Грехи и страсти наши современные напасти!

    
    "Как судно, нагруженное и предоставленное течению буйных ветров, скоро потопляется, так и душа, живущая безпечно, подвергается безчисленным страстям"
                Свт. Иоанн Златоуст

     Грех – это действия, направленные против воли Божьей, открывающие нас воздействию дьявола, то есть это условия, при которых человека отставляет благодать, вследствие несоблюдения им заповедей Моисеевых и заповедей Блаженств.
     Можно сказать, что грех – есть отпадение об Бога и присоединение к дьяволу.
     В учении православной Церкви принято грехи делить следующим образом:
     Первородный грех – то есть, грех первых людей, отпавших от Бога и уподобившихся «древнему змию», проявляющийся в виде склонности их потомков к злому и греховному.
     Родовой грех – это грех, преобладающий среди представителей рода, усиленный и закреплённый в роду в виде необузданной страсти. Примером этой страсти может быть алкоголизм, блуд предаваемый по родовой линии и т.п.
     Личный – грех, в который отпадает человек исходя из своего личного выбора, и в котором он упорно живёт. Как правило, он смертный, свойство его состоит в том, что этот грех отдаёт его во власть демонических сил и в дальнейшем процветает в виде страсти.
     Как же человек отпадает в грех и как им начинают руководить страсти?
Разум человека систематически подвергается воздействию со стороны тёмных сил – бесов и демонов, главной задачей которых является увести нас от Бога, чтобы мы не обрели Царствие Небесное, начали жить своим хотением, а они получили услаждение от тех грехов и страстей, в которые мы отпали.
     Сознание человека постоянно занято различными мыслями, в нашей голове прокручиваются разнообразные сюжеты, мы что-то обдумываем и не осознаём того факта, что мысли могут быть нам навязаны со стороны, и  выданы за наши.
     Один из священников сказал о том, что человек в своём желании угодить Богу через неприятие системы антихриста забывает о своих мыслях и не пребывает в постоянной молитве, посредством которой он может получить от них избавление. Он назвал это «стрижкой ёжика», суть которой, по его мнению, должна сводиться к постоянному контролю своих мыслей: «у ёжика растут иголки – наши мысли, не дающие нам общаться с Богом, их нужно постоянно подрезать – стричь по мере их роста, а именно пребывать в молитвенном состоянии…».
    Трудно не согласиться, но я думаю, что этого недостаточно. Этот священник недоговаривает, а попросту лукавит и лукавство его заключается в том, чтобы перевести внимание от одного на другое.
    Когда нас гложит какая либо мысль, мы концентрируем своё внимание на ней и не можем воспринимать целостную картину реальности. Если мы освобождаемся от мыслей, у нас появляется возможность концентрировать своё внимание на целом, на том, что нас окружает, видеть все мелочи...
    Может именно в этом и состоит сущность «стяжания Духа Святаго»?
    Посредством непрестанной и сердечной молитвы, через искреннее покаяние (изменение ума) и ведение соответствующего образа жизни, человек освобождается от суетных мыслей и начинает пребывать в невидимой связи с Творцом. А раз так, то он в состоянии бороться с грехом и выйти из под влияния страстей.
    Как сказал Святитель Иоанн Златоуст: "все боятся одного, какбы не сделаться бедным, а как бы не попасть в гиенну - о том никто не безпокоится и не трепещет". Своим выбором мы можем оскорбить Бога и прервать с ним общение - грань в этом месте размытая и очень тонкая.
    Так что кроме "стрижки ёжика" нужно думать и о том, как не отпасть от Бога, поскольку лукавый нас подстерегает на каждом углу, осыпая нас грехами и страстями и уводя подальше от Бога.
    За каждый грех и за каждую страсть отвечает определённый бес. Этих бесов много, как правило они не ходят в гости по одному. Убраный дом не может долгое время оставаться пустым...
    Каждодневное повторение грехов приводит к образованию страстей, когда человек отдаётся им и становится, зависим от них, а именно, незаметно для него находится во власти тёмных сил.
    Страсть – качественный недуг души или навык к греху, ставший незаменимой частью человека, когда он уже не в состоянии справится с нею. За каждой страстью стоят демоны, которые вымещают всю злобу на человеке, поскольку они не в состоянии навредить Богу, но могут это совершить через образ Божий.
    Надо осознавать, что все страсти гибельны для души человека. Как правило, одна страсть замещает другую, что происходит под влиянием бесов и демонов. Эти бесы передают душу человека, отпавшего в грех и поражённого страстями, друг другу, чтобы, в конце – концов, погубить её.
    Иногда слышишь: «его или её Бог наказал…». Это неправильное утверждение
    Нельзя говорить, что Бог наказывает человека. Бог никогда его не наказывает, Он всех любит. Наказываем себя мы сами, когда под влиянием бесов, предаваясь «первородному» греху, делаем неправильный выбор, и в ответ на который, Бог попускает нам те или иные обстоятельства. То есть, мы по собственной воле прерываем общение с Создателем и пускаем к себе бесов и демонов, которые набрасываются на нас, вследствие оставления нашей души благодатью, и бесы начинают мстить нам, мы начинаем болеть, у нас всё не ладится и т.д.
     Человек, либо связан с Богом, либо связан с дьяволом. Золотой середины тут нет.
     Зла на самом деле не существует, есть условия, при которых отсутствует Бог в сердце человека и вот эти условия мы называем злом. То есть, зло - творение разума человеческого. Отрицая Бога, мы прерываем с ним общение. На место Бога приходят сущности, называемые бесами и демонами.
     Даже согрешив против Бога, Бог нас не оставляет, он терпеливо ждёт нашего покаяния, сущность которого сводится к коренному изменению образа жизни через неприятие и ненависть к греху. Если бы Бог оставил человека, то он бы сразу же погиб, попав под власть тёмных сил.
     Через помысел и через образ, нечистый дух входит в человека и начинает насильственно обладать его душой и через страсть начинает мучить человека.
     Например, мужчине понравилась симпатичная женщина. В этот момент, его разум посещает помысел – познакомиться с нею и иметь «близкие отношения».
     Итак, схема воздействия беса отвечающего за определённый грех на душу достаточно проста: «помысел на грех – образ греха – собеседование с грехом – упование грехом – услаждение возможностью его совершить – хотение к нему – зависимость от него – желание совершить грех». А затем, как правило, человек находящийся в зависимости от него, совершает этот грех.
     Любой хульный помысел есть начало греха или малое беснование, когда благодать отходит от духа человека и он остаётся открытым воздействию демоническому, так утверждал Паисий Святогорец.
     Не может Дух Святой пребывать в духе, в котором, пусть даже на весьма тонком уровне действуют страсти.
     Вследствие же длительного пребывания в страстях, благодать оставляет дух, происходит «помрачение ума» и возникает желание оправдать эти страсти в себе, переложив вину с себя на Бога, когда человек заявляет обществу: «я родился таким...», и требует признания от общества его права на грех...
     Что в настоящее время происходит в Европе, когда люди не борются уже с грехом, а оправдывают его, поскольку грех превратился в страсть, довлеющую над ними. Отсюда истоки так называемого «гендерного равенства», соблюдения прав «сексуальных меньшинств», введения в школах уроков «секспросвета» и всего  того, что ведёт к растлению и уничтожению человека как образа Божьего.
     Всё это грехи содомские за которые господь и попустил уничтожение Земли!
     Достаточно одной страсти, через которую бес управляет человеком и человек находится уже в мире падших духов.
     У каждого есть своя страсть, которую он лелеет и умалчивает о ней, и не хочет с ней расставаться.
     Со слов Игнатия Брянчанинова: «Духи злобы с такой хитростью ведут брань против человека, что приносимые ими помыслы и мечтания душе представляются как бы рождающимися в ней самой, а не от чуждого ей злого духа, действующего и вместе старающегося укрыться…»
     Происходит эта брань в несколько этапов: прилог помысла – зарождение помысла в уме; сочетание – обращение внимания на вражеский помысел; сосложение – ощущение привлекательной стороны помысла и возникновение греховного желания; пленение – захват ума греховным помыслом и непреодолимое желание к его воплощению.
     Человек постоянно подвергается искушениям и находится в состоянии «брани» с луквыми духами.
     Под искушением следует понимать все тяжёлые для души переживания, приходящие к человеку извне по Божьему благоволению или попустительству, - для исправления или испытания в вере и т.п.
     Искушения могут приходить к человеку в виде болезней, нужды, несправедливости на работе, обид со стороны родных и от других людей, когда он восстаёт против Образа Божьего, а также в виде навязанных тёмными силами мыслей, нарушающих душевный мир человека и влекущих к нарушению Божественных заповедей.
     Эти искушения неизбежны для всех живущих на земле людей.
     По этому поводу Господь сказал: «горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам»
     Искушения - есть путь к Царствию Небесному через их преодоление.
     Как правило, искушения вводят разум человека в состояние постоянного безпокойства: недовольство своим материальным положением, самоукоренение, вражда или ненависть к кому-либо из окружающих, осуждение и т.д.
     Искушения возникают из хульных помыслов, о котороых было уже сказано.
     То, что может быть попущено Богом, попускается Им для спасения души. Можно сказать так и о болезни. Если бы Господь не попустил её, то человек бы не покаялся и не изменил свой образ жизни.
     Единственный выход – это духовный труд над собой, а также осознание необходимости искушений в нашей жизни.
     Физически мы трудимся, а вот духовно потрудиться забываем.
     В чём же заключается духовный труд?
     Духовный труд начинается с признания своей греховности и ничтожности в «глазах Божиих», а затем – принятие «страха Господня» - нежелания оскорбить Бога грехом и в «личном покаянии» через коренное изменение образа жизни, через признание человеком заповедей Моисеевых и заповедей Блаженств и строительство своей жизни только в соответствии с ними.
     Ненависть к греху – вот стереотипное поведение человека, живущего по заповедям Божьим и покаявшегося во всех своих грехах.
     При этом, покаяние не должно быть формальным, когда человек сходил в церковь на исповедь, зачитал с бумажки священнику свои грехи, после которой ничего в его жизни не поменялось, что напоминает скорее амнистию, не меняющую черты характера амнистированного.
     Покаяние есть изменение ума начинаемое с отвращения ко греху и исправление всей жизни своей в соответствии с Евангелиями.
     Поэтому, зная человеческую природу, Бог всегда призывает людей не подстраиваться под грешный мир, а преображаться обновлением ума: «…Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Римлянам 12:2).
     Исповедь же должна быть самообличающей, а не самооправдывающей, вслед за которой наступает очередь покаянию в виде изменения ума и нежелания совершать новые грехи.
     Человек претерпевший, перестрадавший свои грехи и страсти, отказавшийся от них, очистится через покаяние и возобновит своё общение с Богом, к нему незримо, только по воле Божьей, вернётся благодать, и он, не будет более пребывать в мире бесов и демонов.
     Воздействие же этих сил может ослабевать или усиливаться, что зависит от желания души исправиться.
     Во 2-м послании апостола Петра сказано «Но с ними случается по верной пословице: пёс возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идёт валяться в грязи» (2-е Петра 2:22).
     И об этом надобно помнить...
     Духовно потрудившись, человек приобретает духовный опыт и душа его уже в состоянии побеждать искушения и бороться с грехами и страстями своими, то есть самостоятельно ведёт «невидимую брань» с тёмными силами к стяжанию через эту брань Духа Святого Божия. Он уже находится в таком состоянии, когда его не оставляет благодать Божья и постоянно пребывает на нём.
     Надо помнить о том, что всё, что ведёт к смирению, ведёт к Богу.
     В ком есть смирение, в том есть любовь.
     Если духовный труд приводит к гордыне, то трудившийся отпал в прелесть, то есть находится в прельщении. Мы все прельщены дьяволом в той или иной степени и трудится надо много, но трудятся пока бесы.
     Прелесть означает обман, вследствие воздействия на душу тёмных сил. Самыми простыми примерами прелести могут быть: самомнение, самочиние, самоуверенность, непослушание, хвастовство, которые являются следствием гордыни.
     Самый краткий путь ко спасению - неосуждение и молитва, а также отрицание помыслов хульных.
     Спаси нас Господи!

     Источники:
      
     1. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. Российское библейское общество. Москва, 2012. – 1500 с., ISBN: 978-5-85524-150-1.
     2. Нилус С.А. Полное собрание сочинений. Tом 5. "Близъ есть при дверяхъ", Москва, Паломник, 2005. – 656 с., ISBN: 978-5-88060-047-2.
     3. Святитель Игнатий Брянчанинов "В помощь кающимся", Издательство "Сатисъ - Держава", 2014. - 32 с., ISBN: 5-7373-02741.
     4. Святитель Игнатий Брянчанинов. Избранные творения. В 2-х томах. Москва, Сибирская Благозвонница, 2010. – 205/104 с., ISBN: 978-5-91362-287-7, 978-5-91362-288-4
     5. Святой преподобный Серафим Вырицкий и Русская Голгофа. — исправленное и дополненное. — СПб.: Сатисъ, Держава, 2006. — 336 с., ISBN 5-7868-0061-X.
     6. Схиигумен Савва "Опыт построения истинного миросозерцания", Издательство ЗАО "Тираж-51", Краматорск, 2009. - 927 с., ISBN 978-966-302-924-5.
     7. Энциклопедия православной веры от А до Я (В изречениях Святых отцов), Спасо-Преображенский Мгарский монастырь, Издательство ЗАО "Тираж-51", Краматорск, 2004. - 671 с., ISBN 966-302-541-7

     2015


Рецензии