Духовное завещание Эльдара
2015 год стал для Его кинозрителей – особенным. Грустным. Впервые. Его нет рядом с нами. Остались Его фильмы. Творческое наследие. Духовное завещание Эльдара.
В книге он вместе со своим зрителем размышляет об искусстве и его роли в жизни гражданского общества. И приходит к такому закономерному философскому выводу, который я привожу дословно: «Нам кажется - и Брагинскому и мне- что в искусстве интереснее находить нити, связывающие людей, а не границы, разделяющие их. Это трудно. Зато зритель и читатель всегда откликаются более благодарно, чем тогда, когда им демонстрируют ненависть, злобу, жестокость».
В одном только хотелось бы поправить автора.
Во-первых,как мне представляется, «не кажется» , а так оно и есть на самом деле , ИБО историческая практика жизни не раз подтвердила справедливость и жизненную обоснованность данного выстраданного ценою всей жизни в искусстве постулата, который можно по праву считать духовным завещанием Эль-дара. Божьего дара. От бога. Ибо художественные творения Э.А.Рязанова – творческий промысел. Живые нити, которые связывают людей воедино ради одной общей цели – жизни, мира на земле.
Во-вторых,не столько "интереснее",сколько важнее искать и находить именно нити и ниточки соприкосновения в общении,в коммуникации,которые не только материально,в общественном труде,связывают людей в XXI веке,но и духовно,то есть в культуре,в морали,в нравственности,в психологии,в языке.И прежде всего в языке искусства.Языке искусств,который,как показывает историческая практика, уже становится и языком политики,дипломатии,отличным от языка экономики и языка экологии.
Искусство - духовное завещание от одного поколения к другому и важно, чтобы оно при этом сохраняло свою преемственность.
А важнейшим из всех искусств,как мы уже хорошо знаем от коммунистов большевистского толка,является-кино.Именно киноискусству,кинематографу и служил преданно, искренне и верно всю свою сознательную, профессиональную и творческую жизнь Э.А.Рязанов.
Эльдар Рязанов обосновал данный художственный постулат только для искусства, но его значение и действие шире этих рамок и касается в первую очередь средств массовой информации, литературы,особенно драматургической, мировой политики, в целом жизни…Он ярко и наглядно отразил противостояние советского искусства и западного коммерческого искусства, советского созидательного образа жизни и западного бездуховного потребительского образа жизни, капиталистической системы и социалистической системы.
С распадом СССР в "холодной войне" рухнул государственный капитализм советского "военного коммунизма", но не социализм,и уж тем более не идея коммунизма. Слухи о их смерти несколько преувеличены. Ясно кем и ясно с какими идеологическими и политическими целями. Теми, кто сегодня в предсмертной агонии рвёт последние живые нити,нитки, связывающие людей доброй воли.Ищет и находит искусственные границы, разделяющие людей доброй воли.Сеет не разумное, доброе, вечное, а вражду,насилие и зло между народами.Нагло и цинично демонстрирует лютую человеконенавистническую ненависть к новому, злобу к миру и мирянам, жестокость и насилие к светлым людям.
Да, действительно, невероятно трудно и даже небезопасно сегодня в мире искать и находить живые нити, связывающие воедино, в одно целое людей доброй воли, доброго нрава,доброй веры,надежды и любви, но альтернативы этому нет и не существует. Именно этому нас учит советское искусство. Этому нас учит советское кино. Этому нас учат советские комедии с грустным лицом Эльдара Рязанова.
Этому учит нас наш Рязанов.
Кто первым сказал: Э-э-э… лик? Эльдар?
P.S. -Отличницей была,- сказала Осянина.- Круглая отличница - и в школе и в университете.
-Да,- сказал старшина.- Стихи читала.
А про себя подумал:не это главное.А главное,что могла нарожать Соня детишек,а те бы - внуков и правнуков,а теперь не будет этой ниточки.Маленькой ниточки в бесконечной пряже человечества,перерезанной ножом.
Повесть "А зори здесь тихие",Б.Л.Васильев
Свидетельство о публикации №215120801625