Шахматная Шкатулка. Предметная среда. 1

Шахматная Шкатулка. Предметно-пространственная среда.1

Сначала рассмотрим конкретный пример, ибо «ничто правильно не преподаётся и не изучается без примера».
Обратимся к понятию «шахматная доска».
Преподавать детям шахматы без шахматной доски скорее всего сложновато.
Поэтому посмотрим, что именно и как именно мы будем им предъявлять, знакомя их с этим сложнейшим понятием.
Самое простое – демонстрация.
Можно показать ребенку небольшую аккуратно сделанную на картоне шахматную доску, размером 27х27 сантиметров. То есть с размером одной клеточки доски 3х3 сантиметра.
При этом совсем не обязательно произносить слова: «шахматная доска».
Просто доска предъявляется для обозрения и на ней начинаем выстраивать разнообразные маленькие игрушки – слоников, лошадок, бегемотиков, обезьянок, тигров, львов. Уточек, курочек, зайчиков, белочек, куколок, роботов, машинки миниатюрные и так далее и тому подобное.
О вариативности на этом этапе:
Мы можем предъявить ребенку доску раскрашенную в белый и черный цвет.
А можем предъявить доску к летками белого и зелёного цвета.
Или белого и красного цвета.
Или светлосерого и темнокоричневого.
Понятно, что мы можем предъявлять доску самых разнообразных цветов и оттенков.
Наконец мы можем предъявлять доски выполненные на дереве, на камне, на пластике, на стекле,
доски-витражи, с подсветкой снизу, доски на экране монитора.
Мы можем организовать – например в программе «пэйнт» рисование и раскрашивание шахматных досок.
Таким образом мы получаем первичное представление о вариативности пространственно-предметной среды на самом первом уровне.
Теперь о размерах.
В реальной Шахматной шкатулке детского сада №10 «Снежинка» города Урая мы предлагаем вниманию ребенка несколько вариаций размеров шахматной доски. На полу расстелена шахматная доска-ковёр с черно-белой раскраской с размером клетки 40см х 40см.
На этой доске дети играют «гигантскими» пластиковыми фигурками и сами изображают фигурки, то есть играют в «живые шахматы». Под этим ковром располагается доска-пазл из пластика таким же примерно размером с желто-зелеными клетками.
На стене укреплены две вариации демонстрационной шахматной доски с размером ячейки  10см х 10 см с магнитными фигурками двух видов. Раскраска доски коричнево-жёлтая и темно-зеленая – светло-зелёная.
На детских столиках располагается набор шахматных пластиковых досок с размером ячейки 4см х 4см черно-белого исполнения, а специальные шахматные столики с встроенными ящичками для деревянных фигурок содержат доски с размером ячеек 3,5см х 3,5см темно-коричневого и светло-желтого исполнения на дереве под лаком.
Наконец на экранах мониторов – большого учебного и стандартных дети регулярно видят несколько электронных представлений шахматных досок.
Таким образом детям предъявляются шахматные доски трех основных размеров и семи основных раскрасок.
Соответственно этому они окунаются в мир нескольких представлений шахматных фигур – объёмных и плоских и дополняют эти представления представлением о «живых» шахматных фигурках, в том числе и представлением о конях и слонах, что дополняется еще рядом предъявлений, которые мы сейчас и опишем.
В первую очередь укажем на предъявление детям структурированных поверхностей как во дворе детского сада, в том числе и раскраски мелом и краской, так и на улицах и площадях города.
Особняком стоит гигантская шахматная доска на одной из самых интересных площадей Урая между центром «Юность Шаима» и городским музеем, именуемая мною условно как «площадь трёх куполов». Де факто площадь структурирована на квадраты чудесной выкладкой из специальных цветных кирпичей. На этой площади регулярно устраиваются конные верховые прогулки для детей, что создает реальный образ живого коня на гигантской шахматной доске.
Имеется и ряд других хорошо структурированных поверхностей в городе, которые используются нами при каждом удобном случае для демонстрации детям «на ходу».
Взаимодействие с родителями заключается здесь в том, что в индивидуальных консультациях мы указываем родителям и воспитателям на имеющиеся объекты и на пути их предъявления детям в процессе прогулок и совместных игр.
В масштабах страны мы с большим воодушевлением указываем детям и родителям на целый ряд объектов, которые позволяют заметно расширять образное представление об объекте «шахматная доска», и нами специально помещен ряд материалов на эту тему в публикациях в Интернете, например: Соловецкие каналы, линии метрополитена, лифты, особенно прозрачные лифты в торговых и общественных центрах, фасады многоэтажных зданий, фуникулёры (во Владивостоке и Киеве) и так далее и тому подобное.
Но на этом вопрос о вариативности раскрытым до конца не будет.
Мы обязаны теперь вернуться к произведениям ряда отечественных в первую очередь авторов и упоминания о творчестве авторов зарубежных.
Например в книгах и статьях у Е.Я Гика, В.Хенкина, большого специалиста именно по занятиям шахматами с дошкольниками И.Сухина и других.
Речь идет об изменении размеров доски не в размерах, а в числе клеток и форме.
Помимо различных видов гексагональных шахмат, шахмат цилиндрических и тороидальных, шарообразных и «объемных» - что является более интересным уже на уровне младших и средних школьников, мы немного расскажем о «малых» и «больших» досках:
Самый маленький размер – одна клеточка. Далее идут 1х2 клетки, 2х2 клетки, 2х3 клетки, 3х3 клетки, 3х4 клетки и т.д. И.Сухин предлагает детям большое число учебных задач на доске размером 3х3 клетки.
В своих практиках я активно использую доски 4х4 и 4х8 клеток.
В свое время был опубликован прекрасный материал: игра в «футбол» на доске размером 5х8 клеток.
Для математически ориентированных школьников интересны и большие доски – 10х10 клеток, 12х12 клеток, 16х16 клеток и даже… бесконечные шахматные доски!
Таким образом вариативность предметно-пространственной среды на примере «шахматная доска» раскрывается по:
Размерам элементов
Цвету элементов
Форме элементов
Материалу элементов
Количеству однородных элементов
Способам и качеству объектных представлений элементов
Способам движения ребенка в указанном материале предметно-пространственной среды


Рецензии