Истина и заблуждения, мысли

Истина и заблуждения.
Судьба, - это слово часто встречается в биографических текстах, когда описывают жизнь человека или всего человечества. И весь ход событий, все передряги и неудачи на жизненном пути приписывают судьбе.
Свойственно человеку всё преувеличивать. Даже истину, правду - мы склонны показать вышедшими из себя – преувеличенными. Для того чтобы увидеть всеобщий и вездесущий дух истины, надо любить такое презреннейшее создание – самого себя, человека. Потому что – «река истины протекает через ручьи и каналы заблуждений».
Кажется, будто Истина появляется как последнее слово: но нет! – последнее слово порождает новые слова. Так, например, атом, что значит неделимый, и тот оказался таким насыщенным новыми еще мельчайшими элементами, что до сих пор наука находит элементы, продвигаясь в микромир, который не меньше нашей Вселенной в другой стороне, в макромире.
«Вода в (заключенная) в сосуде (кажется) прозрачна. Вода в (глубине) моря – темна. (Так и) у маленьких истин есть явные слова; у Великой истины – великое безмолвие. Всё в этом мире служит истине, в том числе и ложь. Ведь тени не гасят Солнце, хотя загораживают его свет.
Для человека всегда была хороша только полная правда. Полуправда мало чего стоит, лишь раздражение дает уму нашему. И человек искал и ищет, докапывается до самых глубин, чтобы найти Истину. Отсюда, поиск истины стал чем-то важным и более важнее, чем обладание истиной. Истина – это то, что выдерживает проверку опытом. Вот и проверяем и перепроверяем даже простые истины.
Ранее, многие великие истины были для людей кощунством: как то, что Земля круглая. Ватикан не признавал этого вплоть до конца 20-го века! И можно было шутить, говоря правду. На свете нет ничего смешнее, как если сказать правду в глаза человека заблуждающегося. Истина, - такое понятие мира, что упрощает видение его, упрощает мир, а не то, что создает хаос, который кажется человеку, видящему огромное разнообразие явлений в нём. Это некий язык – собирающий всё воедино, выделяющий из многообразия – общее!
Однако. И ослепительная истина покажется пустыми словами там, - где её навязывают людям насильно. Как было не раз в истории: было, например, в Египте многобожие, каждому явлению природы отводилось место своему богу. Но пришел фараон, который хотел заменить многобожие поклонением одному Богу Солнца. Были стерты с барельефов все изображения, а навязывался культ. Недолго продлилось монотеистическое верование. Умер фараон и всё вернулось: снова много богов было в Египте, как и прежде.

Нам ли не наука, что навязывать истину нельзя. Но навязывание продолжается. А в народе как верили природным духам, так и верят: ходят в березовые рощи и пляшут возле костров, на летние праздники устраивают купания ночные и прочие обряды творят! А Церковь навязывает до такой степени свою «истину», что запрещает сказочные персонажи: Бабу Ягу и Домового. Навязанная «истина» не будет воспринята людьми.
Правда любит селиться в деле: по делам их судите их, говорит Господь в Писании. Не всякое дело есть правда. Но всякая правда живет всегда в делах человека. Узнал человек законы аэродинамики – и построил самолет! Узнал человек об электричестве и осветил все жилища лампочками и даже улицы фонарями. Всё это отвергала навязываемая «истина» религии. А дела её видимы всем: служители религий пользуются всеми благами науки, которые отвергаются их же проповедями!
Река Истины протекает, через каналы заблуждений.
У заблуждений нет предела. Человек мечтает освободиться, что значит стать независимым ни от кого и ни от чего. Истина в том, что мы повязаны многими нитями со всем окружающим миром, в том числе и с обществом себе подобных. Свобода? – о какой свободе речь, когда в нашем желудке живут бактерии, которые помогают нашему пищеварению и без них, без их работы мы не можем брать энергию. Мы зависим от природы: нам нужна вода, нам нужна определенная температура, которую нам дает природа. Так же и в обществе: рождаясь, мы нуждаемся в материнской опеке, в учителях, которые бы научили нас говорить и ходить через дорогу, по которой проносятся тысячи машин. Мы связаны множеством связей и зависимостей. Элементарно!
Не надо упорствовать в неразумном. Поселятся в пещере, когда построены дома высотные с лифтами. Туалет на улице – когда есть канализация со времен Римской империи. Разводить огонь трением палки об палку, когда есть спички и электричество, вместо лучинок! Допустив однажды промах, люди делают из него обязательство: обет; начав с ошибки, думают показать и похвалиться постоянством, продолжая в том же духе: аскетничество и монашество. Но уже монахи пользуются компьютерами и прочими благами. Сами-то они, перед судом своего разума ошибку осуждают, но перед людским судом – себя оправдывают. И если в начале их неразумной затеи их называли неблагоразумными (юродивыми), то упорствуя, - они достойны лишь звания глупцов. Ошибочное решение и упорство в невежестве, утверждается, коснеет в своем неразумии, - видать им хочется быть глупцами последовательными. Вот так и во всем мире творится.
От упорства в споре с истиной – больше потеряешь, чем выгадаешь. А когда местами победишь, - то не истину отстаиваешь, а свою глупость и неразумие.
У человека есть выбор, человек устроен с разбором. Многое в жизни зависит от разборчивости. А для этого требуется хороший вкус (который от воспитания зависит, в том числе и от самовоспитания) и верное суждение, то есть знания. Зубрёжкой и даже хитростью тут не возьмешь. А где нет выбора и разбора, - там нет и совершенства (когда человек пускается по течению, куда кривая вывезет). Умение разбираться, делать выбор, - умение отбирать только наилучшее – вот тут двойное преимущество дано немногим людям.
Есть люди и таланта плодовитого и изощренного, и ума-то острого, к тому же трудолюбивые и ученые, - но и те теряются. Как только дело доходит до выбора: того и гляди, как хватаются они за худшее, будто бы нарочно ошибаются. Очень сложно решиться противопоставить себя всему обществу. Мы связаны по рукам и ногам со всем миром.
Наша главная и большая ошибка – мы портим любое хорошее дело плохим проведением его в жизнь. Факт.
А еще есть заблуждения, заключающие в себе некоторую долю правды, и они самые опасные. Мы любим истину, но мы слишком снисходительны к заблуждениям, может быть, поэтому не всё у нас получается, - заблуждения мешают.
Из всех способностей человечка: быстрый бег на двух ногах, сила рук и пластика тела… - разум, уровень которого высок, и в котором объединение всех способностей (именно разум высчитывает и рассчитывает прыжок), - развивается труднее всего и позже всех. Рождается человек с неразвитым до конца маленьким мозгом. Даже переданные генами таланты от его родителей и предков не всегда удается развить в потомках, это не инстинкты, как у животных….
Во всех заблуждениях людей есть противоречия в самих себе; в истине противоречия все решаются. Но люди обычно считают, что лучше заблуждаться в толпе со всеми, чем в одиночку следовать за истиной. Этот инстинкт связи неуничтожим раз и навсегда. Редкие люди могут подавить этот «инстинкт толпы». Но такие люди были (Джордано Бруно, сожженный на костре и другие), есть сейчас и будут.
Есть заблуждения, которые нельзя опровергнуть перед человеком сразу, - надо сообщить заблуждающемуся уму новые знания, научить. Тогда заблуждения исчезнут сами собою. В этом отношении – образование играет огромную роль. И ни в коем случае нельзя его разрушать.
Не исправление ошибки, и покаяние (как Церковь в 1992 году признало Землю круглой планетой), а упорство в ошибочности своей – роняет честь любого человека или организации.
В науке надо повторять уроки, чтобы хорошо помнить их, как мы учимся в школе. А в морали надо хорошо помнить ошибки, чтобы их больше не повторять.
Самое глупейшее заблуждение, удивительное – это заблуждение в том, что счастье человека, чтобы ничего не делать! Наоборот. – Движение – это жизнь, развитие это движение вперед. Будем учиться сами, и учить своих детей!
Конец.


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.