной   Виктора  мы пытались  примирить,  но  ничего  не  получилось.  Решение  было  принято.  Так  я  в     первый   раз  столкнулся   со  случайностью   в  решении   серьезного   вопроса - создании        семьи.  Я  уже   выше  писал  о  роли  случайности  и  закономерности  в  таком   сложном  и  важном  вопросе   как   женитьба.

В  назначенное  время  мы  с  Риммой  впервые     в  жизни   вдвоем   были  свидетелями  свадьбы,  создания  молодой   семьи.  Виктора  я  уже знал  в  течение  двух  лет.  Умный, красивый,  спортивного   вида  молодой  человек.
Не  знаю  по  какой  причине    при  наличии  такого  отца,  профессора  академии  он  не  получил  среднего   образования,  стал  лейтенантом.  Это  выявилось,  когда   я  его  спросил,  почему  он  не  воспользуется  такими   связями, не  поступит  в  академию  связи,  он  мне  ответил : - Ваня,  я не имею аттестата  зрелости,  мне нужно  заочно  закончить  десять  классов.
И  вот    теперь  он  уже   рассорился  со  своей   девушкой,  студенткой  мединститута, и  женился  на  продавщице  магазина.  Даже на  свадьбе  было  видно,  что   это не  его     пара.  Мое глубокое   убеждение,   молодой  перспективный   офицер  должен  брать  в  жены   девушку  с   высшим  образованием  или,  по  крайней    мере,   студентку  вуза. 

Некоторые  читатели  могут  осудить  мою   позицию  в  этом  вопросе.  Есть  много   пословиц  и  поговорок  на  эту  тему.  Но  не  зря  ведь в  народе   много  говорят  и  осуждают   жен  офицеров,  которые  не  имеют  достаточного   образования,  интеллекта,  культуры    поведения. О таких  говорят: - А   что  с  неё  взять?  Ведь  она  офицерша!.  Мне  самому  частенько   обидно  слышать     слова  в  адрес  жен  офицеров,  я  готов  с  такими  особами  спорить,  доказывать,  что  они не  правы.  Но  от  этого  положение   не  изменится.  Я  могу  привести  десятки   аргументов  и  причин,  почему  это   происходит.   Но   это   я  раскрою  в  другой  повести  или  рассказе, здесь  же мы  вернемся  к  свадьбе  Виктора .   

Свадьба,  как  ей  и  положено,  «пела  и  плясала»,    вино  лилось  рекой,   звучали   умные  и   веселые  тосты.  Только    мне на  этой  свадьбе   было  немножко  грустно: на  месте   невесты  Виктора  - Ирине,    мне  виделась   другая  невеста - Валентина. Улучшив   минуту,   я  сказал   Римме  вещие  слова:  - На   следующий   год,  дорогая,  готовься   к  нашей  свадьбе.  Она  неопределенно  усмехнулась.
 
Продолжение следует...


Рецензии
Здравствуйте, Иван Иванович! Рассказ понравился. В нем говорится о выборе спутницы жизни. Честно говоря, и жизнь показывает, что это лотерея: повезет-не повезет. Бывают люди с высшим образованием лишены элементарного: любви, понимания и заботы к своему избраннику из-за эгоцентричности и честолюбия.Хотя в принципе я с Вами согласна: будущие супруги должны быть примерно одинакового статуса, так им легче будет притираться друг к другу.
с уважение и наилучшими пожеланиями Людмила.

Людмила Каштанова   27.08.2016 13:52     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.