Отец Георгий

Отец Георгий
 
Пригласил Олег Павлов меня на субботнюю службу в храм Иверский иконы Божьей Матери, который находится на Карантине. Олег был старостой церкви. В средние века в Старом городе располагалось более двух десятков церквей. Сегодня осталось четыре, действующая только одна. За многовековую историю храм то открывался, то закрывался. Вот и в наши дни он долго стоял закрытый, лишь несколько месяцев назад открылся.
Много усилий (физических и материальных) к восстановлению храма приложил и Олег Павлов. Нас встретил батюшка, Красивый, спортивно сложенный мужчина. Хорошие манеры, доверчивый голос. Традиционная ряса на нем сидела нарядно и по фигуре. Он мне сразу понравился.
Мы вошли в храм. В двух словах он познакомил меня с обстановкой и занялся службой. Я еще немного постоял, послушал и ушел. Так бы наверно и закончилось наше знакомство, но через неделю к нам в феодосийский пресс-клуб пришли двое священников. В черных рясах, с большими крестами на груди. Зрелище было необычное. В кафе, в центре города, среди журналистов сидели «служители культа» и пили чай с бубликами.
Один из них был отец Алексей, которого я знал как настоятеля храма святой Екатерины. Бывший летчик, он и сегодня лихо гонял по городу на своем старом «Москвиче», имел деловую хватку и личное мнение. Второй был уже знакомый мне отец Георгий. Отец Алексей представил отца Георгия пресс-клубовцам. Отец Георгий затеял разговор. О чем он говорил, я уже не помню, но его грамотная, убедительная речь меня удивила. Впечатление складывалось такое, словно отец Георгий всю жизнь был профессиональным пропагандистом. Прощаясь, отец Георгий похлопал меня по плечу и, улыбаясь, сказал:
– Ну что, испортил я вам обедню?
– В тот момент я уже был уверен, что наша встреча с ним далеко не последняя.
И зачастил я на Карантин как на работу. С утра до вечера мотался с ним по многочисленным делам и обязанностям священника. Снимал, разговаривал. Был у него в доме, он был у меня дома. Мы подружились, что сказалось на эмоциональной тональности материала.
Я спросил его:
– Отец Георгий, место вашей работы уникальное. Комфортно вам здесь?
– Это место – сосредоточие храмов. Оно освящено проповедью апостола Андрея Первозванного. Первый век. Только свершилось воскресение Христово. Именно с тех времен Андрей Первозванный и его ученики намолили эту землю и она стала святой.
– Когда принимали сан, верилось, что будете служить в таком святом месте?
– Нет, конечно. В первой половине моей жизни было обычное советское воспитание, атеистическое, У меня высшее техническое образование. Была ответственная работа на заводе «Море» в Феодосии. Делал корабли на воздушной подушке. Покрестился я в зрелом возрасте, в 34 года. Было это в кафедральном соборе в Симферополе. Крестил меня архиепископ Лазарь, прямо у себя в кабинете. И с тех пор жизнь моя круто изменилась и связана только с церковью.
– Где начинали службу?
– В Пермской области. Нас, выпускников духовных курсов, отправили туда на практику. Я попал в церковь 29-й зоны. Там сидело много убийц. Люди, лишенные свободы, ходили в церковь и приводили свою душу к Богу. Молодые парни исповедовались мне в поступках, от которых меня трясло. Они говорили: «Если бы мы раньше ходили в церковь, то никогда не совершили бы плохих поступков».
– Феодосия, конечно не Пермская область…
– Вот сподобился служить в этом Богом данном месте. Иногда бывают удивительные дни. Тут, около храма, есть большой камень, занесенный в книги ЮНЕСКО. Иногда сижу на нем и любуюсь. Как будто сама вечность глядит на тебя. Как здесь прекрасно, уютно душе и телу. На заводе я карабкался по служебной лестнице, даже стал руководителем. Работаешь, тратишь здоровье, нервы. Но ни смысла, ни удовлетворения нет, все в пустую! В школе учили, что попы – бездельники, религия – опиум для народа. Какая ложь! Сегодня я устаю в тысячу раз больше, но все в радость, все для душы. Чем больше устаешь, тем больше получаешь.
Сидим на том самом камне и беседуем. Вернее, я слушаю отца Георгия.
– Как человек приходит к Боку?
– Обычно человек за свою жизнь в церкви бывает два раза. Когда его крестят и когда его отпевают. Чем занимается церковь? Когда человек приходит в церковь, приходиться избавляться от греховных мирских привычек и переменять их на богоугодные, которые очищают душу. А это большой труд. Себя переделать – потяжелее, чем штангу потаскать. Помолиться – это духовный труд. Как правило, человек приходит к Богу тогда, когда ему плохо. Мой приход к Богу был тоже по болезни. Вера приходит не сразу. Постепенно глаза у человека открываются, и он к ней приходит. Вера становится необходимой ему как воздух, как пища. Вот так было и со мной.
– Запретов много. Ослушаться грех. Не устаете от этого?
– В мирской жизни запретов не меньше. В детстве нам говорят: туда не ходи, не суй пальчик в розетку. В юности советуют: не кури, не пей. Во взрослой жизни законы, обязательства. Я же белый священник. У меня есть матушка, дети. Они мою жизнь разделяют полностью. Вера православная говорит: Когда два человека соединяют свои сердца и Господь благословляет их брак, то каждая минута сближает их все ближе и ближе. « Да станут две плоти едиными». В миру же обычно муж и жена живут параллельными жизнями, иногда пересекаются в одной точке. Если и здесь не пересекаются, то совсем беда. Развод. Церковь учит за семью бороться. Если бы отцы занимались воспитанием своих детей, то в мире не было бы судов и смертной казни.
– Писателей называют инженерами человеческих душ. Вас, наверно, можно назвать врачевателями человеческих душ?
– Сказано про нас: пастухи мы. Пастух должен сохранить и приумножить свое стадо. Охранять от непогоды и волков. Нас тоже учили любить своих прихожан, беречь их. «Волков» сегодня множество вокруг. Это враги человеческих душ.
Он посмотрел на часы и заторопился. Предложил мне съездить с ним в село Насыпное. Вывел со двора старенький «Жигуленок» и мы поехали.
В Насыпном заканчивалась реставрация церкви. Отец Георгий по просьбе владыки руководил работами. Был прорабом. По дороге заехали еще в два-три места. Везде у него были дела. Качества руководителя пригодилась ему и здесь. Приятно было смотреть на него, чем бы он ни занимался. Чувствовалось, человек на своем месте и занимается любимым делом.
Хорошим людям на земле нелегко жить. Все мы ходим под Богом. Интриги и зависть не обходят и тех, кто молится глядя на небо. Вот и отца Георгия интриги вынудили покинуть Крым и уехать в Москву, где он продолжает служить людям и Богу в одном  из  храмов.


Рецензии