Сергей Чубко

Сергей Чубко
 
Приближался очередной праздник – 8 Марта. Нужно было подготовить телепередачу о весне, о любви, о женщинах. Конечно, не обойтись в этот день без стихов. Как раз накануне мы в феодосийском пресс-клубе провели конкурс стихов о любви. Комментарий об итогах конкурса я решил взять у члена жюри поэта Сергея Чубко. Чем-то он мне понравился.
Созвонились, договорились о встрече. В назначенный день была отвратительная погода. Снег, метель. Снимать невозможно. Но встреча состоялась. Мы сидели с ним на скамейке. Любовались бушующим морем. Я сетовал о не состоявшейся съемке. Он успокаивал меня. Говорил, что впереди еще много праздников. Успеем. Сережа читал свои стихи тихим задумчивым голосом. Показалось, что и погода усмирилась, чтобы послушать его.
В стихах было много грусти, личного, пережитого. Но грусть и печаль была светлая. Мы долго сидели на безлюдной набережной. Расходиться не хотелось. Про себя я подумал: «Надо сделать о нем творческий портрет».
Большую группу творческих людей из Феодосии пригласили на литературный форум «Альгамбра» в Симферополь. Попали туда и мы с Сережей. Жили в одном номере гостиницы.
Днем на форуме стихи и песни, вечером в гостинице песни и стихи. Сергей приятно удивил всех игрой на гитаре. Репертуар у него был обширный. Бардовские песни, шансон и даже блатные. Он был душой компании. Я еще раз сказал ему о своем желании сделать с ним передачу. Он отшутился: «Еще успеем, я не все написал».
В один из дней с утра у многих были свои дела в городе. Собрались мы только ближе к обеду возле зала заседаний. Ждали перерыва, чтобы зайти в зал. Мы с Чубко развлекали друг друга старыми анекдотами. К нам подошел один поэт из нашей делегации. Он с серьезным видом пародировал классиков и лихо выпустил несколько своих «шедевров».
– Я вчера сорок экземпляров раздал, а сегодня до обеда уже семьдесят, – с гордостью обрадовал он нас. Сережа тоже с гордостью ответил:
– А я наконец-то достал нужные заготовки для ключей!
Я спросил:
– Сережа, а где твои сборники?
– Пока нет, все не соберусь, – простодушно отмахнулся он.
Сергей работал в мастерской по изготовлению ключей и всякой мелочи. Его киоск стоял около центрального рынка. Обычно по субботам мы с женой ходили на рынок за продуктами. Она шла на рынок покупать продукты на неделю, а я – к Сережиному киоску… Просовывал голову в узкое оконце, и мы с Сережей оставались один на один. Разговоры получались очень личные.. . Приходила жена и возвращала меня в реальный мир, нагружая недельным запасом продуктов.
Однажды сломалась у меня дома микроволновка. Я к Сереже. Тот пыхтел полчаса. Сделал. Я протягиваю денежку:
– Спасибо!
– Хорошим людям всегда рад помочь, – убирая мою руку, улыбался он. Такие камерные встречи продолжались несколько месяцев. Хорошо помню последнюю нашу встречу. Разговор шел о книге Михаила Веллера «Все о жизни». Нам обоим нравился этот писатель.
– Умная книга, я даже выписываю кое-что из нее для себя, – признался Сережа. Он думал о жизни… Болезнь помешала ему…
А я так и не сделал о нем передачу. В моем архиве нет даже его крупного плана! Первый сборник стихов Чубко вышел только после его смерти. Он небольшой, но очень содержательный. Я долго выбирал, чем завершить главу о поэте Сергее Михайловиче Чубко. Все стихи сборника этого достойны. Пришлось все-таки выбрать…

И я по гроб Судьбе обязан.
Я – есмь! А город между тем
Мне виден каменною вазой
С зубами крыш, лепниной стен.

Слизал бы улицы шершавый
Язык мой след с лица земли,
Когда б лучей Господней славы
Меня в той вазе не нашли

Я – есмь! Я – есмь! В любом овале
Меня Судьба возводит в куб.
Но мне ноктюрн сыграть едва ли
На флейте водосточных труб.

2002 г.

Сергей Михайлович Чубко (1947-2002) – феодосийский поэт. В 2010 г. открыта мемориальная доска на доме, где жил Чубко. Автор сборников «Исповедь души» (2002) и «Исповедь души


Рецензии